Тувинская правда 12+

Тувинский Шаляпин

24 сентября 2015
1228

Есть много прекрасных, красивых и особенных мест в нашей республике. Одно из них — местечко Уургайлыг в Тандинском районе. В былые времена на этом месте у подножия Танды-Уула стоял небольшой поселок старателей, рыли шурфы, от которых и пошло название. Но не только этим был знаменит этот уголок тайги — здесь находится известный в Туве и за ее пределами одноименной аржаан. Издавна сюда приезжали люди лечиться от многих болезней. Места здесь красивые и богатые: много целебных трав, разнообразие ягод и грибов, кедровые орехи, в тайге — много зверя и птицы. А у подножия — обширные степи, пригодные для разведения домашнего скота и полевых работ. Вот и тянулись сюда люди на постоянное жительство. В одной из таких семей, семье Оюнов, родился мальчик, которого родители назвали Болдукпаном. Произошло это 12 мая 1925 года.

Мальчик рос, как и все его ровесники в то время, помогая родителям. Отец был простым аратом. Родные со стороны матери слыли мастерицами, мужчины — славились столярным делом. У них-то подросток Болдукпан брал первые уроки резьбы по дереву, которые пригодились ему в зрелой жизни. Но отличало мальчика от сверстников, наверное, то, что он всегда пел. Специально ни у кого не учился, голос и слух, как говорят, были «от природы».

Дальше была учеба в школе села Бай-Хаака, куда переехала семья Оюнов. После ее окончания, пошел на курсы учителей, успешно закончив которые, молодой Болдукпан учительствовал в Бай-Хааке. Будучи человеком творческим, молодой специалист вел еще уроки музыки и руководил драмкружком в школе.

Проработав в райцентре три года, Болдукпан Дадар-оолович переехал в село Чал-Кежиг, где женился на красавице Испии, тоже из рода Оюнов. Девушка была работящей, в доме всегда царили чистота и порядок. И семеро их детей были всегда ухожены и опрятны, да и воспитывались на должном уровне.

Так бы и шла жизнь в размеренном ритме, но в 1951 году двоюродный брат Болдукпана Максим Мунзук пригласил его жить в Кызыл, да еще и работать в государственном тувинском театре. И началась для Болдукпана Дадар-ооловича нелегкая, но очень любимая и дорогая для него жизнь артиста. Ведь она состояла из постоянных концертов и выступлений перед публикой. Это сотни и сотни километров дорог по всей Туве, это дни, недели и даже месяцы вдали от семьи.

В поездках и гастролях случалось всякое. Бывало, ломался транспорт: шли до нужного населенного пункта пешком, на себе несли музыкальные инструменты и необходимый реквизит. Не раз и не два артисты передвигались верхом на лошадях или ехали в телегах. Порой было трудно, но молодость и энтузиазм побеждали трудности и передряги. Все, что нужно было для артистов, — теплый прием и заслуженные аплодисменты. Гостей-артистов народ любил и принимал с душой и чистым сердцем: всегда готовы были накормить самыми вкусными блюдами, устроить на ночлег, сколько бы народу ни было. А артисты отвечали хозяевам тем же: играли лучшие спектакли, исполняли песни и стихи.

Не отставал от своих знаменитых коллег, таких, как Кара-кыс и Максим Мунзуки, Алексей Хуурак, Николай Кысыгбай, и Болдукпан Оюн. Он выступал с сольными номерами, исполнял песни на тувинском и русском языках. Очень любили зрители в его исполнении народные песни «Ээн-куруг кагбаан-на мен», «Кадарарда хоюм чараш» и другие. Особой популярностью пользовалась у публики песня «Межегей». До сих пор никто не превзошел в исполнении этой песни Болдукпана Оюна. Недаром она стала, как говорят сейчас, «визитной карточкой» певца.

Были у него актерские работы в спектаклях «Самбажык», «Хайыраан бот» и других постановках. Играл на многих тувинских музыкальных инструментах: игиле, дошпулууре, бызаанчы, которые сам и изготавливал. Хорошо играл на баяне, да и сценические костюмы он умел шить сам. Писал стихи, были у него авторские песни, которые любил исполнять в дуэте с супругой в кругу друзей и соседей.

Болдукпан Дадар-оолович ездил в Москву на конкурсы, фестивали народного творчества. В первую же поездку в столицу нашей Родины после выступление на конкурсе его прозвали «тувинским Шаляпиным», хотя у него чистейшей воды тенор.

За годы работы в театре, а это 17 лет, Болдукпан Оюн многое сделал для развития тувинской культуры. Намного позже ему было присвоено звание «Заслуженный работник культуры Тувинской АССР». Правда произошло это, когда семья Оюнов переехала в село Кочетово Тандинского района, на свою малую родину.

В селе Суг-Бажы Болдукпан Дадар-оолович устроился работать в столярный цех совхоза. Вот где пригодились навыки, приобретенные в детстве от старших родственников. Он мастерил столы, стулья, мебель, сундуки. Сам делал остовы юрт и катал войлок. Вместе с супругой они шили национальные костюмы, халаты, детскую и взрослую обувь из кожи, украшенные тувинским орнаментом, кухонные принадлежности: специальные сумочки, мешочки для чая и соли. И все — качественно и красиво.

В селе Кочетово в 1984 году был создан фольклорный ансамбль «Конкургай» под руководством Болдукпана Бадыраа. Болдукпан Дадар-оолович принимал активное участие в подборе репертуара, делился опытом, приобретенным за годы работы в театре. И снова, несмотря на уже немолодой возраст, были поездки по всей Туве с гастролями, многочисленные выступления на республиканских смотрах, конкурсах и фестивалях. И, конечно, заслуженные победы и награды. Народ любил и уважал ансамбль и, естественно, его солиста. Когда Болдукпан Оюн шел по улице, люди говорили: «Это наш Болдукпан-артист!» И как же было не любить и не уважать человека, который, несмотря на свою известность, всю жизнь оставался скромным, отзывчивым, всегда готовым оказать помощь делом и советом. Ко всем этим качествам прибавьте еще и веселый нрав, умение вовремя и к месту отпустить добрую шутку, поучить уму-разуму, не повышая при этом голоса, и у вас готов портрет настоящего человека.

В селе Кочетово именем Болдукпана Оюна назван Дом культуры, там же, в филиале Национального музея, хранятся его личные вещи, концертный костюм, инструменты, которые изготовил и на которых играл артист. В 1994 году Болдукпана Дадар-ооловича Оюна не стало. Годом раньше ушла из жизни супруга Испии Ногаан-ооловна. Но в народе их помнят, и будут помнить многие и многие поколения.

Оксана БИЧЕ-ООЛ,

преподаватель МБОУ ДОД ДШИ им. Нади Рушевой

asdf asdf asdf