Несмотря на то, что вопрос передачи ста процентов акции АО «Тувгаз» региону пока так и не согласован с их нынешним владельцем Газпром Межрегионгаз, республика делает многое, чтобы поставить предприятие на ноги. Этому мешает низкая платежная дисциплина централизованных потребителей «голубого топлива», а также появление на рынке Тувы конкурентов, реализующих газ в балонах, так сказать, из-под полы.
— Сегодня предприятие закупает газ из Томска, логистика хорошо отлажена, и перебоев с поставками в ближайшее время мы не предвидим, — рассказал газете начальник отдела топливного обеспечения минтопэнерго РТ Эдуард Бады-Саган. — Запасы газа в республике также сформированы в достатке.
Напомним, что проблемы предприятия начались давно, однако обострилась ситуация летом 2014 года, когда на Ачинском НПЗ, с которого в республику Тувгазом осуществлялись поставки «голубого топлива», произошла авария. Предприятию пришлось экстренно пересматривать логистику и закупать газ в Ангарске. Его перевозки по транспортному плечу в тысячу километров около полугода не были заложены в тариф. Возросшие транспортные издержки полностью легли на Тувгаз. Как рассказывают в Минтопэнерго РТ, лишь в 2015 году им удалось обосновать возросшие расходы предприятия Службе по тарифам Тувы, однако к тому моменту у АО уже сложился изрядный долг, и ситуация стремилась под откос.
Что касается нынешнего собственника Тувгаза Газпром Межрегионгаза, то, как в одном своем интервью газете отметил замминистра республиканского минтопэнерго Валерий Очур, тувинской структурой собственник не занимается и, видимо, заниматься не собирается.
— Тувгаз достался им (Газпром Межре-гионгаз — прим. ТП) в результате крупной сделки, касающейся больших активов Роснефти, — пояснил Очур тогда. — Для них это аппендикс. Так Роснефть избавилась от своих непрофильных активов.
В настоящий момент минтопэнерго Тувы пытается согласовать передачу ста процентов акций Тувгаза региону с Газпром Межрегионгаз. Однако встреча министра топлива и энергетики Тувы Романа Кажин-оола с представителем компании, запланированная на конец апреля, не состоялась. Сейчас переговоры продолжаются.
По словам гендиректора АО «Тувгаз» Валерия Иванченко, ситуацию на предприятии сегодня удалось стабилизировать. Тем не менее руководство констатирует снижение потребления газа в регионе, что не может не отражаться на финансовом благополучии предприятия.
— Введение нового, негазифицированного, жилья и снос ветхого жилого фонда, многие квартиры в котором были газифицированы, снижает потребление газа в регионе, — отметил он. — Если говорить именно о централизованном газоснабжении, то по этому пункту существует крайне низкая платежная дисциплина. Задолженности потребителя перед Тувгазом иной раз доходят до 30 тыс. рублей.
По мнению же источника, близкого к Тувгазу, еще сильнее по предприятию бьет появление в регионе конкурентов по снабжению населения баллонным газом. В Кызыле это, по информации источника газеты, две газовые заправки на «верхней трассе».
— Реализовывать баллонный газ они не имеют права, — подчеркивает источник. — Но о том, что приобрести у них заправленные баллоны можно, знают все без исключения горожане.
Любопытно, что прокуратурой республики была проведена проверка газовых заправок на «верхней трассе», однако надзорный орган не нашел доказательств нелегальной торговли баллонами с «голубым топливом». Газета же располагает рядом фотографий и видеоматериалов, подтверждающих реализацию баллонного газа на Магистральной. Один такой баллон стоимостью в 600 рублей был взвешен. Комментируя, эксперт отметил, что вес «заряженного» баллона должен составлять около 25,18 килограмма. Баллон же с Магистральной оказался чуть тяжелее 22 килограммов.
Комментируя проблемы с реализацией баллонного газа, в Тувгазе отмечают, что недолив не так страшен, как перелив.
— Перелив в баллоне особенно опасен зимой, — рассказывает главный инженер Тувгаза Михаил Масленников. — Элементарная физика: на холоде газ сжимается, а занеси в тепло — топливо начнет расширяться, и если в баллоне его больше положенного объема, давление раздавит резервуар изнутри, что, по понятным причинам, чрезвычайно опасно. Здесь мы досконально проверяем баллоны после наполнения мыльной водой, дабы избежать течей в клапане. Также подробно инструктируем покупателей о мерах безопасности. Стоимость баллона у нас составляет 552 р. 10 коп.
На предприятии считают, что именно перебои с поставками, случавшиеся ранее, позволили предприятию потерять потребителей. Привлекает клиентов и более простая процедура заправки газовых баллонов у конкурентов.
Сегодня по всей республике Тувгаз реализует не более 10–12 тонн «голубого топлива», что крайне мало, чтобы окончательно выправить финансовое положение предприятия.
Антон ПОСОХИН