Тувинская правда 12+

Свадебный этикет и атрибутика

21 октября 2017
817

Творческую лабораторию по фолк арт-терапии безалкогольной свадьбы с соблюдением тувинских традиционных обрядов и ритуалов для родителей, молодоженов и студентов организовала в Центре тувинской традиционной культуры и ремёсел кандидат психологических наук, докторант МГУ и член правления Союза женщин Тувы Татьяна Ондар в рамках реализации образовательного проекта «Национальная свадьба тувинцев и международный этикет». Проект организован Союзом женщин Тувы, Центром этнопсихологии «Медерел» в ТувГУ и Центром тувинской традиционной культуры и ремесел по социальной заявке ЗАГСа по РТ.

Поддержать ее и поделиться своими знаниями пришли магистр монголоведения, научный сотрудник ТИГПИ Любовь Хертек, главный хранитель Национального музея РТ, заслуженный работник культуры РТ Роланда Ховалыг, преподаватель Кызылской школы № 9 Анна Ооржак, представители Союза женщин Тувы, преподаватели, эксперты в области традиционной культуры тувинцев. Рассказали об описании в народных сказках свадебных обрядов, свадебной одежды, ознакомили с музейными экспонатами, поделились собственными наблюдениями и опытом организации свадеб, приняли участие в проведении мастер-класса по изготовлению открыток ручной работы в тувинском национальном стиле, рисованию витражными красками на камне, напоминающем по форме младенца для установки на деторождение в семье…

Началась работа творческой лаборатории с демонстрации национальных нарядов модельного агентства «Урянхай» под руководством Юлии Хирбээ. Были представлены традиционная свадебная атрибутика и свадебный наряд жениха и невесты. Этномешочки, перекидную сумку таалын для приданого, национальную шапочку и свадебную накидку невесты думаалай, обшитую бисером и горным хрусталём, выполнила Татьяна Ондар. Обязательную для традиционной тувинской свадьбы атрибутику «белый войлочный коврик» и наряд жениха и невесты предоставила тувинка из Монголии Зэвге Марты. Роль жениха и невесты достались студентам КПИ Тувинского госуниверситета Айда-Сай Ондар и Аяну Чымчак-Кара. Девушка вышла в традиционной свадебной накидке думаалай, скрывающей лицо — традиция сложилась с учетом стеснительности, скромности тувинки. Одежду жениха в старых тувинских традициях шили без вычурности — украшением мужчин служила удаль, благородство, уважительное отношение к окружающим в соответствие возрасту. Важно, чтобы одежда брачующихся была новой: считалось, что новая жизнь должна начинаться во всем новом. В богатых семьях заказывали к свадьбе дочери украшения, в основном из серебра с вкраплениями коралла, бирюзы и горного хрусталя.

На фотографиях первого директора Национального музея Владимира Ермолаева молодое поколение увидело, как после замужества одну девичью косу расплетали в две основных и несколько тонких косичек. Элементы украшения на одежде и яркие тона могли также позволить себе только замужние женщины, молодым девушкам на выданье украшать себя считалось признаком непозволительной легкомысленности. В Туве, как и у других восточных народов, детали и символы в одежде, в поведении играли огромную роль, служили своеобразной визитной карточкой: с первого взгляда можно было узнать о социальном статусе человека, его детях, возрасте...

Множество свадебных традиций сохранилось и до наших дней, преобразуясь и подстраиваясь под современные условия, к сожалению, часто вразрез историческому смысловому значению. К примеру, ритуал подношения старшим в знак уважения и благодарности за согласие отдать замуж свою дочь сегодня превращается в демонстрацию показного материального состояния, сопровождающуюся подсчетом количества курдюков и других подарков.

В древней Туве приветствовалось также посещение молодыми родовых мест поклонения. Обратившись с молитвами к тел-ыяш — дереву с толстым стволом, разветвленным на три и более ствола у самого основания — молодые просили рождения детей и укрепления рода. Другой обряд согааш дажы эдектедир или дарение молодой хозяйке ступы с каменным пестом для толчения чая имел сразу несколько значений — пожелание, чтобы в семье всегда был чай для гостей, а каменный пест в подол символизирует рождение детей. Такой подарок обычно делают родители невесты в знак подтверждения поговорки «Невеста остается в семье мужа, а камень на месте падения» или прочности семейных уз. Кстати, студенты узнали и об обряде обвязывания узами соединенных рук, которые у разных народов делали из разных материалов. У тувинцев это сплетенная из шерсти веревка чеп, у русских — вышитый свадебными узорами рушник или льняное полотенце.

Преподаватель-докторант и ученый-психолог Татьяна Ондар поделилась с собравшимися студентами секретами выбора идеального спутника жизни. Она убеждена, что каждому думающему человеку поможет обеспечить прочность семейных уз и согласие в семье простая наблюдательность. Посмотреть следует на взаимоотношения родителей жениха или невесты, на то, какой в семье этикет общения, чистота и порядок, знание традиций и… даже на внешний вид родителей, на которых с высокой долей вероятности они станут похожи через несколько лет. Современная уже устоявшаяся традиция сватовства в ресторане, по мнению Татьяны Ондар, становится препятствием к тому, чтобы составить полную картину о среде, в которой росла и воспитывалась будущая хозяйка. Ближайшим родственникам жениха в момент сватовства не лишне приглядеться к тому, как организован прием гостей, сервирован стол, к количеству и качеству посуды и т. д. По двору легко можно судить о трудолюбии хозяев-родителей невесты. Интересно, что браки по расчету по статистике оказываются достаточно прочными. Однако, любовь является основой для рождения счастливых и успешных детей. Породниться с благородным родом было престижно для создания потомства и продолжения родового и семейного клана.

О подборе подарков, предпочтениях современных покупателей рассказала предприниматель, хозяйка популярной сети магазинов «Олчей» Ольга Нурзат. В завершение встречи для самых заинтересованных и стойких участников организовали мастер-классы по изготовлению открыток в тувинском национальном стиле, традиционных предметов защиты дома, разрисовыванию камней продолговатой формы, которые по поверью обязательно должны принести семье долгожданного ребенка.

В ходе мероприятия говорилось о проведении безалкогольных семейных торжеств, в том числе свадеб, о необходимости исключения из обихода распространенных выражений «арага кудар» или «пропивать» невесту. Захватывающий сценарий, продуманная организация позволят гостям не скучать и без горячительных напитков и бездумного уничтожения скота.

Чечена БУЛЫТОВА

asdf asdf asdf