Одной из важнейших духовных скреп, как говорят сейчас, была в тувинской культуре семья. Она для тувинцев была смыслом жизни. Родители с большой любовью растили своих детей, а дети впоследствии содержали своих престарелых родителей, зная, что добро, сделанное сегодня отцу и матери, будет непременно возвращено их детьми. Этот закон жизни сохранялся на протяжении столетий.
Тувинцы очень любили детей и никогда их не наказывали, эту особенность народа отмечали многие путешественники конца XIX - начала XX века. Дети у тувинцев являлись самой главной ценностью, в них они видели смысл своей жизни. У многих авторов встречаются одни и те же детали, по которым можно судить, насколько привилегированное положение в обществе занимали дети. К ним «родители относятся удивительно бережно и заботливо».
Самым важным детским событием был Праздник Уруг дою – праздник обрезания волос в трехлетнем возрасте. По представлениям тувинцев в волосах заключалась сакральная сила, и до трех лет их нельзя было обрезать. Однако, как и любой другой народ Востока, тувинцы первым годом ребенка считали его пребывание в утробе матери, и на самом деле ребенку было два года. Это был первый большой семейный праздник при достижении ребенком трехлетнего возраста, именно тогда человек становился обладателем своей собственности – скота, который к свадьбе размножался до большого стада.
Немецкий ученый Эрика Таубе, изучающая фольклор монгольских тувинцев, отмечает, что «для тувинцев дети – самое ценное из того, что у них есть, и в сказке, в соответствии с этим тоже всегда подчеркивается, что ребенок – это лучшее, что может пожелать себе человек, и нет ничего необычного в том, чтобы усыновить ребенка, ибо бездетность и одиночество – большое несчастье в старости даже по экономическим причинам, так как еще и до сегодняшнего дня само собой разумеется, что родители в старости живут у одного из своих детей, который содержит их и заботится о них, а ему помогают и все другие братья и сестры». («Сказки и предания алтайских тувинцев», М.,1994, с.14.) Далее она отмечает, что почти за шесть месяцев, которые она прожила среди тувинцев в их юртах, ни разу не видела, чтобы ударили ребенка. «Благодаря нежному обращению с детьми в младенчестве, родители пользуются у них громадным уважением и любовью». Кроме того, ребенок видел, как к самому старшему в роду обращались окружающие в повседневной жизни и, особенно, при совершении обрядов.
Таким образом, основы традиционной этики познавались тувинскими детьми не через правила и требования «уважай старших», а через безграничную любовь.
Обычаем, роднящим тувинский этикет с другими восточными народами, который уходит сейчас из семейной обрядности, является особый ритуал приветствия в семье. Ребенка (как, в прочем, и возлюбленную) не целовали, а нюхали, чтобы уловить его запах, обонятельные ощущения больше значили на Востоке, чем вкусовые. Это, так называемый малайский поцелуй. «Замечательно, что детей урянхи не целуют, а нюхают, нежно прижимаясь к ребенку. Это можно наблюдать во всех хошунах», писал агроном А. Турчанинов в 1915 году. Важно отметить, что это не просто поцелуй, это целый ритуал, который говорил о любви и взаимных добрых отношениях взрослого человека и ребенка гораздо больше, чем слова.
Итак, ребенок в традиционной тувинской семье – это центр вселенной, это смысл существования самой семьи как социального института. О том, как безмерно тувинцы любили детей и не только своих собственных, говорит и известный, довольно распространенный в прошлом факт, когда они усыновляли детей из монгольских семей в пограничных с Тувой районах, когда в них появлялся нежеланный ребенок. Очевидно, у тувинцев такого, довольно жесткого обычая отказа, даже от незаконнорожденного ребенка у молодой мамы, просто не было. Если дочь в их семье рожала ребенка, не имея мужа, то её родители его признавали, и он становился их самым младшим и часто самым любимым членом семьи.
Роль отца заключалась в сохранении стабильности благосостояния семьи, он был гарантом прочности ее и уверенности в будущем. Символом этого является ежедневно повторяемое действо, которое на глазах у детей совершали родители: когда в юрту входил отец, супруга принимала его шапку и бережно клала её высоко, на аптара, поскольку шапка отца была вещным символом главы семейства. По рассказам пожилых людей, шапку нельзя было опускать ниже колена взрослого человека.
Детей не разделяли по половому признаку как у других народов. А. Турчанинов в «Отчете агронома Урянхайского края за 1915 год» отмечал: «После смерти отца сыновья делят наследство поровну, и незамужние дочери получают равную часть. Мать держится в большом почете, пожалуй, большем, чем отец. Мачеху дети могут отпустить домой с тем скотом, который она принесла в приданое».
Если отца дети уважали и почитали, то мать любили и жалели, поскольку она была всегда рядом с ними и делала много дел по дому. Интересно провести параллель о роли членов семьи с другими народами. Калмыки, как пишет Басан Захаров, – «глубоко осознавали, насколько ответственна миссия родителей, ведь ребенок на подсознательном уровне всегда старается подражать им. Поэтому взаимоотношения между членами семьи основывались на глубоком взаимном уважении. Отец был признанным главой семейства, жена всегда всячески подчеркивала социальную роль мужчины. Ему первому подавали еду и питье, ему принадлежало главное место в доме, его слово всегда было последним, а его решения не подлежали оспариванию. Жена и дети обращались к отцу всегда уважительно на Вы… В то же время роль женщины – хранительницы очага – была не менее велика, ведь на ней лежала основная нагрузка по воспитанию подрастающего поколения. Дети настолько любили и уважали мать, что, будучи уже взрослыми, беспрекословно выполняли все её малейшие просьбы. Женщина в калмыцком обществе была образцом нравственности».
Хочется особо выделить в традиционной тувинской семье и роль бабушки. В советской науке ей уделялось мало внимания, это связано и с массовой организацией детских садов и интернатов, и появившейся возможностью проживать раздельно от самого старшего поколения, когда влияние бабушки на воспитание ребенка практически исключалось. Однако у соседних тюркско-монгольских народов эта связь сохранялась и в настоящее время стоит восстановить утраченные совсем недавно знания. Итак, следующий вопрос: роль бабушки у монголов и алтайцев.
Как пишет ученый Д. Чулуунбат: «Для Монголии характерна связь между поколениями в семье, где детей воспитывают не только родители, но и многочисленные родственники. Особую роль в семейном воспитании играет бабушка. Почти вся гамма чувств – страх, радость, стыд, нежность – развивается у маленького человека в общении с бабушкой, которая очень близка, терпелива, порой жалостлива и бесконечно мудра. Она первая приучает к порядку, дает житейские навыки, знакомит с восторгом игры и с тем, что мир состоит не из одних только радостей».
В новое время, особенно с созданием нового социалистического строя, начался процесс распада традиционных семейных связей. Известный русский философ П. Сорокин ещё в работе «Кризис современной семьи» в 1916 г. в качестве отдельного аспекта выделил проблему разрыва традиционных связей между родителями и детьми в рамках семьи и передачу воспитательных и опекунских функций по отношению к подрастающему поколению в руки государства.
П. Сорокин писал, что воспитание и обучение перестало быть исключительно семейной прерогативой. Широкая сеть детских учебных учреждений, воспитательных заведений и тому подобное означает, по существу, что не только функция первого воспитателя и «скульптора» отнимается у семьи, но даже время, проводимое ребенком в кругу семьи, резко сокращается.
В настоящее время, в процессе модернизации тувинского общества, который начался с 1921 года, периода ТНР, по мнению ученого-философа В. Р. Фельдмана, «в процессе социализации личности тот набор социальных качеств, который был характерен для традиционного общества, более или менее быстро исключается из образовательно-воспитательного процесса, и его место занимают социальные качества, необходимые в современном обществе индустриальной цивилизации». Однако новые формы поведения не работают.
Важнейшей социокультурной задачей нашего общества является решение проблемы утраты межпоколенной связи, поддерживавшей морально-этические нормы в течение многих веков. Одна из причин этого явления – массовое строительство в советский период интернатов, в которых жили и учились дети чабанов. Учась читать и писать, они позднее отказывались продолжать заниматься традиционным видом деятельности тувинцев – скотоводством, и что, еще более важно, они были лишены духовного воспитания, этических норм, выработанных веками своим народом. Они стали носителями новой черты – иждивенчества. В то время появились первые признаки деградации общества, а именно: озлобление, зависть, массовое пьянство, разрушение института семьи.
И процесс этот, надо признать, начался еще в конце 1930 – 40-е гг., когда народная культура была фактически под запретом, когда не признавалась религия, обряды, праздники. В советский период в стране доминировала идеология коммунистической партии, в которой, как известно, были как свои негативные, так и позитивные стороны. Тогда проблема взаимодействия народов сводилась к влиянию русской культуры, как образцовой, на другие, которые принято было считать менее развитыми, отсталыми.
В настоящее время на улицах Кызыла, да и в районах часто можно увидеть, как молодые мамы публично «воспитывают» своих малышей не только криком, но и шлепками. Соответственно и дети громко кричат, совсем не обращая внимания на прохожих. Получается, что таким способом женщина приучает ребенка игнорировать общество и действовать исключительно в своих сиюминутных интересах.
Основы традиционной этики познавались новыми поколениями через поведение людей не только при проведении обрядов и праздников, а ежедневно. Сейчас эти цепочка прерывается, и это вина не только молодых тувинцев, но и их родителей и пожилых родственников, многие из которых, начиная с советского периода, воспитывались в интернатах. Для молодых людей традиционный этикет – как закрытая книга. Эти знания, которые предки тувинцев донесли до настоящего времени, надо воспринимать не только как историю, давно ушедшую эпоху, многое можно использовать и сегодня в качестве экологических и аксиологических, этических, мировоззренческих знаний. Сегодня этикет оторван от этических норм и религии, он превратился в набор приемов и правил.
Утрата семейных традиций, статуса семьи как главного фактора воспитания ребенка, утрата поведенческих стереотипов родителей привели к дестабилизации тувинского общества, в частности, к росту подростковой преступности. Известны случаи, когда детей 10-14 лет взрослые втягивают в сбор и транспортировку конопли, зафиксированы такие инциденты в Бай-Тайге, Монгун-Тайге, Танды, т. е. это повсеместная детская криминализация в Туве становится нормой.
Институт традиционной тувинской семьи стремительно разрушается. И это не только следствие глобализации, она существует во всем мире и в Японии, в частности. Однако там, наоборот, в связи с этим процессом семье уделяется ещё большее внимание, как гаранту сохранения национальной японской идентичности.
Назовем опасные для тувинского общества и всем известные новые тенденции, которые следует искоренять всем обществом. В нашей республике, судя по переписям населения, 62 процента детей рождается вне брака. Понятно, что не у всех этих детей нет отцов, но по разным причинам в документах они отсутствуют. Этому способствуют незначительно большие пособия на матерей-одиночек, многолетняя финансовая подготовка к свадьбе, безответственность молодых мужчин за родившихся детей, половая безграмотность, даже, скажем прямо, сексуальная распущенность.
Известны факты, когда родители сознательно способствуют тому, чтобы ребенку приписали несуществующую инвалидность ради пенсии по инвалидности или записывают своих детей сиротами, не понимая, что наносят колоссальный морально-психологический вред. Впоследствии он будет также строить свою семейную жизнь на обмане.
В последнее время в нашем обществе сформировалась новая традиция брать на юбилеи взрослых людей всех маленьких детей. Если раньше дети слушали на праздниках народные песни и сами приобщались к музыкальному искусству, то сейчас массовое потребление алкоголя ассоциируется с понятием праздник, в дальнейшем они встраивают приобретенные знание в свою семейную жизнь.
Семья по большому счёту состоит из представителей трёх поколений. Современные тувинские бабушки в большинстве своём не приобщают внуков, особенно девочек к тому, что должна уметь каждая женщина: готовить, шить, вязать, выращивать овощи. Интернаты и дешевые товары из соседней Монголии сыграли отрицательную роль, старшее поколение утрачивает навыки выделки шкур, обработки войлока и поэтому это не передается детям, легче выбросить в мусорный контейнер шкуры и шерсть баранов.
Известно, что человек, с раннего детства воспитанный в соответствии с нормами, правилами, закрепленными в традиционном этикете, знающий свою культуру, язык, историю, значительно лучше адаптируется в социокультурном пространстве, даже совершенно новом для него. Он воспринимает себя в глобализирующемся мире целостно, он крепко стоит на ногах, уверен в том, что всё делает правильно, не испытывая психологический дискомфорт, как человек, утративший свою национальную или региональную идентичность.
Должна быть историческая преемственность, сейчас же происходит разрыв ее, и это, как уже ясно видно, приводит общество к духовному одичанию.
Итак, какие меры необходимо принять, чтобы изменить ситуацию. Необходима актуализация отцовства и не только на правительственном уровне, но в самом обществе, в каждой семье.
В настоящее время требуются новые подходы в воспитании.
Развитие спорта должно стать ключевым направлением правительства, направить энергию мальчишек в здоровое русло, они должны иметь возможность показать свой спортивный талант на спортивной арене. Спорт вырабатывает в детях такие качества, как выносливость, терпение, выдержка.
Важным направлением должно стать художественное воспитание, это касается всех детей, но девочек особенно. В Японии уже в детском саду всех без исключения детей знакомят с игрой на национальных инструментах.
Воспитание девочек на отдельных классных часах с тематикой: сангигиена, половое воспитание, способы контрацепции, особенности материнского воспитания. Сейчас стали нормой публичные порки молодыми мамами своих маленьких детей, на этот факт обращают внимание и гости республики.
Объяснение традиционных норм поведения, придающих особый колорит, определяющих своеобразные черты тувинского народа через новые формы, понятные современной молодежи – театра, анимации или путем создания серии комиксов. При этом надо избегать пустого морализаторства, дающего обратный эффект, а стараться прививать уважение к своему народу, к его вековым традициям.
Религиозные учения также должны играть важную роль в воспитании молодежи, необходимо установить постоянное общение священников и подростков, организовывать совместные акции.
Если в традиционном социуме задачи воспитания решались через неукоснительное соблюдение традиций, в советское время – через постижение, обязательного предмета во всех учебных заведениях, марксистско-ленинской этики, то в настоящее время роль воспитателя исполняет государство в своих учреждениях образования и МВД. Семья как социальный институт должна вновь играть важную роль в воспитании ребенка, для этого каждый ее член должен осознавать свою долг и выполнять свои святые обязанности.
Айлана КУЖУГЕТ,
главный научный сотрудник ТИГПИ, доктор культурологии