Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Театр в России больше чем театр

5 июля 2014
1079

Грустно… Пиршество позади. По-другому и не скажешь о гастролях Московского академического театра имени Владимира Маяковского. Мы увидели пять работ прославленного коллектива – неординарных, интересных, вызывающих не только улыбки и смех, но и чувства самые глубокие. Каждый спектакль побуждал заглянуть в глубины душ не только оживших персонажей, но и свои. Задуматься о многом – сокровенном. И радуешься: вон какие грандиозные режиссеры в родном Отечестве есть! Да, театр в России больше чем театр.  

Веха в истории Тувы. Это не преувеличение. Долго будут помнить и говорить о «маяковцах» в центре Азии. Знаковое событие. Покорила, среди многих, заслуженная артистка РФ Ольга Прокофьева, блеснувшая в «Дядюшкином сне». В минувший выходной, 29 июня, прошла ее творческая встреча со зрителями в Центре тувинской культуры (вход – свободный). Полный зал с удовольствием слушал гостью, задавали собравшиеся и вопросы.

Нарядная, подтянутая, стройная – сразу понятно, что москвичка серьезно относится к общению с поклонниками ее таланта, следит за внешностью, в прекрасной физической форме. Специально для этого привезла из столицы туалет, платье в пол. На сцене приготовили столик и стул – не понадобились: звезда так и ни присела. И – сумасшедшая энергия и энергетика у «Жанны Аркадьевны», запомнившейся по этой роли в сериале «Моя прекрасная няня». Сотрудники нашего театра подготовили слайд-шоу о ней, которое удивило и героиню вечера. Поблагодарила за сюрприз: неожиданно.

Ольга Евгеньевна довольно откровенно говорила о себе. Много гастролирует. Есть проекты и не в родных стенах. Заметила: как у нас слушала публика (смотреть – мало) «Дядюшкин сон»! Отсюда и ее признание в любви к нашему зрителю. В «Маяковке» – 29 лет, создает образы от ярко комедийных до трагических. Жила в юрте в «Алдын-Булаке», первым делом – к оберегам, всё потрогала. Испытала удивительные ощущения. Да и у остальных членов коллектива так: кто отыграл – не хотели уезжать.

Какая роль-мечта? Не делает из этого культа. Бывает, они ее догоняют. Как в «Трамвае «Желание» Бланш Дюбуа: уникальный спектакль, боялась и мечтать. Кем бы стала, если не актрисой? Мамой, многодетной. Не случилось, к сожалению. Роль в «Няне…» – толчок, пинок, досталась уже под 40 лет. В 1990-е работы было мало, «Где Кончаловский, почему не звонит Михалков (с пародийной интонацией, но чувствуется – вопрос больной и серьезный для гостьи)»?

Павильоны для съемок превращались в склады, а тут какая-то американская калька, ситком, но один режиссер сказал: иди! Решила, надо честно сниматься. Продолжалось это год на заброшенном заводе шарикоподшипников, где удобства – на улице. Бывало, от холода и в шапках репетировали, нос краснел, но – сладостные воспоминания, уставали, под эфир работали, быстро монтировали. Сдружились тогда с Л. Полищук. Рассказывали друг другу о детях. Как-то С. Жигунов с Б. Смолкиным ей добавили перца в леденцы, слезы начали течь, терпела в кадре. Но и ответила: Жигунову в чай подсыпала соль. Развлекались так иногда на площадке. 140 серий, до сих пор в эфире. Приятно. Но более всего памятно, как после событий в Беслане мамы написали: их дети могут уснуть после просмотра этого легкого сюжета.

Гуманитарии не нужны сейчас, что делать? Совмещать в себе многое, не роптать. Бывает, может пригодиться. Ее поколение привязано к театру, а молодежь сейчас другая. Да, талантливая. Девочка Оля была троечницей в школе в подмосковном Одинцово по математике. Но так случилось, что работала в бухгалтерии центрального телевидения год, когда не поступила сразу после получения аттестата в театральный вуз. Ничего, справлялась. Обед – четыре минуты, бежала на второй этаж, где в студии великий Эфрос снимал спектакль. А мечтала с детства быть актрисой, правда, витали мысли еще и о балете. Ходила в драматическую студию, дебют – образ Чебурашки, мама поддерживала.

О политике решила не говорить. В субботу побывала на озерах: как красиво! Но… Сколько мусора, надо все-таки его увозить с собой на машинах. Больно за природу. Улетала в понедельник днем актриса, но договорилась с нашим министром культуры В. Донгаком, чтобы помог снять социальный ролик. И ведь успела его подготовить! Этот поступок Ольги Прокофьевой говорит сам за себя: сказано – сделано. Неравнодушный человек. Да и яркий пример для подражания.

Училась в мастерской у М. Захарова и А. Гончарова. Работала с А. Джигарханяном, Н. Волковым, Н. Гундаревой, Е. Симоновой – светлые воспоминания о встречах на сцене. С последней – подруги, она – крестная мама сына нашей гостьи, Саши Соколова. Очень тепло говорит о коллегах, вспоминая гастроли в Саратове, когда пришлось за два часа до открытия занавеса войти в роль в «Чума на оба ваши дома»: так поддерживали и виртуозно опекали. Сама ничего не помнит, но режиссер сказал: приняли вещь хорошо.

Любимая роль? Все, что играет. Это образы Островского, Арбузова и т.д. Рада, сейчас имеет право выбирать. Всё нормально в театре. Популярность – вещь хорошая. Когда занята на съемках, не надо подводить ни на них, ни на сцене. Ищет компромиссы. Из любимых фильмов – «Ромео и Джульетта» Ф. Дзеффирелли. Считает себя должницей сыну, с этим можно жить, лишь бы не было войны. А Саша ищет себя: учился в Высшей школе экономике, на актера – бросал. Работает, говорит маме: «Я люблю тебя» – главное для нее.   

Мы еще наслаждались, как Ольга Прокофьева читает стихи Б. Ахмадулиной, Д. Самойлова, прозу Н. Тэффи, А. Аверченко. Чудо!

Аудитория слушала внимательно, кызылчане благодарили за общение, дарили цветы, даже со своими стихами в честь гостьи, желали успехов. Контакт был!

Гости группами, за несколько дней, побывали в Национальном музее РТ, знакомились с экспозициями. Задавали вопросы – их интересовало прошлое края, куда они попали впервые в жизни, все. Не исключение – и самые именитые, что разглядывали с любопытством экспозицию по шаманизму, подаренную музею художником Валерием Елизаровым, золото скифов в заветной бронированной комнате. Тем, кто же из-за занятости не мог выехать на природу, коллеги обещали набрать целебной озерной грязи и привезти…

Мы узнали, что весьма популярен выпуск «Тувинки» за субботу, 28 июня, где на первой странице фото членов коллектива, которых зрители и не видят. Это монтировщики декораций, о них даже в спектакле «Девятьподесять» есть сюжет. Оказывается, впервые за историю театра они попали на страницы газет! За номером специально приходили в редакцию.

Во вторник, первого июля, в Белом доме в зале на третьем этаже прошла пресс-конференция москвичей, которую вел А. Дамба-Хуурак, вице-премьер правительства Тувы. Собрались не только журналисты местных СМИ, но и незанятые сотрудники из разных кабинетов: послушать, взять автограф, сфотографироваться с кумирами. Хочется подчеркнуть: дисциплина в «Маяковке» – железная, никаких опозданий, приходят заранее. Да и по постановкам было видно, как механизм гастролей отлажен до мелочей. Видимо, один из залогов успешности…

Анатолий Партизанович вспомнил один из визитов в Туву В. Путина, когда оленевод, проходя систему охраны первого лица, общался с президентом. Запомнилось как чудо. Вот и ваш приезд – сказка. На что Игорь Костолевский с улыбкой среагировал: для нас честь, что вы сравнили наш приезд с отдыхом Путина.

Генеральный директор Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры РФ Евгения Шерменева подчеркнула, что основное финансовое бремя по приезду взяли организаторы проекта, даже вырученные деньги за билеты останутся в кассах на местах. Ценовая политика, очень демократичная стоимость просмотров, это принципиальное решение. Если и дальше регионы хотят видеть такие коллективы у себя, должна быть инициатива на местах, если надо, объединение с другими регионами для приема гостей.

Автор пьесы «Кант» Марюс Ивашкявичюс, чьи произведения переведены на многие европейские языки, а пьесы востребованы и ставятся в разных странах, рассказал об идеи этой постановки: посмотреть в суть человека через образ главного героя, задуматься: что делает нас человеком, понять, кто мы такие, чего хотим. Вечные вопросы, ответы на которые человечество постоянно ищет.

Директор театра Леонид Ошарин ответил: декораций было четыре фуры, в дороге находились от восьми до девяти суток, более 40 сотрудников работало за кулисами, всего приехало около 100 человек, причем, постоянно кого-то встречали-отправляли. Очень хотели показать «Канта», потому и привезли столь сложную технически конструкцию. Оказывается, можно смотреть и Интернет-трансляции спектаклей в реальном времени на канале Всемирной паутины «Театр». Это делают несколько коллективов в Москве.   

Художественный руководитель Миндаугас Карбаускис о рождении «Канта» ответил: когда пришел в коллектив, оглядывался на актеров, рад их  мощному ансамблю. А постановка – о нас самих. О планах на следующий сезон ничего не сообщил, о них – на сборе труппы осенью.

Светлана Немоляева уже более 50 лет в театре, дорожит им, тут уникальная атмосфера (к ней трогательно по имени обращался Игорь Костолевский). Трудный перелет, но рада, что оказалась в Туве, почувствовала первозданную природу, ветер, солнце, воду. Потрясли люди, окружавшие эти дни. Останется след. (Добавлю: на прощальном ужине в среду великая актриса заметила, что будет не хватать юрты, в которой жила в «Алдын-Булаке»). О «Канте» думает как о философской притче. (На что постановщик М. Карбаускис тут среагировал: ничего подобного, это настоящая комедия.) Светлана Владимировна рада, что есть возможность до сих пор играть.

Михаил Филиппов, с улыбкой: не умею говорить о ролях, о работе. Приходишь, одеваешься – и всё. О «Канте» заметил: история очень простая, не о мудрецах, о нас, о людях, а немецкий философ – все мы. Любовь Руденко, родом из актерской семьи, восхищалась приемом. Да, волновались перед первым выходом: боязно, как примут, но подаренный тувинским театром бубен, видимо, помог. Было единение с залом! Реакция тонкая, зритель воспитан. Место у вас, видимо, намоленное, кто-то даже шутит: а не вернуться ли после Абакана в Туву?

Михаил Филиппов и Анатолий Лобоцкий, пикируясь по поводу оговорки первого в отчестве второго, подчеркнули: когда дают в финале свет, в зале видят много красивых женщин. Это ответ по поводу мужского восприятия аудитории. Еще Анатолий Анатольевич добавил: когда видит пустые места в зале, понимает: оставили высокопоставленным чиновникам, а их нет…

Светлана Немоляева и Игорь Костолевский отвечали вместе, почему сейчас не снимают кино как «Гараж». Другие финансы, меньше времени на съемки, тогда – творческий процесс, Э. Рязанов еще и соревнование устраивал: «Работаем несколькими камерами, чей дубль получится лучше, тот и войдет в картину».

Александр Андриенко эмоционально заметил о гастролях: незабываемо получилось, потрясающе.

Атмосфера была на встрече необыкновенная – такие личности увидеть вблизи – подарок! И – скромные, сдержанные, всё видящие и понимающие.

…На «Дядюшкином сне» по ходу сюжета у главной героини разбился бокал. Действительно, на счастье. Гастроли такими и получились.

Марина КЕНИН-ЛОПСАН