Как и многие сверстники, оказалась давным-давно в Туве Татьяна Евсеева. Даже дату помнит точно: пятое августа 1967 года. Получив прекрасное образование, отработав положенное по распределению в те годы советской поры, не рассталась с Кызылом. Стойко переносила испытания, такая уж доля у рожденных после Великой Отечественной войны в Советском Союзе. И воспитанная суровой порой привычка делать порученное на совесть, доводить начатое до конца — девиз, без которого никак.
На всю жизнь — любовь к книге. Читать, запоем, разное, напитываться знаниями. Потому и неудивительно, что много лет работала в Национальной библиотеке имени А.С. Пушкина, ее постоянные посетители наверняка помнят Татьяну Ивановну: как рекомендовала произведения того или иного автора на богатом абонементе. И мероприятия разные проводила. Дружила с коллегой и такой же патриоткой книги Татьяной Витальевной Багудиновой, рано ушедшей из жизни. Вместе работали, вместе многое задумывали и проводили для читателей.
Одновременно вечерами работала в школе, что тогда находилась напротив, через дорогу на улице Ленина. Это «вечёрка». Вела уроки русского языка и литературы. И старалась накопленные знания передать ученикам разных возрастов, уже повидавшим многое в жизни. Умела и таких увлечь, помогала получить образование.
Сейчас это учебное заведение — часть КЦО «Аныяк». А Татьяна Ивановна всё на посту, трудится только здесь с 1999-го. Стала заслуженным работником культуры Тувы, почетным работником образования России. Высокая — и объективная! — оценка дел большой труженицы. За минувшие годы сама уже стала бабушкой. Но душой — не стареет.
Сравнительно недавно, будучи в отпуске, ездила к родным, ныне — ближнее зарубежье. Там в один из дней на тротуаре пережидала поток машин, как и другие пешеходы. Рядом стоял ребенок. Вдруг один из горе-водителей на скорости понесся на людей. Они заметались, закричали, а Татьяна Ивановна успела оттолкнуть от колес подростка, саму лихач задел. Попала в больницу, был сложный перелом руки, ушибы, раны. Выдюжила. Рассказывала об этом буднично, как о чем-то обычном. Такая она личность, с глубоким философским пониманием окружающего нас. По-другому и не воспринимает наш многогранный, порой — и жестокий — мир. Да, надо оставаться всегда человеком. И не воспринимает случившееся как что-то выдающееся, а уж тем более — как подвиг.
Не секрет, ее ученики — сложный состав, от которого обычные школы стараются избавиться. Тем более, в рамках преобразований системы, когда финансирование, успехи, награды зависят и от двоечников. Но Татьяна Ивановна старается найти подход к каждому, видит проблемы учащихся. И совершает — каждый день! — тихий подвиг. А как по-другому можно назвать ее кропотливый труд? Последние два выпуска сдали экзамены все! Все! Это только учитель знает, чего стоило выйти на фантастический, без преувеличения, результат.
И сейчас пришли проблемные дети. Не разбираются в предложениях, не могут сказать, какие они. «Ужасно», — переживает наставник. И удивляется, как это так учат (вернее, не учат) в обычных школах. Некоторые просто потеряны для образования — жаль. Но рук не опускает. Учит. Она — воплощение истины: терпение и труд всё перетрут. И реально смотрит в будущее: вряд ли удастся в этом учебном году выпустить всех… Правда, старается переломить ситуацию, но что-то от учителя уже и не зависит, если время в другие годы в иных заведениях образования упущено безвозвратно.
Татьяна Ивановна, как и многие коллеги, печалится и тревожится: дети не читают! В лучшем случае «изучают» классику по сокращенным вариантам или Интернету. А там ошибок — море! И еще на уроках ученики доказывают правоту: я это в паутине вычитал. Им не стыдно за свою «узколобость» и дремучесть. Вот и выросло на «реформированном» образовании поколение, что дает в «бегущую» строку безграмотные объявления.
Педагог рада, что, наконец, чиновники начинают задумываться, что они сотворили. И немного одумываются. Уже серьезно говорят о возврате экзамена-сочинения. Да, это хорошо. С одной стороны. Но как теперь к нему готовить учащихся, если сокращены часы по предмету? Только внеурочно! Но это же не выход из ситуации. Я знаю, что Татьяна Ивановна и тут старается, дети к ней могут обратиться за помощью в любое время. Им повезло с наставником. Но ситуация в целом не нравится, мягко дает оценку учитель.
Нам же остается порадоваться, что такой подвижник — в строю. Побольше бы последователей Учителя среди молодежи.
Марина КЕНИН-ЛОПСАН