Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Сверхидея проекта

29 марта 2016
1206

В Туве число участников губернаторского проекта «В каждой семье — не менее одного ребенка с высшим образованием» приблизилось к 300.

Глава Тувы Шолбан Кара-оол встретился с участниками социального проекта «В каждой семье — не менее одного ребенка с высшим образованием». Встреча прошла в неформальной обстановке в общежитии Тувинского государственного университета, являющегося базовой площадкой для реализации проекта. 

Шолбан Кара-оол посетил спортивный зал, который оборудовали сами студенты в подвале общежития, осмотрел общежитие, ознакомился с условиями проживания студентов — от душевых до кухни. В библиотеке, расположенной в общежитии, у него состоялся обстоятельный разговор с участниками проекта по волнующим их вопросам учебы, быта, социальной поддержки. Большинство из студентов, как выяснилось, уже сегодня озабочены своим будущим после окончания вуза. 

Их, в частности, интересовало, будет ли продолжен проект в дальнейшем, планируется ли оказывать помощь выпускникам в трудоустройстве, какие возможности существуют для студенческих отрядов в рамках других инициатив правительства вроде проектов «Кыштаг» и «Корова-кормилица». 

Глава республики дал исчерпывающие ответы на каждый из заданных ему вопросов, поделился своим опытом студенческой жизни и рассказал о дальнейших планах развития проекта «В каждой семье — не менее одного ребенка с высшим образованием».

— У этого проекта много целей. Самая ближняя — открыть доступ к качественному образованию для тех ребят, у кого не было или не хватало возможностей продолжать учебу после школы. Разумеется, республика заинтересована вырастить из вас классных специалистов, которые будут поднимать экономику. Для этого мы готовы оплачивать ваше обучение. Но у нас с вами в этом проекте есть и другие задачи, более глубинные. Не случайно проект создан для ребят из не самых благополучных семей. Это условие подразумевает, что каждый из вас вместе с дипломом о высшем образовании получает возможность стать в будущем опорой для всей своей семьи, помочь ей подняться на более высокую ступеньку социальной лестницы, быть образцом подражания для младших. Я бы даже сказал, что это не возможность, а долг каждого из вас перед родными. Вы обязаны хорошо окончить вуз и добиться успеха, чтобы стать для всей семьи мощнейшим мотиватором на лучшую жизнь, — вот сверхидея проекта, — пояснил Шолбан Кара-оол.

Глава республики считает, что власти при любых обстоятельствах должны продолжить проект, несмотря на сложную финансовую ситуацию, вызванную экономическим кризисом. Он твердо намерен сохранить расходы на него и в плане бюджета на следующий, 2017 год. 

По его мнению, за два года реализации эта инициатива полностью доказала свою жизнеспособность и высокую востребованность. 

Сегодня в проекте участвуют около 300 детей из семей, в которых ранее не было ни одного человека с высшим образованием. 

Многие из них показывают в учебе лучшие результаты, чем сверстники, поступавшие в учебные заведения на общих основаниях — сказывается большая нацеленность ребят из небогатых семей по максимуму использовать шанс на бесплатное образование и предвузовскую подготовку.

Мнение премьера разделяют и преподаватели университета. У ректора ТувГУ Ольги Хомушку, сопровождавшей Шолбана Кара-оола при посещении общежития, нет ни малейших сомнений в необходимости продолжения губернаторского проекта.

— Система профессионального образования и дальше будет коммерциализироваться. Поэтому для семей с достатком ниже среднего, каких в Туве больше половины, этот проект — единственная возможность отрыть детям доступ к образованию, отвечающему их способностям, или хотя бы качественно подготовить их к поступлению в училище или вуз, — убеждена она.

Слова специалистов подтверждает опыт первых лет работы в проекте. Так, из всей массы студентов, зачисленных в университет в его рамках, по причине неуспеваемости были отчислены всего лишь 14 человек. При этом преподаватели университета уверены, что это — издержки стартового периода, когда шла настройка механизмов реализации проекта. В последующем, при условии, что будет налажена хорошая работа на всех уровнях реализации проекта — от муниципальных школ до органов власти, процент отсева его участников из-за плохой учебы будет только снижаться, считают они.

Залог этой уверенности — система отбора и подготовки абитуриентов, созданная и отработанная в рамках проекта. Заказ на его участников формируется в школах при участии муниципальных властей. 

Затем школьники проходят предварительное тестирование на уровень знаний приемной комиссией Тувинского госуниверситета. По итогам теста определяется, кто может сразу поступать в вуз, а кому следует подтянуть себя перед сдачей ЕГЭ. 

Для последних при университете открыто подготовительное отделение по двум профилям — физико-математическому и биолого-химическому, где опытные педагоги в год перед выпуском во время каникул будут готовить их к экзамену. Причем университет взял на себя обязанность повторно работать с теми, кто после курса подготовительного отделения провалился на вступительных.

Впрочем, случаев, когда кому-то приходится возвращаться на подготовительное отделение, не много. Так, из 25 учащихся биолого-химической группы после предвузовского курса в ТувГУ поступили в училища и институты 22 человека, или 88 процентов. 

В физико-математической группе доля принятых в средние специальные и высшие учебные заведения еще выше — 92 процента, или 23 человека из 25. Причем многие смогли пройти по конкурсу в вузы и училища других городов и регионов — Санкт-Петербурга, Владивостока, Кемерово, Томска, Новосибирска, Красноярска, республик Хакасии, Бурятии, Башкирии и других.

Вместе с тем как любое новое дело, проект не избежал проблем, решение которых, по мнению специалистов ТувГУ, могло бы повысить его эффективность до 100 процентов. 

Шолбану Кара-оолу, в частности, сообщили, что во многом проект пока «пробуксовывает» на муниципальном уровне, где зачастую ему не придают должного внимания. 

Несмотря на то, что соглашения с университетом о совместной работе над ним подписали все муниципальные образования республики, часть из них не выполняет их условия или выполняет ненадлежащим образом.

К примеру, в нынешнем учебном году администрации шести районов Тувы не позаботились о том, чтобы отобрать и направить из своих школ слушателей на подготовительные курсы при ТувГУ. Это Тоджинский, Тере-Хольский, Тес-Хемский, Пий-Хемский, Каа-Хемский и Эрзинский районы. Разумеется, зарезервированные за ними квоты не остались пустовать, поскольку желающих из других муниципалитетов более чем достаточно. 

Однако в итоге из-за чиновничьей неразворотливости «крайними» оказались в этой ситуации дети, которых лишили возможности получить помощь специалистов высокой квалификации в подготовке к важнейшему в их судьбе событию — выбору профессии.

Глава республики поблагодарил студентов и преподавателей университета за содержательный разговор и пообещал, что все проблемные вопросы проекта будут в ближайшее время обсуждены. 

Долаана САЛЧАК