Тувинская правда 12+

Тува - Монголия: совместные проекты

24 октября 2019
561

По личному приглашению президента Монголии Халтмаагийн Баттулга глава Тувы с рабочим визитом вылетел в Улан-Батор. Накануне Шолбан Кара-оол встретился с тувинскими журналистами и обозначил важные для республики и соседней страны задачи.

Во время деловой встречи предстоит обсудить очередной этап строительства железной дороги Кызыл – Курагино. Заинтересованность соседей очевидна: в 2017 году от Эрдэнэта Монголии началось строительство железной дороги в сторону тувинской границы. Железнодорожная ветка, ведущая из Тувы, должна стать продолжением в сторону разветвлённой сети Китайской Народной Республики. Запланированный железнодорожный коридор позволит продвинуть совместные проекты, направленные на экономическую составляющую, в частности, на энергетические вопросы – энергомост получил новый импульс, рассказал Шолбан Кара-оол.

- Поскольку сейчас есть большой профицит мощностей, эту тему можно решить за счет энергосистемы РФ и направить это электричество в сторону западной Монголии, продвигая сети в соседнюю страну с выходом на закольцованную российскую часть в Гусиноозёрской ГРЭС Иркутской области, –  пояснил Кара-оол.

Для Тувы и Монголии, кроме снижения стоимости электроэнергии, это еще и создание более безопасной и надежной сети энергоснабжения. Кроме того, сегодня на обсуждении еще один наиважнейший пункт в строительстве энергомоста. Предлагаемый российской стороной энергокоридор через Туву – лучшая альтернатива планам Монголии построить каскад ГЭС и гидроузел на реке Селенга и ее притоках – крупнейшем водном источнике озера Байкал. Подобное решение впоследствии может привести к глобальной экологической проблеме. Если же закольцевать энергомост в Иркутской области, проблемы мирового уровня можно избежать. 

В планах – сосредоточиться на переработке сельскохозяйственной продукции. Близость к такому большому соседу, как Китай, позволила Монголии продвинуться в малых производствах переработки шерсти, шкур. Особое внимание заслуживает тема, которая за последние пять лет перевернула структуру животноводства Монголии. Несколько лет назад в соседней стране отары овец были одного цвета – монотонного белого. Сейчас же у овец и козлят стало заметным рыжий и желтый окрасы. Монголия очень успешна в реализации переработки шерсти. Германия вложила в известную кашемировую фирму значительные средства. Переработка овечьего пуха, козьей, верблюжьей шерсти вышла на мировой уровень. Увеличились доходы монгольских чабанов с продажи шерсти своих овец.

- В своем послании на 2019 год я озвучил и инициировал проект «Дук» (Шерсть). Сегодня критически оцениваю работу исполнительных органов в его реализации. Тема заключалась в том, чтобы совместно с Тувинским государственным университетом выработать малые формы оборудования. За счет бюджетных средств закупить и распределить на территории Тувы оборудование для первичной обработки тувинской шерсти. Я бы не сказал, что реализация проекта стоит на нулевом уровне. Есть индивидуальные предприниматели, которые воспользовались шансом: смогли получить деньги, закупили оборудование и приступили к работе. К сожалению, этот проект не получил большого распространения у нас в республике. Увеличение таких небольших предприятий в конечном итоге послужило бы хорошим подспорьем для создания предприятия республиканского уровня, которые выступали бы получателями первичной обработанной шерсти и занимались вторичной обработкой шерсти для того, чтобы получать свою продукцию. Хотел бы вместе с президентом Халтмаагийн Баттулга обсудить эту тему, а также возможное привлечение инвестиций на совместное предприятие для переработки шерсти. Если в этом будут заинтересованы монгольские предприниматели или те, кто реализовал этот проект, я был бы очень рад. Также хотим кардинально изменить картину интенсивности производства животноводства, – поделился планами глава Тувы.

Одна из перспективных идей Правительства Тувы связана и с организацией совместного российско-монгольского предприятия по производству мясопродуктов на основе глубокой переработки мясного сырья. По оценкам специалистов, экологически чистая продукция будет иметь большой спрос в России.

Также в Улан-Баторе продолжится обсуждение воздушного транспортного коридора. В Кызыле после капитальной реконструкции заработал новый аэропортовый комплекс. За счет модернизации взлетно-посадочной полосы там уже готовы принимать воздушные суда любых типов. Шолбан Кара-оол планирует вернуться в Туву на первом пробном рейсе, который состоится уже на этой неделе.

- Даю сигнал, прошу, чтобы мои коллеги обеспечили мой прилет монгольской авиакомпанией «Хунну Эйр». Предстоит проверить схему полетов по рейсу Улан-Батор – Улангом – Кызыл и обратно. Учитывая авиационные коридоры и время ожидания в аэропорту, время полета между Улангомом и Кызылом будет составлять два часа, что является абсурдом. Если мы первые формируем этот маршрут, то у нас есть возможность объяснительно-доказательную часть произвести так, как это должно быть, а не так, как сейчас его сформировали, – резюмировал он.

По итогам встречи Глава Тувы снова встретится с журналистами и поделится всеми подробностями.

Дина МЫНДРИМА

asdf asdf asdf