Удобное кресло с подлокотниками; справа — полочка с клавиатурой и оптической мышью. Подлокотники плавно переходят в блоки управления, которые с двух сторон сжимают кресло. На блоках — кружки индикаторов и рычаги с кнопками. Перед сидящим в кресле — огромный монитор.
Ну просто мечта геймера.
Впрочем, монитор открывает перспективу неожиданную: крыши высоток в отдалении и убегающая далеко вперёд, начавшись где-то над головой, тяжёлая стрела подъёмного крана.
Эта установка — интерактивный тренажёр башенного крана. Современное учебное оборудование.
Чтобы запустить его, мало включить компьютер, хотя в первую очередь надо сделать именно это. Запустил систему, выбрал задание, которое предстоит выполнить — например, перенести груз, установить стеновую панель, обойти препятствие, — расставил на экране, как надо, опорные точки, построил рабочую зону. Далее — инициировался, то есть оповестил систему, кто ты такой — это для ведения индивидуальной статистики. И всё. Вставляешь ключ, запускаешь машину — и начинай работать. Этот тренажёр детально воспроизводит кабину башенного крана. Все рычаги, переключатели, кнопки — именно так, как в настоящей машине. Сидишь и управляешь: что получается — видно на мониторе. В этом кресле ты настоящий водитель подъёмного крана. Правда, пока виртуальный. Но лучшего способа познакомиться с системой управления гигантской строительной машиной и придумать сложно.
На этом тренажёре, которым в прошлом году обогатилась лаборатория «Строительные и дорожные машины» инженерно-технического факультета ТувГУ, студенты уже практикуются. А вот другой, посложнее, имитатор экскаватора, прибыл совсем недавно и стоит ещё, не до конца освобождённый от полиэтиленовой плёнки. С ним пока разбираются сами преподаватели. На нём ещё больше рычагов и кнопок, есть панель с окошечками, где отображаются цифровые показатели состояния машины: уровень топлива, температура охлаждения, напряжение в сети и прочее-прочее. В ногах — три педали. Напротив кресла — опять же огромный вертикальный монитор. Этот тренажёр не только даст студентам опыт, пусть и виртуальный, управления машиной, но и сымитирует работу в определённых погодных условиях, чтобы водитель сумел корректно настроить технику, и предложит разные типы грунта, с которыми надо грамотно отработать. Словом, оборудование очень умное. Оно предлагает множество ситуаций, которые позволят водителю максимально усовершенствовать свои навыки.
Факультет, владеющий таким сокровищем, рассчитывает даже запустить курсы повышения квалификации — как пояснил декан Сылдыс Монгуш, на профкурс пригласят рабочих тех строительных организаций, которые будут приобретать новейшую технику.
Оснастились современным оборудованием и другие лаборатории инженерно-технического факультета вуза. Что-то просто перевезли в новый корпус на Колхозную, а кое-что докупили недавно на средства, выделенные после ремонта.
Сложными специализированными стендами укомплектовали лабораторию «Электрические машины и релейная защита». На одном стенде, опутанном замысловатым рисунком из линий и разноцветных гнёзд, можно одновременно выполнять более десяти лабораторных работ.
— В этой лаборатории можно замерять качество электрической энергии, — рассказывает старший преподаватель кафедры общеинженерных дисциплин Дадар-оол Дан-Сюрюн. — Здесь изучаем электроэнергетику, передачу на дальние расстояния, распределение электроэнергии на подстанциях.
Лабораторией систем ЖКХ заведует Гульмира Чебокчинова. Четыре учебных стенда на её территории похожи на четыре жутких коммунальных ребуса: извивающиеся трубы, многочисленные вентили, стеклянные резервуары, счётчики…
— Это у нас лабораторный стенд по гидравлике и водоснабжению, — показывает Гульмира Станиславовна. — На нём можно провести семь лабораторных работ. В основном учимся работать с насосами, задвижками и изучаем всю систему. Второй лабораторный стенд — система вентиляции. Какая она, куда идёт воздух, какие потери бывают и т.д. Третий — энергосберегающие технологии. Батареи, весь механизм их работы. И на четвёртом, можно сказать, в миниатюре показано, каким путём у нас с водозабора вода поступает в город.
Здесь лабораторное оборудование тоже новейшее, купили его только в прошлом году. Для студентов это — бесценное подспорье. Впрочем, бесценно для качественной учёбы всё, что мы видели. Ребята имеют возможность уже в процессе учёбы теорию перемежать с настоящей практикой. Раньше же в кабину того же экскаватора и подъёмного крана они могли разве что заглянуть во время летней производственной практики в строительных организациях. Да и то: кто пустит неумеху за руль строительного гиганта? То же и с коммунальной инфраструктурой. Объясняли, по словам декана Сылдыса Чамбааевича, буквально на пальцах. Теперь же — вот, всё наглядно: так по трубам гоняет вода, так устроена система вентиляционных каналов, вот во что преобразуются трубы теплоснабжения, выходя из квартир. Правда, следует отметить, что все стенды лаборатории ЖКХ изображают коммунальные системы в их современном, модернизированном варианте. Мало в каком жилом доме Кызыла удастся отыскать хотя бы слабое подобие того, что здесь изучается. Но это не страшно, убеждён Сылдыс Монгуш: ведь это им, инженерам, которых готовит университет, предстоит важная работа, которая в любом случае неминуема: модернизировать коммунальную инфраструктуру родного города.
Достопримечательности ИТФ не заканчиваются специализированными стендами и тренажёрами. Неподалёку от учебного корпуса расположены научно-производственные лаборатории. В одной из них студенты собственноручно выпускают тротуарную плитку, в другой — пенобетон и малые архитектурные формы — скамеечки, урны. Всё это, правда, пока лишь для нужд университета. А вот в третьей на днях открыли станцию технического обслуживания автомобилей. Там будут оказывать услуги горожанам.
Виктория КОНДРАШОВА