Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Терапия киноискусством

23 декабря 2017
1717

Сегодня в Кызыле проходят съёмки. Снимается новогодний клип: певцы и актёры в нём — детвора младшего и среднего школьного возраста. Это они, десяток тепло укутанных пупсов, топтались во вторник в подвальных коридорах Дома народного творчества — там проходил кастинг; отслушивала сама Сайлык Оммун. Малышей вызывали по трое, и, пока остальные томились и подглядывали в коридоре, Сайлык замеряла вокальные способности кандидатов. Кто-то пришёл с подготовленной песней, остальных выручила бессмертная «Ёлочка». Как умели — пели, хлопали вслед за педагогом в ладоши — показывали чувство ритма, тянули ноты. Под конец все получили листки с текстом, и завершилась встреча настоящей репетицией. Получилось стройно и красиво. Все, кто робел напротив известной певицы, собрались с духом и — выдали. Каждому хотелось попасть на съёмочную площадку. Пусть даже не голосом, хотя бы — в массовку.

Мечта о кино для кызылских ребятишек теперь — дело пары шагов. Первый — убедить родителей записать своё чадо в киношколу «Nomad cinema school», которая открылась в прошлом месяце, и второй — прилежно посещать занятия. А там уже команда творческих педагогов выявит, в чём ребёнок наиболее талантлив, и поможет ему в этом максимально раскрыться.

Новогодний клип снимается как раз на площадке школы, и участвуют в съёмках в основном те, кто уже посетил первые занятия. Надо сказать, что не все ребята здесь блещут природными талантами. Большинство — обычные школьники. Например, шестиклассника 9-й школы Очурбата мама привела на занятия для того, чтобы помочь сыну раскрепоститься. Говорит — очень застенчивый мальчик, и здесь ему должны помочь. Сам Очурбат петь не собирался, на кастинг пришёл со стихотворением, но «Ёлочку» всё же исполнил и заветный листок с текстом получил.

Киношкола — это, конечно же, в первую очередь — погружение в искусство кино. Но не только. Автор творческого проекта и собственно руководитель киношколы Владимир Копуш убеждён, что это и своеобразная терапия, в которой нуждаются люди всех возрастов. Поэтому к себе на занятия киношкола приглашает всех.

— Самое главное, — разъясняет режиссёр, — это воспитание характера. Воспитание свободного творческого человека без комплексов. Именно раскрепощение, снятие внутренних зажимов, которые здорово могут испортить жизнь. Сегодня если ты хочешь добиться успеха в любом направлении, ты должен уметь завести диалог с кем угодно: и с дедушкой на остановке, и с чиновником в госучреждении. Это очень важно — с детства научиться правильно себя подавать.

— Детей будете брать всех?

— Всех. Потому что дети изначально все талантливые. Все де-ти — актёры. Самый идеальный возраст для начинания — три — четыре года. Там ещё нет зажимов, они естественны, такие выдают перлы… Для них у нас есть специальная программа. Разработаны программы работы с разными возрастными категориями. И взрослые люди к нам тоже приходят.

— Взрослые-то, наверное, не имеют конкретной цели сняться в кино, а приходят для чего-то другого?

— Чтобы себя раскрыть. Человек может прожить жизнь и не раскрыться так, как ему хочется. И вот уже есть и достаток, и какое-то положение — а нереализованность никуда не делась, она провоцирует депрессии, плохое самочувствие, неудовлетворённость. Кто-то находит выход в кратковременных удовольствиях, которые пагубно влияют на здоровье. Но человек — он создан для того, чтобы учиться. Мало закончить институт и устроиться на работу — пахать на государство. Человек учится всю жизнь. Со временем наши юношеские мечты и замашки уходят, наступает время реализма, и суровый мир засасывает человека в свои топи. Случается, он не видит выхода из каких-то ситуаций. И здесь мы можем помочь. Это своеобразная терапия, которая помогает не только выпустить джинна из бутылки, но и найти единомышленников, тех людей, которые станут просто друзьями. Сейчас, сами знаете, живое дружеское общение — дефицит. А пользу от обмена энергиями между людьми, между прочим, никто не отменял.

— Владимир Надым-оолович, как вы решились на этот шаг — открыть школу?

— Честно говоря, проблема стала насущной: кинокластер нужно взращивать, людей — воспитывать, давать им билет в запредельное искусство кино. А вообще киношкола давно была у меня в планах. Даже, наверное, когда учился во ВГИКе, я понимал, что придёт время, когда нужно будет поделиться знаниями. И самое верное — сделать ставку на подрастающее поколение. Там, в детстве, формируется выбор человека, его ценности. Как это у меня случилось. Помню, мама впервые привела меня в кинотеатр года в три. Картина была связана с Великой Отечественной войной, по-моему, это был Юрий Озеров, один из фильмов эпопеи «Освобождение». Крупные батальные сцены — танки, самолёты, взрывы… Я был потрясён. Мама, спрашиваю, как же эти все танки, самолёты попали на стену? Она посмеялась: подрастёшь — поймёшь. Повзрослев, я стал мечтать делать кино сам, сам снимать свои истории. Конечно, для ребёнка из глухого сибирского посёлка на краю земли такая мечта могла оказаться неосуществимой… Мама же сорок лет проработала в школе и мне предлагала стать учителем. Я тогда категорически отказался.

А сейчас — вот, примеряю-таки роль педагога, но — в своём сегменте. Кино.

— Ребята, которые к вам придут, будут учиться сами снимать кино?

— Да, обязательно. Те режиссёры, которые будут у нас обучаться, начнут снимать свои работы. Под финал обучения — год — они должны снять первую короткометражку. Собственную. У нас уже есть более-менее приемлемая техника. Она не для съёмки блокбастеров, конечно, но для независимого авторского кино вполне подойдёт. Знаете, есть неодолимое желание создавать здесь, в Туве, собственное кино. Мы не должны теряться, потому что у нас здесь уникальная микровселенная. Вот с точки зрения этой микровселенной и надо повествовать и показывать. Не пытаясь что-то копировать: такие попытки обречены на провал, они оборачиваются разочарованием зрителей, а потом и создателей. Нужно искать свой путь… В рамках курса будем приглашать специалистов с мастер-классами. Связи со ВГИКа есть: мои сокурсники — режиссёры, актёры, операторы — достигли уже в профессии определённых результатов. Есть договорённости. Имена ещё очень молодые, но они настойчиво и планомерно двигаются на общероссийском фронте. Например, Илья Казанков — друг, однокурсник, один из лучших в своей группе — Мастерской Хотиненко. Приглашаем его на нашу великолепную натуру. Приедет, посмотрит. Наверняка ему в голову придёт какая-нибудь новая творческая история. Мы продвигаем Туву как уникальную площадку для кинопроектов. У нас настолько богатый ландшафтный ряд, что здесь можно снимать как отдельные сцены, так и целые проекты.

— Наверняка ваши цели не ограничиваются работой с детьми в рамках одной киношколы, а имеют ещё какое-то продолжение…

— Всё верно, киношкола — это начальный уровень. В перспективе мы надеемся на базе каких-то учебных заведений открыть филиал нашего замечательного ВГИКа. Для этого нам предстоит набраться педагогического опыта.

— Ого!

— А почему нет? ВГИК стремится к расширению сети своих филиалов. В Иркутске есть колледж. Это средне-специальное образование, там операторские, режиссёрские, актёрские курсы — это как зелёный билет во ВГИК. Да, пока это моя мечта. Но мы к ней идём. Помимо этого, мы будем работать над проектами: снимать кино с участием наших выпускников, которые будут нам помогать и одновременно проходить практику. Потому что без съёмочной практики знания останутся в теории, да ещё и выветрятся. Словом, нам нужно много. В идеале нужно своё помещение, даже своё здание. Для этого будем искать сотрудничество и в министерстве образования, и в мэрии Кызыла. Думаю, это выбранное направление принесёт пользу всем. На самом деле это шикарно, мир кино не сравнить ни с чем. Эти ощущения, когда ты участвуешь в процессе, снимаешь его, играешь в нём, когда потом видишь глаза зрителей и говоришь: да, мы это сделали! Это было интересно, а что же дальше?

— Какие же конкретно знания получит ваш ученик?

— Навыки актёрского ремесла. Актёрское искусство — это обдумывание и анализ. Недостаточно просто получить кусок текста и отыграть роль. Надо её проработать, подготовить. По системе Станиславского, даже человек, выходящий в конце второго акта с репликой «Кушать подано», должен придумать себе образ: кто он такой, биографию, что он делал до этого выхода всю жизнь, каким было у него утро, что он съел, каким был его вечер накануне — чтобы персонаж жил, был убедительным. Чтобы мы ему поверили. Актёрский ансамбль может сыграть блестяще — всё прекрасно — а потом выходит какой-то лоботряс, который не подготовил роль, — реплика — и всё, всё насмарку. Поэтому всё должно быть идеально.

Далее. Будем развивать вокальные способности ребят, сценодвижение — у нас будут и танцы, и мастер-классы по ушу, каратэ. Комплексные факультативные занятия. И в кино, и в жизни надо уметь двигаться.

— А вы сами преподаёте?

— Да, я буду преподавать режиссуру, сценарное мастерство, монтаж. Это уже занятия во взрослой группе. Команда у нас отличная: молодые, талантливые, энергичные педагоги — действующие актёры театра. Орлан Оюн, актёр, питерский выпуск, Айзана Чылбак-оол — Ярославский институт театра, Сайлык Оммун — по вокалу, Наталья Сарыг — выпускница ВСГАКИ, выпускница Щепкинского института Хемермаа Сайзан-оол… Вообще в проекте завязано очень много людей.

— Ну и о ближайших планах киношколы…

— Сейчас снимается клип. Участие в съёмке — это тоже форма занятий, как практика. Дальше. Начинаем работать над режиссёрскими упражнениями, к которым будем привлекать наших актёров. Затем — детский юмористический журнал — вроде «Ералаша», но — по-тувински. Наш, узнаваемый, котёл, наше чувство юмора, ощущения нашей действительности и т. д. Потом — школа юных блогеров, разные короткие программы с участием детей. Результаты работы можно будет отслеживать в нашей группе ВКонтакте, сейчас мы готовим канал на Ютюбе. Ну а летом — думаю, уже можно заявить об этом, — мы планируем запустить съёмки детского киномюзикла. О чём эта история будет — расскажем позже. Сейчас скажем одно: нам надо очень, очень много поющих, танцующих и, естественно, играющих детей и взрослых. Планы — амбициозные.

Виктория КОНДРАШОВА