Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Свидетельство № 4 — у Лидии Губановой

4 октября 2018
492

Лидия Ивановна Губанова, одна из первых выпускниц ДМШ № 1 г. Кызыла, преподаватель по классу фортепиано, всю трудовую биографию посвятила родной школе. Долгие годы (1970—1980) возглавляла фортепианное отделение, продолжая лучшие традиции первых специалистов. Именно под ее руководством фортепианное отделение школы достигло особого расцвета.

Биография Лидии Ивановны неразрывно связана с историей развития школы, историей формирования фортепианного отделения.

Первое музыкальное учебное заведе- ние — детская музыкальная школа г. Кызыла, была открыта 1 июня 1947 г., по решению Облисполкома Тувинской АО. «…первым директором была назначена пианистка Эльза Генриховна Кирштейн. После набора учеников сразу же начались занятия (несмотря на лето, с 9 июня того же года). Кирштейн была также и единственным преподавателем, так что на первых порах ДМШ ограничивалось только фортепианным классом, в котором в те годы обучалось не более 25—30 детей». «Музыкальная школа остро нуждалась в специалистах. Приглашение педагогов из-за Саян не решали проблемы: ехать в далекий край, практически не имеющий очагов музыкальной жизни, поначалу никто не стремился». (Е. Карелина, «История тувинской музыки от падения династии Цин и до наших дней: исследование», Москва, «Композитор», 2009 г., 549 с.).

Поэтому большим событием для дальнейшего развития фортепианного отделения школы стал приезд, в 1949 г., преподавателей: Е. Р. Близнюк, Л. А. Логиновой, С. Ф. Кайдана, А. М. Норкевич. Осенью 1950 г. в коллективе начала работать преподаватель Н. А. Морозова.

«В частности, прибывший в Тувинскую АО композитор С. Ф. Кайдан-Дешкин (песню которого, «Взвейтесь, кострами, синие ночи!», пели все пионеры Советского Союза) […] в Кызылской музыкальной школе вел уроки фортепиано и сольфеджио, а также настраивал фортепиано» (Е. Карелина же.).

Среди первых учеников класса Э. Г. Кирштейн была и маленькая Лида. Закончила же музыкальную школу в 1954 г., у преподавателя Сергея Федоровича Кайдана (свидетельство об окончании школы № 4).

После окончания средней школы Лидия поступает в Томский учетно-кредитный техникум, закончив, начинает работать по профессии в г. Чадане.

«В конце 1950-х гг. открывается первая районная детская музыкальная школа Тувы: Чаданская ДМШ (1959). Ее основателем и первым директором стал местный […] музыкант — баянист и композитор Семён Лукич Бухтуев» (Е. Карелина же.). В школе была острая нехватка педагогических кадров. Л. И. Губанова, получившая музыкальное образование у сильных преподавателей в городской школе, была приглашена на работу.

В 1960 году открылось Кызылское музыкальное училище, где получили возможность продолжить дальнейшее образование первые выпускники фортепианного отделения ДМШ. Лидия Ивановна поступила в КМУ в 1961-м.

Из воспоминаний однокурсницы Светланы Никифоровой (Ивантеевой): «Лида была самой старшей из пианистов курса. По характеру сдержанная, немного замкнутая. Дружила с Надеждой Гусаковой. Серьезно относилась к учебе, много времени посвящала занятиям на фортепиано».

В Кызылском музыкальном училище Лидия Губанова училась у Елены Александровны Король-Бородюк, 1963 год, закончила — в классе Игоря Федоровича Чуфарова, 1965-й.

В начале 60-х годов прошлого столетия в ДМШ, из-за отъезда первых специалистов, возник острый дефицит профессиональных педагогов-пианистов. На помощь пришли преподаватели музыкального учили- ща — Л. С. Никольская, Л. Г. Величковская, Е. А. Король-Бородюк, В. Я. Полудин, М. В. Носова и др. А также студенты — Инесса Лернер (Сапогова), Надежда Гусакова, Татьяна Шананина (Горелова) и Лидия Губанова.

Необходимо сказать, что в 1960—1970 гг. профессия музыканта была очень популярна. Желающих обучаться в Детской музыкальной школе было много, был отбор, брали на обучение детей только с хорошими музыкальными данными. «…Укреплялся авторитет первой в республике Кызылской ДМШ. К 1962 г. в школе уже обучались около 300 человек. … Особенно много было желающих и большие конкурсы на фортепианное отделение» (Е. Карелина же.).

Фортепианное отделение ДМШ в эти годы, под руководством Л. И. Губановой, достигло в своем развитии особого подъема.

Из воспоминаний преподавателя фортепианного отделения Нины Викторовны Романенко, что работает в ДМШ с 1970 г.: «Мы, молодые преподаватели, не переставая, учились у Лидии Ивановны. Всегда можно было появиться к ней на урок или подойти за советом. Помогала выбрать репертуар. Советовала учитывать индивидуальные возможности учеников, не завышать программу. Если ученик с произведением не справлялся, то не учить его дальше, а поменять на то, с которым он бы справился.

От учеников Лидия Ивановна подолгу добивалась преодоления той или иной трудности. Иногда на это не хватало урока, и в классе ожидали своего занятия по два-три ученика.

Лидия Ивановна была строгой и принципиальной при оценивании выступлений, своих учеников тоже, снижала оценки. При обсуждении указывала на недостатки исполнения преподавателям.

Похвала Лидии Ивановны для нас, молодых специалистов, имела большое значение».

Из воспоминаний Ольги Никифоровны Исаевой, преподавателя фортепианного отделения: «Лидия Ивановна, по профессионализму, была «выше на голову» своих коллег, была «педагогом от бога». Уровень ее класса был высоким. Работала с учениками требовательно и кропотливо, подолгу не выходя из класса. Учащимся давала сложную, развернутую программу композиторов-классиков, если полифонию, то прелюдии и фуги И. С. Баха.

Как заведующий отделением Лидия Ивановна много наставляла молодых специалистов. Требовала от них качественного исполнения произведений учениками, сама «трепетно» относилась к нотному тексту (штрихам, фразировке) и того же требовала от коллег.

С коллегами отношения складывались не всегда ровные, часто имела свое мнение, не совпадающее с общепринятым, могла быть «острой на язык», но неизменно пользовалась уважением».

О личной жизни Лидии Ивановны известно немногое: муж, Николай Константинович Смирнов, музыкант-виолончелист симфонического оркестра, долгое время работал в ДМШ, иллюстратором в классе аккомпанемента. Два сына — Евгений и Алексей.

Педагогический труд Л. И. Губановой отмечен многими грамотами и благодарностями, в том числе нагрудным знаком отличия «За достижения в культуре», ведомственной наградой Министерства культуры РФ, за внесение личного вклада в развитие и сохранение отечественной культуры и искусства, подготовку кадров.

Многие выпускники отделения, после окончания ДМШ, продолжили и дальше осваивать выбранную профессию. Среди них и выпускники Лидии Ивановны, ставшие профессиональными музыкантами: Игорь Соболев, Надежда Бонина, Ирина Серебренникова, Елена Черданцева (Белогорская), Наталья Быкова (Белогорская) и многие другие. В разные годы у Лидии Ивановны учились Наталья Гусева, Елена Семенова, Ирина Лалетина и др.

Лидия Ивановна работала в школе до 1987 года, тяжело болела. Ушла из жизни в 1988 году…

До сих пор, при обсуждении экзаменационных программ выступающих, на заседаниях фортепианного отдела музыкального отделения, ныне Детской школы искусств имени Нади Рушевой, нет-нет да промелькнет среди преподавателей, теперь уже ветеранов, работавших с Л. И. Губановой: «А Лидия Ивановна учила нас так….»

Замечательного педагога с благодарностью вспоминают выпускники, и с большим уважением — коллеги.

В 2019 году фортепианный отдел Детской школы искусств им. Нади Рушевой отметит 80-летний юбилей Лидии Ивановны Губановой. Этому событию будет посвящен фортепианный конкурс «Золотая Лира», целью которого является развитие технического, исполнительского, профессионального уровня учащихся-пианистов.

Татьяна ШАНАНИНА