Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Татарские сюжеты театрального лета

22 августа 2017
959

Этим летом можно было не уезжать из Кызыла, чтобы посмотреть спектакли национальных театров и столичных — замечательные театральные коллективы сами привезли свои постановки в нашу республику. А если учесть, что в августе прошел II Международный фестиваль «Хоомей в Центре Азии», включивший в себя и III Межрегиональный фестиваль — конкурс конного убранства «Наследие предков», с огромным количеством мастеров горлового пения, исполнителей народной и современной музыки и декоративно — прикладного искусства, то надо признать, что такого музыкально — театрального сезона в Туве еще никогда не было!

Напомню. Уже в апреле Национальный драматический театр им. П. В. Кучияка показал спектакли: драму «Восхождение на Хан — Алтай», трагикомедию «Туба» и детский спектакль «Золотой павлин». Постановки разные по жанру и манере игры, алтайские артисты показали многообразие своей исполнительской палитры.

В начале июня в Туву вернулся курс из московского училища им. Щепкина, и дипломные работы молодых артистов также были полноценными гастролями. Выпускными работами ребят стали лучшие произведения западной литературы. Спектакли «Над пропастью во ржи» по произведению Д. Сэлинджера, «Любовь под вязами» по пьесе Юджина О’Нила и «Маугли» Владислава Сташинского, музыкального руководителя курса, по мотивам повести Р. Киплинга. Хочется порадоваться за наш театр, в его состав вошли талантливые молодые артисты, способные играть сложные психологические пьесы.

В начале июля в рамках замечательной программы «Большие гастроли» свои лучшие постановки показал Российский Академический молодежный театр: на кызылской малой сцене «Сказки на всякий случай» по произведениям известного современного русского сказочника Евгения Клюева в инсценировке Владимира Богатырева и «Кролик Эдвард» по книге американской писательницы Кейт Ди Камилло. Этот уникальный театр понятен и малышам, и взрослым, он сложный и простой, это сообщество талантливейших людей, приносящих радость и открытие нового людям.

Центральный Академический театр российской армии привез в Туву спектакли «Доктор Айболит, или Путешествие в страну обезьян», «Старомодная комедия» по пьесе А. Арбузова с любимой многими зрителями актрисой Алиной Покровской в главной роли и 4 июля — «Саня, Ваня, с ними Римас» В. Гуркина.

И вот, наконец, пятый театр и третий академический — Татарский государственный Академический театр им. Г. Камала. Причем, их «персональный» самолет долетел только до Абакана (наша взлетно — посадочная полоса в аэропорту из — за ремонта не может принимать такие воздушные лайнеры). Далее коллектив нашего театра на автобусах по земле довез гастролеров до Кызыла. Пришли и представители татарской диаспоры, проживающие в Кызыле, на спектакли.

Общение шло и вне сцены. Творческое. С мастер — классами для наших специалистов из районов. Конечно, подготовили обширную культурную программу, знакомили коллег с традициями тувинцев.

Как у каждого национального коллектива, у театра также есть особая манера исполнения, выросшая из народных представлений. Из огромного репертуара главный режиссер — заслуженный деятель искусств Татарстана и России, лауреат Государственной премии Татарстана имени Г. Тукая Фарид Бикчантаев решил показать на первых гастролях в Туве две комедии: 18 августа — «Свет моих очей», музыкальная комедия Туфана Миннуллина и 19 августа — «Банкрот» по пьесе классика Галиасгара Камала, чье имя носит театр.

В первом спектакле сюжет простой — деревенские молодые люди знакомятся с лесными духами — шурале, не знакомыми с человеческими пороками и после общения с ними сами становятся лучше. Премьера состоялась в 1995 году и с тех пор идет на сцене театра с неизменным успехом. Спектакль очень милый, с шутками, народными пантомимными сценками, шутливыми песнями и танцами. Однако за кажущейся простотой актеры говорят со зрителем о вечных человеческих ценностях. Сценография решена лаконично, небольшой задник и большая скамья, на которой постоянно сидят исполнители, играющая роль одновременно и границы между миром людей и лесом.

Безусловно, Татарский театр разительно отличается от Тувинского, намного больше, чем Алтайский. Вероятно, это связано и с географией, климатом, но также и с традициями воспитания, и с культурой игры. Наши гости играют на полутонах, их исполнение чуть более тоньше, сложнее, с большим количеством нюансов, они лучше слышат друг друга. Это совсем другая стилистика общения и представления, она исходит от татарских народных обрядов. Жаль, что творческий коллектив не показал нам другие грани своего искусства: трагедии, драмы, более сложные по сюжету и жанру.

Вторая комедия, «Банкрот» Галиасгара Камала, — классика татарской драматургии. Спектакль написан после 1905 года. Сюжет также достаточно прост: казанский купец Сиразетдин решает хитростью приумножить свой капитал. Он едет в Москву за товаром, но вскоре все узнают, что его ограбили и сам он сошел с ума. Московские кредиторы возвращают только десять процентов, а купец в результате становится богаче, обманув всех.

В спектакле показана жизнь татарской провинции начала XX века: купцы и их жены, слуги, молодые девушки и старые сплетницы. Декорации художника — постановщика Сергея Скоморохова, народного художника Татарстана, заслуженного художника России, более сложна и интересна, поскольку и задача сложнее — показать жизнь небольшого городка. Очень здорово работает паровоз, он становится важным действующим персонажем, поворачиваясь в разные стороны. В игре актеров главное — это добрая ирония к людям из прошлого народа. Важной особенностью театра является его ансамблевость, не хочется выделять какого — то одного исполнителя, они все играют на одну идею — идею спектакля, никто не пытается срывать аплодисменты во время действия.

Постановки очень продуманные, добротные, с хорошими музыкальными номерами, с большой долей иронии и любви к своему народу и его истории.

В заключение хочется выразить слова благодарности всем коллективам знаменитых театров, постаравшихся этим летом привезти спектакли в полном объеме, в тех декорациях и с теми же актёрами, которые играют на их главных сценах. А ведь можно было подобрать облегченный гастрольный вариант, как это делается в антрепризных постановках, в этом сказывается безграничное уважение к тувинскому зрителю.

И хочется также выразить сожаление, что на всех показах оставалось много свободных мест, иногда очень много. А из — за проблем с синхронным переводом, в антракте ушли даже некоторые из пришедших.

Да, замечательно, что на последней премьере нашего театра — «Чадаган» — зал был полон, но знакомиться с искусством других народов очень полезно, это расширяет наш кругозор и показывает многообразие мира, от этого мы станем духовно богаче.

Айлана КУЖУГЕТ