Тувинская правда 12+

Царский подарок

1 июля 2014
1196

Свершилось! Кызылчане и гости нашей столицы уже увидели три постановки в конце минувшей недели знаменитого коллектива. Поистине царский подарок Московского академического театра имени Владимира Маяковского, где с недавних пор художественный руководитель — Миндаугас Карбаускис. Если говорить о первых впечатлениях — восторг и радость от встречи с волшебниками сцены. Браво! Молодцы!

Напомним: большие гастроли этого лета в России идут благодаря федеральной программе, координирует их центр поддержки Министерства культуры страны. Его генеральный директор Евгения Шерменева тоже прилетела в Туву, участвовала в церемонии открытия праздника в Кызыле в пятницу, 27 июня. Евгения Борисовна заметила, что 26 проектов в регионах России по линии центра, этого давно не было. Министр культуры РТ Вячеслав Донгак передал ей благодарственное письмо. А директор театра Станислав Ириль и его главный режиссер Алексей Ооржак вручили гостям бубен-дунгур: чтобы дух был на высоте.

Так и случилось. Начало гастролям положила постановка «Дядюшкин сон» Федора Достоевского, режиссер и автор инсценировки — Екатерина Гранитова, художник — Елена Ярочкина, художник по костюмам — Максим Обрезков. Премьера была 4 сентября 2012 года. Наверняка Федор Михайлович для многих после трехчасового просмотра (время пролетело как один миг!) открылся с неожиданной стороны. Почти полный зал (тут оплошала мэрия: перед началом действа вернула несколько десятков билетов в кассу) с восторгом следил за происходящим, восхищаясь декорациями, костюмами, главное — игрой актеров. Хорошо, что есть программки на все спектакли, можно приобрести и литературу о кумирах, этих книг в Кызыле не продают.

«Дядюшкин сон» привезен не в облегченном варианте, а мы имеем счастье видеть московский, без скидок. Одни декорации чего стоило смонтировать — махину, дом-усадьба двухуровневая российской глубинки царских времен. Даже свой занавес привезли, он используется в геометрии действий. Нет проходных ролей, каждый лицедей создает незабываемый образ, даже слуги, которым мало выпало говорить. Глыба, мощная постановка — да, вечен русский классик. Яркие костюмы, интересные декорации (мы, к сожалению, этим обделены давно). Конечно, всматриваемся в дочь Зину — Полину Лазареву, представительницу известной династии (внешне — совсем не бабушка Светлана Немоляева). Но нас пленила, по-другому и не скажешь, заслуженная артистка России Ольга Прокофьева — Марья Александровна Москалева, мать Зины. Купается в роли, слияние бешеных темпераментов исполнительницы и создаваемого ею образа. Правду говорят: жить на сцене, это про Ольгу Евгеньевну. В тонусе, замечательная физическая форма, хотя и разменяла пятый десяток.

Выверены все мизансцены, добавляет аромата действию инструментальное трио. Радует отсутствие фонограммы, артисты сами поют, да еще как! Арфы органично вписываются в сюжет — образы-трансформеры: и игра на нервах, на струнах душ, и перегородки-двери.

Но как актуальна и современна история! Про нашу жизнь: маменька из кожи лезет, чтобы составить выгодную партию дочери, а папаша Афанасий Матвеич (Дмитрий Прокофьев) наслаждается банькой в деревне, ни о чем насущном не думает. (Согласитесь, знакомая нам история.) И какое тонкое кружево интриг плетет провинциалка Москалева, как выкручивается из щекотливых ситуаций! Преображается и дочурка, чье сердце поначалу было полно сострадания, но благодаря наставлениям родительницы оно закаменело. Усилия обеих принесли результат. Правда, не с князем, которого нам блестяще представил заслуженный артист России Игорь Марычев, этот неожиданно скончался. Как и Васенька, чистая любовь без корысти Зины. Нашелся другой объект.

Артисты наслаждаются игрой. Особое внимание — эпизодам, комичным, саркастичным, трагичным, из чего плетется сюжет. А мы обворожены искрометными талантами гостей — создаваемыми ими образами, сочными, колоритными, вечными, заполнено пространство сцены. Как смеялись над разборками с воровством кусочков сахара! Такое это знакомое и непреходящее… Зрители долго аплодировали москвичам. И — цветы, цветы, цветы.

Во второй день слово дали молодежи. На Малой сцене театра она показала «Девятьподесять» Саши Денисовой, режиссер — Никита Кобелев. Премьера — к 90-летию знаменитого коллектива, 2 декабря 2012 года. Это постарались собрать, найти воспоминания о былом, «озвучить» тени прошлого и показать настоящее. Бережно и с любовью сделано к родным стенам. Даже нам демонстрируют отрывки кино- и видеохроники замечательных мэтров.

Небольшой зал наш полон. Кто перед нами только не предстал! И сколько порой юмора в сюжетах. Их около 15. Мейерхольд и Луначарский, Свердлин и Бабанова, Охлопков и Самойлов, Брук и Гончаров, Костолевский и Немоляева (она особенно удалась Нине Щеголевой). Мне же приятно было увидеть историю, как юную Нину Тер-Осипян (опять же Нина Щеголева) принимал в труппу Мейерхольд.

Мне посчастливилось увидеть ее игру в 2001 году, когда в Москве шли Дни культуры Тувы. В первый же вечер 26 ноября мы отправились в знаменитый старинный дом в центре столицы. Удивили замысловатые длинные переходы в здании, не первой свежести какие-то обшарпанные стены, где местами даже краска осыпалась. Сопровождавшие сотрудники мэрии времен Лужкова оправдывались: еще руки не дошли навести порядок. Но воздух храма искусств сохранил аромат истории.

Давали «Шутку мецената» А. Аверченко. Всего восемь актеров заняты, среди которых Е. Симонова, встававшая на пуанты по ходу сюжета, А. Лазарев-старший (ему кто-то из зрителей кричал: «Слава Александру Лазареву!»). Анну Матвеевну играла народная артистка РСФСР Нина Мамиконовна, родившаяся в Баку в 1909 году. Не играла, жила на сцене, это было колдовство. Живая легенда легендарной сцены, где она прослужила всю жизнь, 77 годков, с юных лет, начинала в 1925-м. В фильме «Старые клячи» Э. Рязанова ее героиня запомнилась фразой «Отдайте икру правительству — оно всегда знало, что с ней надо делать!» Если раз увидел созданные образы Тер-Осипян — покорен был ее игрой навсегда. 24 июля 2002-го великой актрисы не стало… Такие памятные встречи, из дорогих, всколыхнула юбилейная работа «маяковцев». Порой байки о постановках дольше живут, чем сами спектакли…

В воскресенье по российскому радио обычно идет около полудня программа А. Калягина. В минувший выходной дали запись его беседы с… М. Филипповым! Мистика какая-то. И ведущий сожалеет, что до сих пор не увидел «Канта», о котором в Москве говорят. А столичную публику трудно удивить… Еще узнала, что Михаил Иванович сейчас репетирует «Лир — король», премьера которого намечена на конец августа. Да, Александр Александрович спектакль Миндаугаса Карбаускиса еще не посетил, а нам в Кызыл его привезли. Ура! И именно в это воскресенье показывали!

Основа — Марюса Ивашкявичюса, перевод — Георгия Ефремова, пространство — Сергея Бархина. Премьера — 17 декабря прошлого года. Кто-то скажет: фи, философия, заумь, рассуждения ни о чем. Нет! Это опять же получилось современно, актуально, иронично, комично — нам было комфортно, интересно, органично целых три часа в обществе Иммануила Канта и его окружения из века XVIII-го.

Декорации — на сцене, красного цвета «амфитеатр», где расположились зрители. Уже интересно. В центре — стол, за которым происходит тот самый обед, что длился долго-долго в реальности, да и ел основоположник немецкой классической философии один раз в день. Играть — сложно, получается глаза в глаза с аудиторией. Но это по плечу ансамблю из 10 творцов. Народные артисты России Михаил Филиппов, Анатолий Лобоцкий, Игорь Костолевский, Светлана Немоляева, заслуженные артисты России Александр Андриенко, Виктор Запорожский, Юлия Соломатина, Юрий Коренев, Вера Панфилова, Нияз Гаджиев доставили нам море удовольствия от встречи с их талантами, мастерством перевоплощения, как говорят, умением держать паузу.

Да-да, тогда тоже обсуждали какие-то извержения вулканов, странную погоду, диковинки техники, природные катаклизмы, мистику, политические интриги и т.д. Актеры купаются в ролях (хотя играть трудно, жара, нет вентиляции, они в сюртуках и париках), вовлекая нас в перипетии бесед неординарных собеседников. И странно, но… Великому жителю Кенигсберга повезло со слугой Мартином, который во взглядах на жизнь порой не уступает хозяину, если не сказать более. И о вечном не забыли. Можно о многом говорить, скучать, интриговать, перемывать кости знакомым, а верх берет основной инстинкт. Что наглядно показало появление странной путешественницы, юной и прехорошенькой. Этакий фантом: из никуда в никуда.

Трудно выделить кого-либо особо из мастеров. Но Михаил Филиппов — очень живой Кант, получился человек из плоти, не без чудачеств. Кажется, слуга Мартин Анатолия Лобоцкого вышел из нашего времени, так он органичен в образе. И вроде даже не играет. Как замечательно хороша в небольшой роли Светлана Немоляева! Ее старшая сестра милосердия Анна-Регина пришла в дом Канта в поисках петуха. Но за считанные мгновения мы ощутили всю жизнь этой пожилой несчастной женщины.

Видеть надо. Великие артисты. Интересная постановка. Выделяется из общего ряда. Неординарная.

Низкий поклон вам, москвичи!

Марина КЕНИН-ЛОПСАН

asdf asdf asdf