Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Таможня даст добро

18 ноября 2017
741

Тывинская таможня в ноябре 2017 года будет отмечать свое 25-летие. Первые этапы ее становления тесно связаны с моей трудовой биографией, чем я и горжусь. Уже 18 дет я на пенсии, а свободного времени у пенсионера, как известно, мало. Но я постарался найти его, чтобы восстановить в памяти и зафиксировать на бумаге события 25-летней давности.

В начале 90-х годов прошлого столетия Российская Федерация как правопреемник СССР, а также другие бывшие союзные республики, образовавшие СНГ, стали учреждать свои таможенные органы.

Встал вопрос о создании таможенных органов в субъектах России, в том числе и в нашей республике. Руководство Тувы поручило мне решить все необходимые для этого организационные вопросы.

До этого я работал постоянным представителем Тувинской АССР при Президенте РФ в Москве. Назначение на эту должность пришлось на трудный переходный период, последовавший за распадом Советского Союза. В этих условиях создавать на пустом месте постоянное Представительство республики в огромном мегаполисе пришлось неимоверно сложно. Мне, его первому руководителю, даже сейчас, десятилетия спустя, решение поставленной задачи вспоминается, как тяжелое испытание. Впрочем, это тема отдельного разговора.

Московский опыт пригодился для ускоренного решения непростых организационных вопросов вновь создаваемого таможенного органа в Кызыле — пограничной Тувинской таможни с четырьмя таможенными постами. Согласно решению коллегии Государственного таможенного комитета (далее — ГТК РФ) от 1993 года в перспективе на тувинском участке государственной границы протяженностью более 1300 км предусмотрено создание десяти таможенных постов от Качыка до Кызыл-Хая (Моген-Бурен).

В ноябре 1992 года я получил из рук председателя ГТК РФ генерала А. С. Круглова в присутствии его заместителей — генералов В. Ф. Кругликова, С. М. Бекова, В. Г. Драганова — приказы о первоначальной штатной численности таможни с постами в количестве 25 единиц и о назначении на должность начальника Тувинской таможни. Внимательно выслушав их по-военному очень требовательные напутствия, вернулся домой в Кызыл.

До официального создания Тувинской таможни несколькими месяцами ранее был организован Кызылский таможенный пост Красноярской таможни. Три его сотрудника ютились в маленькой необорудованной комнатушке тогдашнего Тувинского автоуправления. Вся документация поста складировалась на подоконнике.

Зайти, сесть — негде, позвонить неоткуда, съездить куда-то не на чем, посылать за чем- то — некого, открыть расчетный счет в банке не возможно, так как нет юридического адреса, бухгалтера и т. д.

В первую очередь надо было подыскать помещение. Обратился в Государственный комитет республики по имуществу. Мне назвали более 10-ти адресов старых пустующих зданий, недостроенных объектов в центре и на окраине города. Остановился на здании, в котором до недавних пор размещалось ликвидированное министерство мелиорации и водного хозяйства на ул. Ровенской. Без хозяина оно быстро пришло в плачевное состояние, даже отопительную систему разморозили. Пришлось срочно провести капитальный ремонт с большим объемом работ и финансовых затрат. Одновременно перепланировали под таможенную технологию интерьер помещений. Так решился жилищный вопрос таможни. Теперь можно и банковский счет открывать, и людей подбирать.

Специфика работы таможни такова, что не всякий для нее подходит. А тогда специалистов таможенного дела в республике не было. Начинаю приглашать и уговаривать более-менее подходящих на эту работу. И неожиданно сталкиваюсь с проблемой: многие, особенно молодые, наотрез отказывались от предложения. Мотивация — работа незнакомая, а вдруг в это нестабильное время вашу организацию упразднят, или она обанкротится, тогда в каком положении окажусь?

Такие высказывания меня расстроили. Решил поменять тактику. Учитывая глубокий смысл народной поговорки: «Старый конь борозду не портит», стал приглашать работоспособных пенсионеров, офицеров-отставников из погранвойск, госбезопасности, прокуратуры, МВД. Они-то и стали здоровым ядром коллектива вновь созданной Тувинской таможни.

Следующая проблема — нет таможенного Кодекса. Он находился на рассмотрении в Государственной Думе. Без него сложные вопросы решать было трудно. Пока нет Кодекса, руководствовались постановлениями, приказами, положениями, инструкциями, то есть подзаконными актами. Но и они регламентировали далеко не всю сферу деятельности таможни.

Кодекс появился во второй половине 1993 года, в нем — более 500 статей. Стали жадно его изучать. Каждый день после работы все до единого оставались на 2–3 часа для коллективного изучения статей по разделам. Таким образом, сотрудники таможни становились профессионалами этого дела. Потребовались годы, чтобы наш коллектив наполнился выпускниками таможенной академии и ее филиалов.

Очередная проблема — обеспечение службы транспортом. Расстояние между таможней и постами от 250 до 300 км. Таможенный комитет распределял автомашины таможням по месту их дислокации. Мы их своим ходом перегоняли из Калуги, Москвы, Казани, Нижнего Новгорода, Ижевска, Иркутска. На практике тогда я убедился, как тяжело передвигаться большой колонной. Дольше стоишь, чем едешь, потому что приходится долго ждать друг друга.

Однажды при перегоне машин колонной по территории Башкортостана обнаружили, что один из «уазиков» отстал. Остановились. Ждали бы долго, если бы не проезжавший мимо «КамАЗ». Его водитель с усмешкой сообщил: в километрах 5–7, ваш, наверное, товарищ в озере на машине рыбачит, наловил много рыбы и просит ему помочь. Едем назад и видим, что «уазик» в озере, далеко от берега, а водитель сидит на тенте машины. Спрашиваем, что случилось? Оказалось, уснул за рулем на повороте. Хорошо, что берег и дно озера оказались в этом месте пологими...

Другой случай. В Казани мы с водителем новый автобус получили без единого ключа. Поставщики только разводят руками: машины поступили с завода без ключей. Их делали в Кутаиси, а поскольку Союз распался, и экономические связи перестали существовать, поставки ключей прекратились, объяснили нам.

Выехали без единого ключа. Начали ломаться уже через десяток километров. Собирали машины тогда на заводах кое-как. По нескольку месяцев их потом приходилось доводить до ума шоферам. Намучились мы за тот зимний перегон безмерно. Хорошо, что на трассе добрых водителей много. Мы выпросили девять ключей разных размеров и с ними приехали домой.

Организационные вопросы отнимали много времени и сил. Но главной оставалась задача обеспечения высокой эффективности работы таможни. После выхода в свет Указа Президента РСФСР от 15 ноября 1991 года «О либерализации внешнеэкономической работы на территории РСФСР» резко возросла активность предпринимателей и предприятий в этой сфере. Если в 1996 году Тува экспортировала 156 тонн товаров, то уже в 1998 году — 1354 тонны. В 1996 году участники внешнеэкономических связей импортировали в Туву 460 тонн товара на 610 тыс. долларов, а в 1998-м — уже 925 тонн почти на 12 млн. долларов.

В начальный период предприниматели поддерживали внешнеэкономические связи и заключали договоры с партнерами на обмен товарами и декларировали их в Тувинской таможне с 26-ю странами СНГ, Азии, Западной Европы, Северной, Южной Америки и Ближнего Востока. К сожалению, из-за транспортной проблемы эти тенденции постепенно стали ослабевать, что отрицательно сказывалоась на доходах, отчислявшихся нашей таможней в федеральный бюджет. В мою бытность эти отчисления в лучший год составляли пять миллионов рублей. Мягко говоря, — очень скромная сумма. Ведь в то время таможенные доходы составляли третью часть федерального бюджета страны. Неудивительно, что из-за низких показателей мы нередко становились объектом критики руководства службы. Вряд ли она была объективна, поскольку результаты работы таможенников зависят от многих факторов. Влияла на них слабая развитость отраслей экономики республики, несоответствие качества товаров требованиям международных стандартов, недостаточная интегрированность с социально- экономическими отраслями регионов страны, транспортная изолированность.

Поэтому многие участники внешнеэкономической деятельности до сих пор декларируют импортируемые товары, не довозя их до нашей республики — в Новосибирской, Красноярской, Иркутской, Хакасской внутренних таможнях. Таким образом, товары остаются на реализации в зоне деятельности таможен, где они задекларированы.

Эти проблемы со временем разрешимы. В последние годы в республике многое сделано именно для того, чтобы снять их остроту. Реконструируется Кызылский аэропорт с перспективой придания ему статуса международного. Продолжаются активные поиски вариантов реализации строительства железной дороги в Туву. Прорабатываются вопросы модернизации и увеличения объема переработки товаров на пунктах пропуска.

И можно не сомневаться, что очень скоро республику ждет всплеск активности внешнеэкономической деятельности. К этому коллектив Тывинской таможни должен быть готов, чтобы, с одной стороны, выступить гарантом экономической безопасности в зоне своей деятельности и надежной преградой для нарушителей законодательства. С другой стороны — открыть «зеленую улицу» честному предпринимательству. Ведь во все времена таможня существовала и существует не только для того, чтобы «держать и не пущать», но и для того, чтобы давать свое добро.

Иван СУВАНДИИ,

ветеран Тывинской таможни