Здравствуйте, уважаемая газета «Тувинская правда» и ее читатели!
Не могу больше молчать и закрывать глаза на происходящие вокруг нас события. Хочу поделиться с вами нашими «печальками».
Мы живем в замечательном уголке Тувы — Тодже. Тоджа — это зеленое море тайги, синева гор, покрытых шапками белоснежного снега, это лазурное небо, чистый воздух… Я бесконечно могу описывать красоту нашего таежного края, это моя малая Родина. В Тодже родилась я сама, тут выросли и свили свои семейные гнезда мои дети, а теперь подрастают и мои внуки. Живи да радуйся! Только не все так сладко, есть у нас и своя «ложка дегтя», я называю ее «печалькой».
«Печалька» первая
Я работаю в начальной школе. В этой же школе когда-то работали моя мама и старшая сестра. Сейчас вместе со мной работает и моя дочь. Здание начальной школы о-о-о-очень старое и маленькое. Чтобы штукатурка со стен в классах не валилась, учителя с родителями оббили стены ДВП, привели в порядок внешний вид классов. Но вот площадь классных комнат увеличить самостоятельно не удается… А деток у нас в поселке с каждым годом становится все больше. Мы и учиться уже стали в две смены, и четыре параллели у нас в каждом классе, но это положение все равно не спасает.
А ведь обещали нам построить большую школу, с просторными классами, актовым и спортивным залами. Но обещания остались только обещаниями. А кто в этом виноват? Ведь кто-то же должен об этом позаботиться? Куда обратиться? Кому прокричать: « Ау! Помогите, постройте нашим деткам школу! Хоть мы и в тайге, но мы же люди! Вспомните про нас и наших детей, «большие дяди»!».
«Печалька» вторая
Хоть маленькая, старенькая, но начальная школа у нас есть. Зато с детскими садами в селе беда… Хотя у нас есть три «детских сада». Один — в Салдаме — «Теремок». Временное пристанище для детей, кому «повезло» в него попасть. В одну комнату сгрудили от малышни годовалой до шестилеток-дошкольников. Удобств никаких, теснота. Три дня ребенка в сад водят, неделями лечат.
Второй — бывшие ясли. Он санаторного типа, для туб. контактных детей. В него не каждого ребенка можно отправить.
Третий — «Ромашка», он более или менее похож на детский сад, но больше похож на консервную банку для деток-малолеток. Попасть в «Ромашку» тоже не каждый может.
Семьи в селе растут, дети рождаются. В очередь на место в детский сад нужно вставать еще задолго до рождения ребенка, и не факт, что вы в него вообще попадете до школы.
И детский сад «большие дяди» тоже построить обещали. Даже фундамент для него залили, прямо под сельской телевизионной антенной. Это было, правда, еще при советской власти. На месте того не выстроенного детского сада сейчас молодой лесок зеленеет. Демографическую проблему страны мы решаем, деток стало значительно больше, но куда молодым мамочкам своих деток девать? Будут в нашем селе когда-нибудь строить детский сад? Когда?
«Печалька» третья
Два года назад приехала в родное село наша бывшая выпускница Светлана, которая имеет высшее педагогическое образование. Посмотрела на мытарства молодых мамочек, сама имеет малышку-дочку, поговорила с загруженными внучатами бабушками, посоветовалась с родными и близкими, изучила работу педагогов, сына и отца Амонашвили, и решила попробовать осуществить свою давнюю мечту — создать в селе Центр раннего развития детей дошкольного возраста. На базе ДШИ открыла пробную группу. Привели на занятия родители деток, а после занятий домой забрать ребятишек с трудом удалось. Так, шаг за шагом, день за днем, пошла работа в «Умничке». Если первое время на занятия приводили только нескольких ребятишек, то сейчас в центре работает несколько возрастных групп. А с сентября в образовательную программу центра введен английский язык. Преподает его малышам Сержи. Она имеет высшее образование. Это ли не чудо для сельской местности?
Ведь давно доказано, что чем раньше начнет изучать ребенок иностранный язык, тем легче ему потом будет изучать его в школе.
Наши сельские ребятишки не хуже городских усваивают предлагаемый в центре материал, с огромной радостью ждут очередных занятий.
Своих внучек я в «Умничку» привела полуторагодовалых, и мы не пропускаем ни одного занятия! Даже если мы, взрослые, забудем, девочки-внучки обязательно напомнят про свою любимую «ШКОЛУ».
Теперь в нашем селе есть современный Центр раннего развития детей дошкольного возраста, по уровню он не уступает подобным городским центрам. Но…
У центра нет своего помещения. Мотаются педагоги центра из одного здания в другое, от аренды к аренде. На руках перетаскивая столики и стульчики, игрушки и методический материал. А ведь есть выход! В центре села пустует здание бывшей вечерней школы. Для наших крох оно бы вполне подошло. Мы бы и ремонт помогли сделать.
Но… Кому-то костью поперек горла встала работа «Умнички». Пусть лучше здание рухнет, но для центра не дадим! Почему препятствуют хорошему начинанию? Или может быть кто-то уже свою «мохнатенькую лапку» наложил на это здание? Для кого оно важнее?
«Печалька» четвертая
И все же самая печальная «печалька» в нашем селе — электричество. Зима в наш район уже пришла. Выпал снег, ударили первые морозы, пусть и не большие по нашим меркам, но -20 — это уже не золотая осень.
С наступлением холодов и электричество в селе стало роскошью. Очередной раз началось веерное отключение от электроэнергии сельских улиц. Выживайте, люди добрые, как Бог пошлет! Все лето проводили ремонт дизелей на ДЭС, и люди с пониманием коротали вечера при свечах и керосиновых лампах. Всю осень стращали народ тем, что горючего на дизельной станции осталось на несколько дней, а то и часов. И опять люди с пониманием относились к этим «трудностям». Но когда же все это кончится?
Вот такие у нас «печальки». Вот такие у нас вопросы.
Наталья ГРЕК