Тувинская правда 12+

Тува — Монголия: особые отношения

20 июля 2017
1904

Госсекретарь Министерства иностранных дел Монголии пригласил главу Тувы посетить Улан-Батор.

В Туве побывала монгольская делегация во главе с госсекретарем Министерства иностранных дел Монголии господином Д. Даваасурэном. Представители соседнего государства в воскресенье пересекли границу на пункте пропуска «Цаган-Толгой», расположенном на юге республики в Эрзинском районе, а по завершении рабочего визита они намерены выехать через «Хандагайты-Боршоо» в Овюрском районе Тувы. Так они знакомятся с дорогами республики, изучают возможности тувинских территорий. Не случайно. На встрече с главой Тувы Шолбаном Кара-оолом господин Д. Даваасурэн заявил, что у Монголии есть планы строить железную дорогу до Эрзина (Тува), но пока нет конкретной информации о расстояниях и особенностях территории. По словам госсекретаря МИД Монголии, они придают особое значение развитию сотрудничества с приграничными регионами России.

— У нас развивается восточный коридор. Началось строительство железной дороги через Эрденет, — сказал Д. Даваасурэн.

Гости поделились, что успели посетить Национальный музей Тувы, где увидели богатые экспозиции, ценные материалы. По их мнению, музей превзошел все ожидания по своему качеству и содержанию. Госсекретарь Д. Даваасурэн подробно рассказал о последних важных событиях из жизни Монголии, об итогах выборов президента сраны и намерении развивать сотрудничество с Россией.

Особый упор на развитие экономических отношений. По сравнению с прошлым годом, объем торговли между Монголией и Россией вырос на 40 процентов. Но есть еще барьеры по санитарным, фитосанитарным, карантинным нормам. В связи с этим власти Монголии ведут переговоры с Минэкономразвития России по вопросам организации свободной торговли, в частности, по созданию свободных экономических зон в Монголии.

— Сейчас много говорят о проекте «Один пояс — один путь». У всех есть свои интересы, но мечты у нас одинаковые. Поэтому мы должны очень тесно работать и сотрудничать. Официально приглашаю вас, Шолбан Валерьевич, посетить Монголию, — обратился к главе Тувы господин Д. Даваасурэн.

Глава Тувы Шолбан Кара-оол выразил благодарность за приглашение и отметил положительную работу Генерального консульства Монголии в Кызыле:

— Я благодарю министерство иностранных дел Монголии за решение создать в Кызыле генеральное консульство и стремление преумножать его работу. Для нас это честь, и одновременно, большая ответственность. Учреждение МИДа Монголии во многом помогает нашим людям беспрепятственно решать все свои проблемы. Решение по безвизовому режиму для нас является большим достижением, тем не менее возникает много других гражданских вопросов, в решении которых генеральное консульство оказывает помощь. В лице генерального консула госпожи Б. Ганцэцэг мы получили партнера, человека, хорошо понимающего рабочие вопросы.

Глава Тувы в ходе встречи подробно изложил суть главных инфраструктурных проектов Республики Тыва: перенаправление федеральной трассы М-54 в сторону Хандагайты (Тува) — Боршоо (Монголия), работа по приданию многостороннего статуса данному пункту пропуска, модернизация аэропорта Кызыла и вывод его на международный уровень, проект строительства железной дороги «Курагино — Кызыл» с перспективой продления ветки до территории Монголии. Глава региона обратил особое внимание на таможенный пункт «Хандагайты — Боршоо» и призвал занять активную позицию по вопросу придания ему многосторонности.

— Поворота федеральной трассы М-54 в сторону Хандагайты мы смогли добиться при поддержке Президента России. До этого она содержалась на региональные средства в размере всего 22 млн. рублей. В этом году сумма существенно выросла до 300 млн. рублей. Это отразится на качестве полотна, безопасности дороги и, соответственно, на увеличении потока людей. Но по причине того, что таможенный пункт «Хандагайты — Боршоо» обслуживает только граждан Монголии и России, упускаются большие возможности в туристической отрасли. К нам все чаще приезжают европейские, юго-восточные, азиатские туристы, было бы здорово этот потенциал использовать. Если возможно, я прошу вашей активной позиции по данному вопросу. С российской стороны нюансы бюрократического характера почти преодолены. Требуется активность монгольской стороны, чтобы претворить в жизнь договоренности между главами наших государств.

Также глава республики Шолбан Кара-оол отметил, что проект строительства железной дороги «Кызыл — Курагино» остается одним из главных приоритетов.

— Правительство России и частный инвестор прилагают все усилия, чтобы начать реализацию железнодорожного проекта. Ведутся переговоры с китайскими партнерами. Отрадно, что Монголия заняла активную позицию и даже упреждает все то, что мы делали. С большим удовлетворением воспринял новость о концессии, представители которой неоднократно приезжали в Туву и сейчас они инициируют встречи в Москве. Обязательно приму участие в этой работе, так как особо заинтересован в том, чтобы этот проект состоялся, ведь многие проблемы республики связаны с труднодоступностью. Тупиковость дороги неприемлема, она должна идти далее в сторону Монголии, в сторону юго-восточных рынков. Отстаиваем эту позицию.

Рассказывая про аэропорт Кызыла, Шолбан Кара-оол подчеркнул, что сейчас взлетно-посадочная полоса приведена в соответствие международным стандартам.

— Мы завершаем реконструкцию. Предполагаем, что к 15 августа строительные работы будут завершены, останутся работы по монтажу светосигнального оборудования. Наш аэропорт должен стать международным и, прежде всего, направленным в сторону Монголии. Убежден, будут востребованы авиарейсы между Улан-Батором и Кызылом. Вижу особую потребность в этом у наших земляков. В Улан-Баторе есть наши студенты, многие наши предприниматели ездят как в Китай, так и в Монголию.

Стороны коснулись и вопросов переработки сельхозпродукции, отметили необходимость борьбы с бюрократией в процессе сертификации малых предприятий.

— Завоз того или иного оборудования обязательно сопровождается большими препонами и требованиями сертификации, признанием в реестре. В конечном итоге это отражается на производительности труда, — считает Шолбан Кара-оол. — Если с вашей стороны есть такие проблемы, то просил бы обратить на это внимание. Это очень помогло бы нашим фермерам в их производстве.

В ходе встречи прозвучало, что территории Тувы и Монголии богаты угольными месторождениями, и это благо нужно направлять на развитие, совместными усилиями заниматься поставками угля в КНР, где он очень востребован.

— Поэтому вопросы развития инфраструктуры очень важны как для нас, так и для вас. Китайцы сейчас очень активно развивают тему шелкового пути через Казахстан. Нам ни в коем случае нельзя оставаться в стороне, — считает глава Тувы.

Госсекретарь министерства иностранных дел Монголии Д. Даваасурэн поддержал взгляды и позицию Шолбана Кара-оола.

— У вас очень красивые горы, очаровательная природа. Нам нужно чаще общаться. Мы должны приложить усилия, чтобы показать нашим народам эту красоту. После распада СССР во всех экономиках начались трудности. Когда я переходил границу через Арц-Суур, это был долгий процесс. Заполнение бумаг, проверка. Считаю, что необходимо совершенствоваться, чтобы повысить пропускную способность, привлечь туристов. Ждем, когда вы закончите реконструкцию аэропорта, будем налаживать рейсы. В нашей культуре много общего, нужно развивать сотрудничество, обмениваться делегациями.

По итогам встречи глава Тувы Шолбан Кара-оол написал в своем блоге:

«Здорово, что братская Монголия искренне заинтересована в сотрудничестве и взаимодействии с приграничными регионами России. В этом смысле у Тувы и Монголии свои, особые отношения. Испокон веков мы близки по духу, и у нас много общего — наши предки, культурные истоки. Поэтому рад встрече с Госсекретарем Министерства иностранных дел Монголии господином Д. Даваасурэном. Визит высокой делегации в нашу республику после избрания нового президента Монголии Халтмаагийна Баттулга — событие исторической важности. Темами нашего разговора стали — экономические коридоры, инфраструктурные условия для сотрудничества, строительство железной дороги, развитие приграничья, активизация совместных ярмарок, создание благоприятных условий для предпринимателей и пассажиров. Подробно рассказал обо всех шагах Тувы к дальнейшему развитию и призвал к активности по вопросу придания многостороннего статуса пункту пропуска «Хандагайты — Боршоо». Сошлись в едином мнении: дорожная и транспортная инфраструктура на наших территориях являются главным залогом экономического развития».

Долаана САЛЧАК

asdf asdf asdf