Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Там, где начинается завтра

29 мая 2014
1256

Диск с пластиковой жилкой, который демонстрирует нам Айыжы Иргит, это расходный материал, из которого в два счёта можно «вылить», к примеру, новый корпус для айфона. Исходный материал при этом может быть любого цвета. На запчасть для телефона пойдёт чёрный. Но нам показывают и сиреневую «бобину», и белую. Перед нами то, что мы знаем как картриджи для офисных принтеров. Пластиковая жилка идёт в качестве расходного материала к 3D-принтеру.

3D-реальность

Этот 3D-принтер, пока единственный в республике, базируется в центре молодёжного инновационного творчества (ЦМИТ), который недавно пополнил список малых инновационных предприятий студенческого бизнес-инкубатора ТувГУ.

ЦМИТ — это проект молодого предпринимателя Александра Хертека, который он защитил в министерстве экономики и на реализацию которого выделено около четырёх миллионов рублей. На эти деньги Александр закупил современное дорогостоящее оборудование: 3D-сканер, 3D-принтеры, лазерный гравёр и фрезерные машины. Всё это установлено в центре. Более того, работать на суперсовременном оборудовании уже учатся школьники. Прошедшие специальную подготовку молодые предприниматели обучают ребят трёхмерному моделированию и, собственно, печати на принтере.

Принтер в ЦМИТе — учебный и заправляется пластиком, самым примитивным наполнителем: как мы знаем, подобного рода производственные машины печатать могут даже сталью. Впрочем, и учебная машина открывает уникальные возможности, а потому имеет и перспективы. Так, сигнальным изделием, «отпечатанным» на новоприобретённом оборудовании, стала пластиковая модель головы самого Александра. Миниатюрная, около четырёх сантиметров в высоту, лёгкая, как теннисный мячик, идеально повторяющая черты лица, соблюдающая все пропорции — невольно приходит на ум, что в ближайшем будущем скульпторам, скорее всего, зарабатывать на хлеб будет проблематично.

Плод первых учебных курсов для школьников — миниатюрные пластиковые макеты уже демонтированного, а потому ушедшего в историю, обелиска Центр Азии.

Помимо трёхмерной печати, на оборудовании ЦМИТа можно создавать объёмные надписи и таблички с рельефным рисунком.

В перспективе сотрудники центра молодёжного инновационного творчества намерены принимать заказы на изготовление 3D-макетов разных строительных и скульптурных объектов. Кроме того, ребята вполне могут разрабатывать и выпускать сувенирную продукцию.

Встать на ноги и окрепнуть маленькому предприятию помогает Тувинский госуниверситет, который предоставил ему свою базу — одно из помещений студенческого бизнес-инкубатора. Арендной платы с начинающих предпринимателей не требуют, единица оплаты за «постой» — интеллектуальная: мы вам — помещение и свои ресурсы, вы нам — обучение наших студентов. Пока в фантастический мир 3D-моделирования погружаются только школьники, но со следующего года, намереваются в ЦМИТе, полноценные курсы будут организованы и для студентов. Так что ЦМИТ — это именно то место, где начинается наше завтра.

Резиденты СБИ

Помимо центра молодёжного инновационного творчества, на базе университетского бизнес-инкубатора существуют ещё пять маленьких инновационных компаний. Одна выпускает оригинальные чаи из местного сырья, компоненты и пропорции которого держатся в секрете: это их ноу-хау. Другая производит керамическую плитку. Третья — «IT-Univer» — разрабатывает компьютерные программы, создаёт сайты. Есть малое предприятие, занимающееся исключительно научной деятельностью: это ООО «АржаанЛаб». Сотрудники этого предприятия собрали обширную базу данных по природным источникам Тувы и продолжают эту работу: сбор информации, проведение научных исследований.

И ещё одно предприятие с говорящим названием «Школьник» организовала студентка ТувГУ, которая, будучи ещё школьницей, придумала, как из местного природного сырья изготавливать мел, которым учителя могли бы пользоваться на уроках. Главный компонент, который используется в инновационной технологии, это известь, добываемая на Хайыраканском месторождении. На реализацию своей научной разработки девочка получила грант. Сегодня мини-цех «Школьника» можно найти по соседству с ЦМИТом. Там — готовое к работе оборудование, лабораторный инвентарь и даже слепленные меловые колбаски. Нет только хозяйки: в эти дни она готовится к сессии.

Айыжы Иргит, год назад назначенный руководителем студенческого бизнес-инкубатора, отмечает, что в университете много студентов, которые носят в своих головах конкретные бизнес-идеи, из которых можно было бы сформировать реальный бизнес. Ещё больше таких, кто хотел бы уйти в бизнес, но не имеет чёткого представления, каким могло бы быть его дело. Общее, что объединяет всех, — никто не знает, с чего начать. И, в конечном итоге, все боятся самостоятельности.

— Ребята ошибочно думают, — рассказывает Айыжы, — что бизнес — это экономика. А бизнес и экономика — это далеко не одно и то же. Бизнесмен и экономист — разные люди. Экономист может изучать экономическую теорию и прочее. А бизнесмен — это человек-практик. Он находит свою систему, не изучая теорию, а набивая шишки путём проб и ошибок. Когда одолевают сомнения, что, дескать, разве я смогу, да это же так трудно, — в этот момент достаточно вспомнить, как делаются курсовые: за неделю перед защитой…

Айыжы только в прошлом году закончил филологический факультет ТувГУ и уже готовит к открытию собственный бизнес. На должности руководителя студенческого бизнес-инкубатора он набирается полезного опыта. Чтобы посмотреть, как поставлена работа подобных университетских подразделений, он побывал в учебных заведениях Томска. Убедился, что наш СБИ развивается в правильном русле.

— В целом работа у нас поставлена почти так же, как у них. Там тоже есть чисто научные предприятия. Есть развивающиеся, есть только встающие на ноги, есть проблемные. Я так понял, что нам можно поднажать, и мы сможем выйти на один с ними уровень. Надо больше привлекать молодёжь. Мы должны не просто помогать создавать и регистрировать малые инновационные предприятия, но и обучать студентов, организовывать для них практику. Учить их правильно понимать, что такое предпринимательская деятельность, биз-нес — таким образом меняя их мышление, жизненную позицию.

Чтобы расшевелить студентов, Айыжы устраивал в бизнес-инкубаторе дни открытых дверей, а с прошлой недели запустил серию тренингов «по выявлению предпринимательских способностей». Правда, особого ажиотажа среди студентов не случилось. Подтягивались они вяло. Так что впереди — непочатый край работы.

Между тем студенческий бизнес-инкубатор сегодня — это реальная возможность для молодых людей начать собственное дело. Главное — чтобы дело это было из разряда инновационных, что называется, «с изюминкой». Инкубатор предоставит помещение, где можно спокойно работать, доступ в Интернет. В подмогу инноваторам — два 12-ядровых суперкомпьютера, производственные цеха и преподаватели, у которых всегда можно получить нужную консультацию.

Правда, «живёт» СБИ пока в подвальном помещении исторического факультета. «В Америке говорят, что начинают с гаража. Мы — с подвала, — улыбается Айыжы. — Наступит день, и поднимемся выше».

Виктория КОНДРАШОВА