Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Тува — это сказка

17 мая 2018
442

15 мая делегация Тувы под руководством главы республики Шолбана Кара-оола продолжила рабочие встречи с руководителями правительства Монголии.

Во второй половине дня глава Тувы Шолбан Кара-оол встретился, в частности, с заместителем председателя правительства Монголии г-ном О. Энтувхшином, министром обороны Монголии Н. Энхболдом, а также государственным секретарем министерства продовольствия, сельского хозяйства и легкой промышленности Д. Энхбатом. 

На встречах обсуждались пути расширения торгово-экономических, культурных и туристических контактов, о чем ранее договорились Шолбан Кара-оол и президент Монголии Х. Баттулга.

Выполнение этой задачи требует новых подходов и более активного взаимодействия в сфере обустройства и развития пограничных переходов, таможенной инфраструктуры, служб ветеринарного и фитосанитарного контроля, совершенствования процедур пропуска транспорта, грузов и пассажиров через границу. 

Со своей стороны республика уже многое предприняла, чтобы деловые связи с соседями уже с 2018 года вышли на качественно новый уровень. Изменен маршрут федеральной трассы «Енисей», которая теперь выходит к КПП «Хандагайты — Боршоо». С 2017 года началась реконструкция этой дороги и обустройство придорожных объектов, которые призваны оживить транспортный поток в сторону Монголии. Кроме того, Тува добилась для своей таможни от федеральных властей права декларировать товары, востребованные у соседей.

В частности, начиная с 2018 года республика готова экспортировать деловой лес и пиломатериалы, в которых нуждаются приграничные аймаки Монголии. С их губернаторами существует договоренность о поставках яиц и мяса кур Кызылской птицефабрики, а также иных промышленных и продовольственных товаров, производимых в Туве и регионах Енисейской Сибири. 

Министр обороны Монголии Н. Энхболд тепло приветствовал главу Тувы Шолбана Кара-оола.

— Я рад встрече на земле Монголии, ведь мы лично знакомы с Вами и должен сказать, что Тува — это настоящая сказка.

Министр обороны Монголии заверил, что всегда будет поддерживать Республику Тыва. 

 

СВЕРХДЕЛОВОЙ ВИЗИТ

Глава Тувы Шолбан Кара-оол находится с рабочей командировкой в столице братской Монголии городе Улан-Баторе. 14 мая в Государственном дворце состоялась встреча Шолбана Кара-оола с Президентом Монголии Халтмагийном Баттулгой. Разговор был очень теплым и доброжелательным. Г-н Х.Баттулга живо интересовался подробностями реализации крупных инфраструктурных проектов, в которых участвует Тува. 

— Еще в нашу предыдущую встречу во Владивостоке мы пришли к взаимопониманию в вопросах развития наших регионов, договорились каждый на своей территории объединять усилия для строительства общей логистики, включая железную дорогу, автомобильное и авиасообщение. Поэтому его порадовали наши успехи и в модернизации аэропорта Кызыл, и в реконструкции нового направления федеральной дороги, которая должна сомкнуться с дорогами Монголии и серьезно оживить торговый трафик, в том числе китайский транзит», — отметил глава Тувы Шолбан Кара-оол по итогам встречи.

По его словам, Монголия тоже сделала хорошие встречные шаги. Железная дорога от Эрдэнэта на север, к российской границе, навстречу ветке Кызыл — Курагино уже строится. Идет работа над проектом российско-монгольского энергомоста, в котором Тува может стать посредником в передаче электроэнергии.

— Позитивно президент Монголии воспринял весть о создании Енисейской Сибири. Ведь теперь все те проекты, о которых мы говорили на экономическом форуме, будут продвигаться и реализовываться не только Тувой, но и Красноярским краем с Хакасией. А это уже более твердая гарантия их выполнения и четкий знак соседям активизировать встречное движение. Должен сказать, что не только Президент Баттулга, но и правительство Монголии, министры, с которыми мы встречались, поддерживают сближение наших государств и регионов. В возможности стать регионом-транзитёром монголы, как и мы, видят громадный потенциал развития и интеграции в мировую экономику. Активное расширение сети общих дорог и каналов партнерских связей — это самый надежный путь к благосостоянию наших народов, в этом мы единомышленники. Будем продолжать работать над этой задачей», — подытожил встречу глава Тувы Шолбан Кара-оол.

Нынешний визит в Монголию глава Тувы назвать сверхделовым. На повестке важнейшие для обеих сторон инфраструктурные проекты — сразу четыре транспортных коридора между Россией и Монголией: энергетический, железнодорожный, автомобильный и авиационный.

В Улан-Баторе за столом переговоров с представителями тувинской делегации встречались уже не политики, а специалисты. Состоялись встречи с министром внешних сношений Монголии г-ном Д. Цогтбаатаром, министром развития дорог и транспорта г-ном Ж. Бат-Эрдэнэ и другими. 

По их итогам однозначно можно сказать: проекты восприняты положительно.

Речь идет, во-первых, о транзите электроэнергии через Туву в Монголию. Сейчас один киловатт, который поставляется из Китая, обходится монголам в переводе на наши деньги почти в 10 рублей. Россия готова построить энергокольцо через Туву в Монголию и далее, на Бурятию. За счет этого стоимость электроэнергии может упасть, как минимум, в полтора раза. Думаю, от такого предложения трудно отказаться. Для нашей республики это дополнительные возможности развития своего энергокомплекса, а самое главное — появится реальный шанс снижать цену для населения. 

Второй проект — общая железная дорога. С началом строительства Кызыл — Курагино такая перспектива становится реальностью. Монголия с 2017 года уже начала укладывать рельсы от Эрлэнэта до Овоота, т.е. в сторону Тувы. Стыковка обеих линий, которые запроектированы как тупиковые, напрашивается сама собой. Транзит позволит в разы сократить сроки окупаемости инвестиций, не говоря уж о выгодах для экономического сотрудничества и развития территорий Монголии и Енисейской Сибири. 

Воздушный и автомобильный коридоры между нами, думаю, не нуждаются даже в какой-то особой аргументации. Высокая мобильность давно стала нормой жизни и для бизнеса, и для простых людей. Через тувинский КПП «Хандагайты», когда расширим его функции, транспортное «плечо» для грузов в Китай, например, из Красноярска сократится почти на 700 км, из Хакасии — более чем на 1000. Это большой плюс малому и среднему бизнесу, который как раз использует больше автоперевозки. 

«После проработки специалистами наш разговор с Президентом Баттулгой был намного предметнее», — отметил глава Тувы Шолбан Кара-оол. 

15 мая, во второй день официального визита в Монголию, делегация Тувы под руководством главы республики Шолбана Кара-оола провела встречи с министром природы, окружающей среды и туризма Н. Цэрэн- батом и заместителем министра энергетики Т. Гантулга.

С руководством экологотуристического ведомства обсуждались перспективы партнерства в освоении природных ресурсов и расширения сотрудничества в области туризма. Как отмечалось, обоим сторонам есть, что предложить друг другу, а также поучиться друг у друга в деле организации международного туризма. 

На встрече в Минэнерго Монголии разговор шел о взаимодействии в реализации проекта по строительству энергокоридора «Россия — Монголия». В настоящее время работа над ним ведется на уровне энергетических компаний с той и другой стороны. 

В частности, Россети предлагают Монголии создать энергомост от Саяно-Шушенской ГЭС через Туву, который позволит на порядок увеличить мощность монгольской энергосистемы и с запасом обеспечит потребности экономического развития страны.

Юрий НИКИТИН