ОТЧЕТ о результатах деятельности Правительства Республики Тыва за 2013 год
Как уже сообщалось, в пятницу Глава — Председатель Правительства Республики Тыва Шолбан Кара-оол выступил перед Верховным Хуралом (Парламентом) Республики Тыва с отчетом о результатах деятельности Правительства РТ за 2013 год. Сегодня публикуется полный текст его доклада
Уважаемый Кан-оол Тимурович!
Уважаемые депутаты! Коллеги! Друзья!
В плотном графике совместной работы законодательной и исполнительной власти Отчет правительства перед депутатами Верховного Хурала занимает особое место. Отчет перед парламентом — не просто конституционная норма. У нас давно сложилась ежегодная практика — получать оценку за свою работу не только у депутатов, но и непосредственно у населения. После сегодняшнего заслушивания члены правительства выезжают в районы с отчетом за 2013 год. И это хорошая возможность «взять на карандаш» наказы, предложения и конструктивную критику, услышать своих земляков.
Уважаемые депутаты, думаю, что ваше участие в выездных рабочих группах еще раз подтвердит, что власть в республике несет консолидированную ответственность за все принимаемые решения и реализованные дела. Вместе разрабатываем законы, утверждаем бюджет, вместе отчитываемся перед народом.
Коллеги! Сегодня республика вышла на финишную прямую трехлетней подготовки к нашему юбилею — 100-летию единения России и Тувы. 2013 был для нас ключевым — периодом расчистки строительных площадок, генеральной уборки республики, стартов общественных акций и массовой исследовательской работы. Планы были грандиозными. Что-то сделать удалось, что-то перешло на юбилейный год.
Прежде чем подвести итоги сделанного к юбилею и проинформировать вас о напряженных планах лета этого года, все же хочется определить главные тенденции или, как принято говорить сейчас, тренды 2013 года. Обозначить его плюсы и минусы.
Мы ставили перед собой в 2013 году конкретную задачу — максимально расширить инвестиционный портфель республики. К семи уже действующим инвестиционным проектам мы предлагаем 18 инвестпроектов, например, такие, как: строительство ТЭС-2, домостроительный комбинат, цементный и кирпичный заводы, кварталы малоэтажной и многоэтажной жилой застройки в г. Кызыле, создание мараловодческих хозяйств в Пий-Хемском и Каа-Хемском кожуунах, туристический комплекс на озере Азас, мусоросортировочный комбинат, оздоровительные комплексы и так далее.
Для этого, в первую очередь, необходимо было создать благоприятную инвестиционную среду. К безусловным успехам 2013 года можно отнести тот факт, что Тува включена в перечень регионов с трехлетними налоговыми каникулами для инвесторов. Это серьезный сигнал для тех, кто выбирает площадки для реализации своих проектов. Этот важный шаг государства мы подкрепили достаточно успешным внедрением регионального инвестиционного стандарта. В республике внедрены все 15 пунктов стандарта. Уверен, это позволит увеличить приток инвестиций в республику, значительно повысить инвестиционную привлекательность, защитить права инвесторов и обеспечить прозрачность системы поддержки предпринимателей, снизить административные барьеры.
Хочу напомнить, с 2008 по 2013 годы компаниями инвестировано более 25,5 миллиарда рублей, в том числе за 2013 год — 10,6 миллиарда рублей. Причем, если до 2008 года мы говорили только о бюджетных инвестициях, то в 2010 году общий объем привлеченных, то есть внебюджетных средств, составлял уже 30, а в 2013 году — 84 процента.
В отчётном году началось внедрение муниципальных стандартов по улучшению инвестиционного климата на местах, утвержден регламент взаимодействия участников инвестиционной деятельности, создан Экономический совет при Правительстве республики. Впервые было озвучено инвестиционное послание. Мы договорились на республиканском госсовете, что нужна не просто инвестиционная активность, нужна «агрессивная» инвестиционная политика на муниципальном уровне.
Ни налоговые льготы, ни усилия республиканской власти не будут эффективными, если на микроуровне инвестор столкнется с волокитой при выделении земельного участка, оформлении необходимых документов и в решении других вопросов.
Надо найти дополнительные стимулы для привлечения бизнеса на сельские территории. В каждом муниципальном образовании должна быть принята детальная инвестиционная программа, созданы специальные рабочие группы по снижению административных барьеров. Эта работа будет находиться у нас на особом контроле.
Уважаемые коллеги!
В 2013 году мы, как никогда, плотно и результативно поработали с федеральными органами. Как вы помните, в феврале у меня состоялась встреча с Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным, результатом которой стала поддержка им всех наших ведущих транспортных и энергетических проектов. Эта встреча заложила хорошую основу для последующей конкретной отработки с федеральными министрами.
В течение года республики посетили: вице-премьеры Аркадий Владимирович Дворкович, Ольга Юрьевна Голодец, министр транспорта Максим Юрьевич Соколов, Полномочный представитель Президента России в Сибирском федеральном округе Виктор Александрович Толоконский. У меня состоялись встречи практически со всеми ключевыми министрами федерального правительства.
Итогом этой работы стало заслушивание вопроса «О социально-экономическом развитии Республики Тыва» на заседании Правительства России и моя встреча с премьер-министром Дмитрием Анатольевичем Медведевым.
Мы получили поддержку в самом главном. Дмитрий Анатольевич дал поручение подготовить комплексный инвестиционный план развития Тувы. Республика должна быть вписана в общеэкономическое пространство страны.
В своем послании Владимир Владимирович Путин четко обозначил стратегическое направление: развитие Сибири и Дальнего Востока — долгосрочный приоритет России. Мы обязаны воспользоваться этим шансом. На Красноярском экономическом форуме мы выступили с инициативой о создании Енисейской территории опережающего развития на базе строительства железнодорожной линии «Курагино — Кызыл». Мы считаем, что этот проект объединит возможности трех регионов и, соответственно, усилит их эффективность. На недавнем заседании Правительства России по развитию угольной промышленности Министр обороны Сергей Кужугетович Шойгу поддержал нашу инициативу о строительстве трансграничной железнодорожной магистрали «Кызыл — Урумчи». К его мнению прислушались. Дмитрий Анатольевич Медведев, в частности, сказал, что этот проект весьма перспективен и будет взят в разработку.
Для Тувы — это очень позитивный сигнал. Наши многолетние усилия не остались незамеченными — количество переросло в качество. Говоря о плюсах 2013 года, мы можем отметить, что наши транспортные проекты явно приобретают реальные черты. В частности, уже к осени 2014 года будет закончена разработка проектно-сметной документации по реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта г. Кызыла, с 2017 на 2015 год сдвинут первый транш в размере почти 600 миллионов рублей и плюс — дополнительно будет выделено 800 миллионов рублей на развитие аэродромной инфраструктуры.
Нас поддерживают и в вопросе субсидирования пассажирских рейсов. В 2013 году открылся и регулярно выполняется новый маршрут «Новосибирск — Кызыл». Еще одним субсидированным рейсом в этом году стал маршрут «Иркутск — Кызыл». Мы добиваемся финансовой поддержки не только межрегиональных, но и внутренних рейсов. На прошедших недавно Днях Республики Тыва в Совете Федерации сенаторы поддержали нас по всем вопросам, включая и субсидирование региональной авиации.
Заметно продвинулась работа по перенаправлению трассы М-54. Достигнута договорённость, что региональная дорога Кызыл — Хандагайты будет передана в федеральную собственность. Для нас это принципиально важно, так как ранее Минтранс России требовал, чтобы перед передачей мы на собственные средства довели дорогу до высокой категорийности. Таким образом, можно смело сказать, что наш проект по перенаправлению трассы М-54, наконец, вышел на уровень практической реализации.
За всеми этими позитивными подвижками стоит большая работа в федеральных министерствах.
В прошлом году мы столкнулись с очень серьёзным вызовом — авария в котельной Хову-Аксынской ТЭЦ высветила проблемы централизованного теплоснабжения наших городов и посёлков, копившиеся десятилетиями. В этой непростой ситуации нам удалось не только в предельно сжатые сроки построить новую современную котельную, но и полностью обновить всю коммунальную инфраструктуру Хову-Аксы, начиная от теплоцентрали до батарей в каждой квартире. Я хотел бы еще раз поблагодарить всех рабочих, которые сутками трудились в поселке. Особенную благодарность выразить ветерану строительства Аркадию Прокопьевичу Поручнику, который показал пример преданности своему делу.
Авария в Хову-Аксы наглядно показала к чему может привести игнорирование критической изношенности тепловых станций. Эксперты МЧС признали котельные Шагаан-Арыга и Ак-Довурака непригодными к эксплуатации. Во время рабочих визитов в республику в этом убедились вице-премьер Аркадий Владимирович Дворкович, заместитель Министра МЧС Павел Васильевич Плат. Ситуация с теплоснабжением в республике обсуждалась на самом высоком уровне, мы использовали любые возможности и постоянно поднимали этот вопрос. И он, наконец, сдвинулся с «мёртвой точки».
Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами новостью — Минрегионразвития в своем докладе в Аппарат Правительство России рекомендовало включить в непрограммную часть ФАИП строительство двух котельных в Шагаан-Арыге и Ак-Довураке в 2015 и 2016 годах. Мы намерены уже сейчас приступить к делу. Добились получения субсидии в размере 428,6 миллиона рублей по программе энергосбережения и планируем на эти средства приобрести оборудование для котельных.
Нам понадобились большие усилия, чтобы доказать на федеральном уровне, что в Туве реально острый дефицит тепловой и электрической энергии. В прошлом году мы не смогли получить технические условия на подключение к теплу и электроэнергии по 16 объектам. В Минэнерго и Минстрое России признали, что ликвидация энергодефицита — это обязательное условие исполнения государственных программ по переселению из аварийного жилья, строительству жилья для детей-сирот и многодетных семей, расширению сети дошкольных учреждений.
2013 год стал переломным в решении проблем энергетики. Предпринимаются конкретные шаги. Например, по строительству тех же котельных в Шагаан-Арыге и Ак-Довураке. Специалисты Минстроя России намерены выехать в Туву и провести дополнительную экспертизу для корректировки необходимых затрат, в том числе на модернизацию сетей в этих поселках.
Завершив строительство высоковольтной линии «Кызыл — Чадан», «Россети» сегодня скорректировали свою инвестиционную программу до 2018 года, включили в нее реконструкцию узловых подстанций «Западная», «Городская», «Южная» на территории города Кызыла и строительство второй цепи высоковольтной линии электропередачи Шушенская опорная — Туран с учетом дальнейшего строительства высоковольтной линии электропередачи Туран — Ырбан — Ак-Суг.
2013 год запомнился нам и очень хорошими проектами в области связи. Компания «Мегафон» закончила строительство оптоволоконной линии связи «Абаза — Шагаан-Арыг», ОАО «Тыва-связьинформ» проложило свой оптический канал связи «Кызыл — Шагаан-Арыг». Таким образом, в республике создалась конкурентная среда на магистральных каналах связи нового поколения и цена за интернет-трафик для рядовых потребителей уже пошла вниз.
Тем не менее проблемы по развитию телекоммуникационной инфраструктуры связи остаются острыми. В общем рейтинге субъектов по уровню проникновения современных услуг связи Республика Тыва занимает 80-е место. В республике лишь один человек из ста имеет стабильный полноценный доступ к современным услугам связи.
Нас обнадёживает, что Минкомсвязи России выразило готовность поддержать республику в переговорах с операторами сотовой связи по строительству сетей четвертого поколения. И выступило с инициативой заключения трехстороннего инвестиционного соглашения с участием крупнейших операторов связи.
Мы продвигали не только экономические проекты, но и социальные объекты, которые так нужны жителям республики. Речь идет о завершении строительства терапевтического комплекса, строительстве межкожунной больницы в г. Чадане, второй очереди Тувинского государственного университета.
Мы добиваемся снижения планки софинансирования мероприятий по аварийно-восстановительным работам, переселению граждан из ветхого жилья, строительства детских садов, дополнительной финансовой помощи на повышение заработной платы бюджетникам.
Считаю, что главным заделом 2013 года стали решения федерального правительства поддержать Туву по самым острым проблемам. Исполняя поручение Дмитрия Анатольевича Медведева, мы должны совместно с федеральными министерствами приложить максимум усилий для создания конкретного плана действий по развитию нашей республики. Итоги этой работы будут уже в мае этого года.
А теперь об основных итогах нашей совместной работы в 2013 году на республиканском уровне. В целом они позитивные. Индекс промышленного производства составил 102,5 процента. Этот рост нам дала в основном горнорудная промышленность, доля которой в структуре промышленного производства ежегодно растет. В прошедшем году сработал «ТарданГолд», который вышел на промышленные объемы добычи золота. В этом году ожидаем запуска горно-обогатительного комбината компании «Лунсин».
Хотел бы обратиться к депутатам Верховного Хурала, членам Народного фронта и муниципальной власти. Необходимо под самой жесткий контроль взять соблюдение компаниями-инвесторами экологических норм, лицензионных соглашений. Ввод новых производств всегда влечет экологические риски, которые необходимо свести к минимуму.
Мы имеем печальный опыт советских предприятий «Тувакобальт» и «Туваасбест» и сегодня остались один на один с опасностью, которую хранят в себе отвалы производств. Разговор с потенциальными инвесторами начинаем с того, что они должны, в первую очередь, заняться утилизацией вредных веществ. Это должна быть консолидированная позиция как власти, так и общественности.
Мы укрепляем свои позиции в рейтинге сибирских регионов. Лидирующие позиции занимаем по темпам роста объема строительных работ (1-е место), платных услуг населению (2-е место), обрабатывающих производств (2-е место). Замыкаем пятерку лидеров по темпам роста ввода в действие жилых домов (5-е место).
Велась активная работа по программам социального развития села, переселения граждан из аварийного и ветхого жилья, повышения сейсмоустойчивости, строительства жилья для детей-сирот, а также по реализации программ льготной ипотеки для молодых учителей, выпускников вузов с красным дипломом, дотации молодым врачам. Все эти меры в 2013 году позволили увеличить объем работ по «строительству» в 1,5 раза до 4 миллиардов 192,6 миллиона рублей.
Ввод жилья устойчиво наращивается с 2007 года, в прошлом году введена 61 тысяча «квадратов», в текущем году намерены приблизиться к рубежу в 66 тысяч.
Говоря о жилищном строительстве, надо отметить, что это одна из самых насущных и трудно решаемых задач. Несмотря на сохранение высоких темпов роста, абсолютные величины никак не соответствуют нашим потребностям. Я уже много раз говорил о том, что надо строить в разы больше. Есть объективные причины: тот же энергодефицит, отсутствие средств на инженерную инфраструктуру. Но есть вещи, которые муниципальные власти, республиканские министерства должны обеспечить во что бы это ни стало и еще «вчера». Документы территориального планирования, правила застройки, эскизные проекты жилых кварталов, типовых детских садов и школ — все это уже должно быть в портфеле глав администраций. Еще раз хочу повторить — не допущу никаких стихийных застроек! У нас и так много негативных примеров.
На общереспубликанском позитивном фоне план ввода жилья в 2013 году не выполнен Бай-Тайгинским, Пий-Хемским, Сут-Хольским кожуунами и г. Кызылом.
Причем снижение серьезное: в Бай-Тайгинском — на 22,5 процента, в Сут-Хольском — на 14,5, Тандинском — на 12,5 и в Кызыле — почти на 20 процентов. Это тревожный сигнал, уважаемые коллеги.
Поддержка села, агропромышленного комплекса остаётся нашим ключевым приоритетом. Нами пройден достаточно большой путь по наращиванию сельскохозяйственного производства. Мы преодолели знаковый для нас барьер по поголовью скота — более миллиона голов овец и коз. Но нас уже не устраивает простое наращивание поголовья. Важно менять к лучшему саму жизнь на селе. Один из позитивных итогов последних лет — успешная реализация программы поддержки начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм. По результатам 2012 и 2013 годов нам снизили уровень софинансирования в 2014 году с 35 до 19 процентов. Это значит, что мы сможем значительно расширить круг грантополучателей. Несмотря на жёсткие конкурсные условия, число заявок на участие в два-три раза превышает лимиты фонда поддержки. Их подали уже 130 хозяйств.
В 2013 году у нас была сформирована республиканская программа «Зимняя стоянка животновода — Кыштаг» до 2015 года. По данным министерства сельского хозяйства в республике насчитывается 2602 животноводческие стоянки (68 процентов приходится на личные подсобные хозяйства, 32 — принадлежат сельхозорганизациям). Цель программы — сконцентрировать бюджетные средства на достижение конкретных результатов — улучшить условия чабанского труда, обеспечить стоянки водой, светом, современной сельхозтехникой. Надо признать, что эта программа только набирает обороты и не так быстро, как хотелось бы. Но уже в 2013 году проведен капитальный ремонт 8 скважин водоснабжения на общую сумму 5 миллионов рублей на чабанских стоянках, имеющих проектно-сметную документацию в Барун-Хемчикском, Дзун-Хемчикском, Сут-Хольском, Чаа-Хольском, Тес-Хемском кожуунах.
Постановлением Правительства, принятым в октябре 2013 года, чабаны-участники проекта «Зимняя стоянка животновода — Кыштаг» получили право на приобретение древесины на льготных условиях. Пока мало чабанов об этом знают. Я прошу глав администраций кожуунов провести разъяснительную работу и собрать заявки.
2013 год многим запомнился проектом «Одно село — один продукт». Реализация проекта стала тем редким случаем, когда инициатива власти совпала с чаяниями населения республики. Предложений от сельских предпринимателей поступило столько, что их пришлось проводить через сложную и жесткую систему отбора.
Сегодня в 124 поселениях реализуется 175 проектов. Большая часть проектов (96) реализуется в сфере сельского хозяйства, в области промышленности (38), в сфере культуры и туризма (29). Объем произведенной продукции и оказанных услуг за год составил более 60 миллионов рублей.
Производство мяса и мясопродуктов возросло на 80 тонн, молока и молочной продукции — на 5 тысяч тонн, хлебобулочных и кондитерских изделий — более чем на 200 тонн, переработки рыбы — на 20 тонн, дикоросов — на 40, национальной одежды и изделий из кожевенного сырья — на 3 тысячи штук, стройматериалов — на 180 тысяч кубометров. За один год создано 605 новых рабочих мест.
Обнадеживают не столько цифры, сколько атмосфера предпринимательской активности на селе. Люди почувствовали вкус к собственному делу, а муниципальные власти стали лучше понимать, каким образом при ограниченных средствах бюджета добиваться максимально возможного экономического эффекта.
В 2014 году будет продолжена реализация капиталоемких и долгосрочных проектов. При этом хочу еще раз напомнить, что мы договорились ограничиться двумя годами государственной поддержки проекта, поэтому уже в этом году надеемся получить реальный результат в виде расширения списка брендовых товаров Тувы.
В этом смысле большие надежды мы связываем с ещё одним проектом, стартовавшим в 2013 году. Речь идёт о создании мараловодческого хозяйства «Туран». Приобретено 243 марала саяно-алтайской породы, основная партия уже осваивается на новом месте.
В перспективе мараловодческое хозяйство «Туран» должно стать многопрофильным предприятием, включающим в себя, помимо племенного завода, производство по переработке пантов и изготовлению сувенирной продукции, туристический оздоровительный комплекс, санаторий с помещениями для ванных лечебно-оздоровительных процедур. Новое мараловодческое хозяйство — это не только производство пантов, это — оздоровление населения, как говорится, «фишка» для привлечения туристов. Кроме того, это возможность для трудоустройства большого количества людей.
Недавно обсуждали с председателем администрации Пий-Хемского кожууна Михаилом Валентиновичем Иусовым планы района по строительству в Туране жилого микрорайона для специалистов мараловодческого хозяйства. Вот таким должен быть уровень заинтересованности муниципальной власти в развитии производства на их территории.
Важнейший акцент 2013 года — исполнение майских Указов Президента, которые направлены на повышение качества жизни россиян. В условиях дотационного бюджета это потребовало серьезных усилий по изысканию источников, оптимизации расходов и экономии средств. В принципе нам удалось достичь установленных планок по 10 из 11 категорий работников бюджетной сферы. Не обеспечен запланированный рост заработной платы только педагогических работников дополнительного образования.
Правительство республики приложило максимум усилий для получения дополнительной финансовой помощи и в виде дотаций, и в виде бюджетного кредита. Более того, большую часть сверхдоходов, полученных в 2013 году, мы направили на повышение заработной платы. Всего на эти цели направлено 1,3 миллиарда рублей. Сумма колоссальная для нас.
Но необходимо признаться, что мы достигли показателей «дорожной карты». А они отстают от фактического роста средней зарплаты в экономике. Нами был запланирован уровень в 23100 рублей, а по итогам года средняя зарплата достигла 25628 рублей. Мы очень надеемся, что по рекомендации сенаторского корпуса Совета Федерации Правительство России поддержит Туву в части выделения дополнительных средств на реализацию президентских указов и в 2014 году.
По итогам 2013 года Тува признана регионом с высоким уровнем управления финансами, что сыграло не последнюю роль в поддержке сенаторов. Но в целом проблемы бюджета остаются прежними. Дотационность по итогам 2013 года снизилась на три процентных пункта с 80 в 2012 году до 77 процентов на 1 января 2014 года. Но уровень зависимости от федерального бюджета остается высоким.
Кроме того, если в целом по республике объем собственных доходов подрастает, то на муниципальном уровне 2013 год нельзя назвать удачным. 8 муниципалитетов по прогнозу не справились с плановыми показателями по доходам, в том числе г. Кызыл, что совсем непростительно.
Мы обязаны отметить, что качество управления финансами на муниципальном уровне очень низкое. Яркий при- мер — наша столица. Закредитованность, отсутствие четкого плана наращивания доходов и эффективного использования муниципального имущества. Установлены факты высоких зарплат руководителей на убыточных муниципальных предприятиях. Мы надеемся, что новый состав депутатского корпуса Кызыла проявит политическую и административную волю и добьется кардинального улучшения ситуации.
Впервые в прошлом году мы внедрили практику разработки Народного бюджета республики. Нам было крайне важно, чтобы Основной финансовый документ стал доступным и понятным каждому жителю Тувы. Сейчас, наверное, рано оценивать, насколько удачным был первый опыт, но необходимость наращивания этой практики неоспорима.
Жители республики должны понимать основные финансовые процессы и характер нашего бюджета, который носит ярко выраженную социальную направленность. Более 70 процентов бюджетных расходов — это социальная политика.
Серьезные задачи стоят перед нами в этой сфере. В числе крайне важных — доступность дошкольного образования, ликвидация очереди в детские сады. В республике численность детей в возрасте от 3 до 7 лет приблизилась к 30 тысячам, из них 58,7 процента посещают детские сады. В 2012 году этот показатель был ниже на 6 процентов.
Увеличить охват удалось за счёт введения в 2013 году 2900 мест. Эта работа будет продолжаться в соответствии с «дорожной картой», в 2014 году нам надо ввести более 5 тысяч мест в детских садах.
В целях обеспечения граждан доступным и комфортным жильем за 2011–2013 годы выделены земельные участки 651 многодетной семье, а также семьям, имеющим детей-инвалидов.
В настоящее время в республике проживают почти 88,5 тысячи семей, из которых 29,6 тысячи относятся к льготным категориям. 36 процентов из них изъявили желание на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Это почти 11 тысяч семей — очень масштабная задача, в первую очередь, для муниципальных властей, которые должны подготовить соответствующие земельные участки.
За 2011–2013 годы переселены 407 человек из 11 аварийных домов, предстоит переселить 1538 граждан из 44 аварийных домов, предусмотренных соответствующей программой.
88 молодых семей получили субсидии в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Тыва»; 68 — субсидии по программе «Социальное развитие села», в рамках этой же программы субсидии получили 62 специалиста, работающие на селе.
Выделено 29 миллионов рублей на оплату первоначального взноса или на оплату части затрат по ипотечным кредитам на приобретение или строительство жилья для 108 молодых учителей республики. Объём поддержки увеличился по сравнению с 2012 годом в 3,7 раза.
Построено 156 жилых домов для 295 детей-сирот. Вы все прекрасно знаете, сколько их ещё стоят в очереди. Я хотел бы отметить таких руководителей, как глава Улуг-Хемского кожууна Мерген Кыргысович Анай-оол. В 2013 году в районе было построено 10 двухквартирных домов для детей-сирот. В 2014 году Мерген Кыргысович просит поддержать строительство уже 40 домов. Причем все вопросы технических присоединений кожуун берет на себя. Среди аргументов — создание новых рабочих мест при строительстве домов. Что же, если это так, то помогать будем. Хороший пример показывают Пий-Хемский и Кызылский кожууны.
Несколько слов о подготовке к юбилейным мероприятиям. Напомню, что до юбилейных торжеств осталось менее 150 дней. Если быть точным — 147. Сначала о том, что сделано.
В 2013 году на реконструкцию 6-ти объектов историко-культурного наследия республики: Музыкально-драматического театра им. В. Кок-оола, Дома народного творчества, Национального парка и Национального музея им. Алдан-Маадыр, здания Тувинского института гуманитарных исследований, набережной р. Енисей от моста до ул.Чургуй-оола и благоустройство прилегающей к ней территории направлено 1 миллиард 17 тысяч рублей.
Мы все прекрасно понимаем, что объем работы очень большой. На сегодня завершен ремонт в Национальном театре, в Госфилармонии. В ближайшее время мы ожидаем сдачу в эксплуатацию Центра восстановительного лечения детей. За оставшиеся четыре месяца нам предстоит обустроить набережную с новой скульптурной композицией «Центра Азии», обновить Национальный парк, завершить наружные работы на Дворце молодежи со стеларием, построить президентский кадетский корпус, который, поверьте, станет самым красивым архитектурным комплексом столицы.
Городские власти должны обустроить не менее пяти центральных улиц Кызыла, включая «пешеходный Арбат» на улице Тувинских добровольцев. И помимо всего — благоустроить, озеленить, украсить цветами столицу, районные центры и поселения республики.
Подходят к своему завершению все объявленные специальные юбилейные проекты: «Тува — территория чистоты и порядка», «100 добрых дел», «Тува начала ХХ века: ветер перемен». Награды ждут победителей.
2013 год стал годом успеха для такого проекта, как «Спорт — во дворы». В результате его реализации установлено 158 трехуровневых турников, отремонтированы и благоустроены 91 волейбольная, 42 баскетбольных, 36 универсальных спортивных площадок, 74 футбольных поля, стадион в с. Эрзине. Реконструировано 6 стадионов в Тес-Хемском, Тандинском, Пий-Хемском и Овюрском кожуунах, благоустроен стадион в Барун-Хемчикском кожууне. В Кызыле построен скейт-парк, установлено 57 спортивных площадок.
Это очень зримый и полезный проект, в котором приняли участие представители всех ветвей властей. Я хотел бы поблагодарить депутатов за его активную поддержку. Теперь эта работа должна стать плановой для муниципалитетов. Думаю, успех сочинских олимпиад, введение Президентом норм ГТО сформировали мощный общественный запрос на занятие спортом.
В преддверии 100-летия единения России и Тувы для нас очень важными были решения, принятые в 2013 году по введению должности Главного инспектора по русскому языку, утверждение Государственной программы по его развитию. В рамках этой программы мы заложили механизм привлечения учителей — носителей русского языка в сельские школы. Они получат единовременную выплату в размере миллиона рублей. Теперь от муниципалитетов зависит создание благоприятных условий для труда и быта привлеченных специалистов. Вполне закономерным и логическим решением стало объявление 2014 года Годом русского языка в Туве.
Уважаемые коллеги! В целом характеризуя 2013 год, хочу отметить, что он был богат на интересные проекты. Это и «Одно село — один продукт», и «Спорт — во дворы», и юбилейные спецпроекты. Реализация проектов показала, насколько хорошо они были восприняты людьми, вызвали интерес и деловую активность, заложили зерна энтузиазма. Это не случайно. Проектные решения всегда имеют четкую цель, алгоритм действий и зримый результат. Они понятны обществу. На мой взгляд, 2013 год заложил хороший задел на переориентацию работы правительства на проектную деятельность.
Связь общества и власти, участие общественности в государственном и муниципальном управлении — главное требование сегодняшнего дня. При каждом министерстве и ведомстве созданы Общественные советы. В прошлом году в рамках открытого правительства мы ввели новшество — рассмотрение общественно значимых вопросов на заседании правительства с участием экспертов, таких как: Южаков Юрий Петрович, Ондар Кошкар-оол Доржуевич, Ондар Николай Алдын-оолович, Поручник Аркадий Прокопьевич, Кужугет Калин-оол Сереевич. Всех их вы хорошо знаете.
Высокая активность отмечается на Портале госуслуг (17.gosuslugi.ru) и у инфоматов самообслуживания. Портал госуслуг в 2013 году посетили около 4 тысяч пользователей. Практически каждый кызылчанин и многие жители районов, а именно 110 тысяч человек, воспользовались услугами «универсальных» специалистов Многофункционального центра республики. Теперь этими услугами могут воспользоваться жители Барун-Хемчикского и близлежащих кожуунов. В декабре 2013 г. в районном центре Кызыл-Мажалык открыт территориальный МФЦ Тувы.
С 24 декабря 2013 года открыт Портал открытых данных Республики Тыва (www.opentuva.ru), куда только за неделю обратились 269 граждан по различным направлениям деятельности органов исполнительной власти Республики Тыва, что, думаю, говорит о востребованности. Данный информационный ресурс поможет нам обеспечить вовлеченность нашего населения и бизнес-сообщества в принятие важнейших управленческих решений — от этапа их обсуждения до реализации.
Информационные ресурсы «Портал «Открытые данные Республики Тыва», «Народный контроль» и «Трезвая карта» доступны не только для пользователей, которые выходят в Интернет с помощью компьютера, но и всем пользователям мобильного Интернета, что делает данные ресурсы универсальными и удобными в использовании и позволяет привлечь большее количество граждан.
Хочу и лично отчитаться перед вами. На своей странице «Вконтакте» ко мне обратились за год более 10 тысяч человек. Тематика самая разная и традиционная: жилье, трудоустройство, ЖКХ, предложения по улучшению работы. Признаюсь, это серьезное испытание, но я убежден, что только на прямой связи с людьми можно понять глубину и масштаб проблем.
Их чрезвычайно много, но все же главный вывод моего интернет-общения — нужен прямой разговор с людьми, нужна оперативная реакция на их нужды и чаяния. Я продолжаю надеяться, что меня поддержат и члены правительства, и депутатский корпус республики.
Мы все свидетели того, до какой крайности может довести огромная дистанция между властью и народом. Поучительный пример — киевский Майдан, где справедливым народным недовольством воспользовались радикальные, профашистские силы.
Мы обоснованно гордимся тем, что в последнее время позиционируемся как регион со стабильной общественно-политической обстановкой. В Кызыле 11 октября состоялась Учредительная конференция регионального отделения Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию!». Тува оказалась в общероссийском тренде — нами было принято решение сохранить костяк добровольческого ОНФ и создать на его основе Совет гражданских инициатив при главе республики.
Актуальность для нас сохраняют вопросы духовного возрождения. В Туве создан межрелигиозный Буддийско-Православный Совет. Утверждена госпрограмма укрепления гражданского единства и национально-культурного развития народов республики, целью которой является содействие формированию и развитию общероссийского патриотизма, этнокультурного многообразия народов Тувы, обеспечению межэтнического мира и согласия.
Уважаемые коллеги! Я уже упомянул в начале, что нам предстоит серьезная работа по отчету правительства перед населением. Необходимо быть честными, аргументированными, убедительными и открытыми для общения. Нам есть, чем отчитаться, и есть, что выслушать от земляков.
Подходит к завершению работа первого созыва Верховного Хурала Республики Тыва. Осенью нам предстоят выборы нового состава. Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить депутатов нынешнего созыва за конструктивность, за тесное взаимодействие с органами исполнительной власти, за поддержку всех наших инициатив. Благодаря вашей твердой позиции в республике была обеспечена политическая стабильность, что позволило нам оперативно и эффективно решать экономические проблемы и выработать меры, направленные на повышение качества жизни земляков.
2013 год, по существу, был последним годом столетия, в котором Тува прошла стремительный путь: от национального самоопределения до вхождения в единую семью великой страны. Мы стоим на пороге нового столетия, переворачиваем страницу своей истории. Вся наша работа в прошедшем году как в республике, так и на федеральном уровне была направлена на то, чтобы заложить надежный фундамент будущего Тувы.
Спасибо за внимание!