Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

«Стратегия социально-экономического развития Республики Тыва как основа ускоренного роста»

1 апреля 2014
1530

ДОКЛАД ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА Ш.В. КАРА-ООЛА НА ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глубокоуважаемая Валентина Ивановна!

Уважаемые сенаторы! Уважаемые приглашённые! Коллеги!

Решение Верхней палаты о проведении Дней Республики Тыва в Совете Федерации воспринято в Туве с чувством искренней признательности. Заявить о себе в Палате регионов и заручиться поддержкой сенаторов для нас очень важно, а получить такую возможность в Год 100-летия единения с Россией и основания столицы республики — важно вдвойне.

Уважаемая Валентина Ивановна! Разрешите выразить Вам глубокую благодарность за поддержку нашей республики и возможность выступить с этой высокой трибуны.

Республика Тыва — совсем недавно влилась в братскую семью многонациональной России. В этом году мы отмечаем 70-летие добровольного вхождения Тувинской Народной Республики в состав Советского Союза на правах автономной области РСФСР. Этот осознанный выбор тувинского народа, сделанный в военном 1944 году, и положительное решение советского руководства стали одним из ярких исторических примеров мирного, цивилизованного решения сложных геополитических вопросов.

70 лет — весьма небольшой промежуток времени. Но для Тувы эти годы были чрезвычайно спрессованными. С нуля создавалась необходимая жизненная среда: строились дома, школы, создавались первые советские предприятия, зарождалась система всеобщего образования, здравоохранения. За эти годы республика прошла путь, который иные страны преодолевали столетиями.

Туваприграничный регион, 1350 км российско-монгольского участка Государственной границы требуют особой ответственности. Мы — самый молодой субъект Российской Федерации в прямом и переносном смысле. Средний возраст жителей составляет — 29 лет, практически треть населения — это молодежь до 30 лет. По уровню рождаемости входим в тройку регионов-лидеров. Да, сегодня мы вынуждены нести большую социальную нагрузку, но, с другой стороны, молодая во всех отношениях республика устремлена в будущее. Она органично соединяет в себе молодость и древнейшую кочевую культуру, нацеленность на технологии XXI века и бережное сохранение самобытных традиций.

Тува — одно из немногих мест в России, где сохранился традиционный уклад жизни. Основу экономики большей частью составляет животноводство. В последние годы мы последовательно занимаемся восстановлением поголовья скота, возрождением культа труда, в республике создана целая система поддержки чабанов.

В село за последние пять лет вложено из разных источников 2,7 миллиарда рублей, объём бюджетных инвестиций в агропромышленный комплекс республики возрос за эти годы в 10,6 раза. Ежегодно поголовье скота прирастает в среднем на 7 процентов, в 2013 году поголовье овец и коз достигло 1 миллиона 143 тысяч голов. Миллионный рубеж был для нас знаковым. Мы только недавно восстановили довоенное поголовье скота, так как в годы войны Тувинская Народная Республика отдала фронту половину поголовья овец и коз, 50 тысяч боевых коней; 30 тысяч коров было передано на восстановление животноводства Украины.

Сегодня по количеству скота на душу населения мы прочно лидируем среди регионов Сибирского Федерального округа. По итогам реализации программ поддержки начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм в 2012 году Тува оказалась в числе трех лучших регионов России, уступив лишь Татарстану и Липецкой области.

Задача сегодняшнего дня — органично соединить в агропромышленном комплексе республики традиционные формы получения сельскохозяйственного сырья с современными технологиями его переработки. Мы долго искали формы эффективной поддержки малого бизнеса на селе. В 2012 году в Туве была объявлена двухлетка поддержки местного товаропроизводителя, которая в прошлом году конкретизировалась в губернаторский проект «Одно село — один продукт». Результатом стали 149 поселенческих проектов, получивших государственную поддержку.

В стране 2014 год объявлен Годом культуры. Для республики это удачно совпало с решением руководства страны отметить в этом году на федеральном уровне 100-летие единения России и Тувы. В 1914 году Россия приняла Урянхайский край под свой протекторат, тогда же был заложен город Белоцарск, будущая столица республики — Кызыл. Республика живет этим юбилеем, реализуются крупные гуманитарные проекты: культурные, исторические. В рамках Года российской культуры в Туве нынешний год объявлен Годом русского языка.

Честно признаться, устоявшихся клише по отношению к нашей малой родине больше, чем достаточно: первозданная природа, уникальная культура, богатые недра, талантливый народ. Но все эти наши плюсы пока не работают в полную силу ни на республику, ни, тем более, на страну.

Понятно, что за 70 лет невозможно было сформировать всю необходимую инфраструктуру. К нашему большому сожалению, в XXI век Тува вступила с более низкими, по сравнению с другими регионами, стартовыми возможностями. Для того, чтобы достигнуть в обозримом будущем даже средних по стране показателей, региону необходимо не просто поступательно двигаться вперед, а принять и реализовать стратегические решения, способные вывести республику на принципиально новый качественный уровень.

Мы для себя уже поняли, что потенциал количественного роста в рамках существующей хозяйственной инфраструктуры региона исчерпан. Вместе с тем, Тува имеет практически неисчерпаемые ресурсы.

Проекты освоения угольных и золотоносных месторождений, полиметаллических руд, расположенных на территории республики, включены в стратегию развития Сибири. Освоение только трех месторождений редких полиметаллических руд (Ак-Сугское, КараСугское и Улуг-Танзекское) оценивается в 34 миллиарда рублей годовой товарной продукции.

Запасы топливно-энергетического комплекса оценены экспертами в объеме 16,5 миллиарда тонн коксующихся каменных углей. Самых ценных жирных марок, столь нужных металлургии.

Однако, несмотря на имеющийся потенциал — 4620 тонн угля или 18,5 млн. рублей в расчете на одного жителя, уровень социально-экономического развития региона остается критически низким. Мы на своем опыте убедились, что ни субсидии, ни дотации, ни другие бюджетные преференции не обеспечат необходимого экономического рывка, а, значит, и повышения качества жизни населения республики.

Форсированный экономический прорыв возможен только при устранении существующих инфраструктурных ограничений. В первую очередь, нам жизненно необходимо ликвидировать транспортную недоступность. Республику соединяет с ближайшими регионами страны одна автодорога, проходящая по горным хребтам Саян. Туве для полноценного экономического развития необходима железная дорога. Мечта о ней — это давняя мечта тувинского народа. Она даже отражена в марках периода Тувинской Народной Республики.

Мы приложили немало усилий, чтобы железнодорожный проект «Кызыл — Курагино» прошел «точку невозврата». Его реализация позволит снять остроту проблемы безработицы — будет создано более 15 тысяч рабочих мест. Размеры налоговых поступлений в федеральный и местные бюджеты превысят 14 млрд. рублей. Что крайне важно — дотационность республики снизится с сегодняшних 78 до 25 процентов. Это без учета мультипликативного эффекта от других проектов, которые станут реальными после ввода железнодорожного сообщения.

Проект «Курагино–Кызыл» включен в транспортную стратегию России, в стратегию развития Сибири. Он является одним из первых в России примеров реализации инфраструктурных проектов в рамках государственно-частного партнерства. Есть инвестор, который уже вложил средства в проектирование и экспертизу, готов начать строительство. Сегодня «Кызыл–Курагино» является одним из основных претендентов на финансирование из Фонда национального благосостояния, прошел первый отборочный тур. Именно сейчас, как никогда, нам важна поддержка Палаты регионов. Убежден, что веское слово Совета Федерации поможет получить положительное решение для Тувы в условиях жесткой конкуренции.

В настоящее время в правительстве России идет работа над созданием правовой базы по территориям опережающего развития. Эта тема стала предметом острой дискуссии на Красноярском экономическом форуме. Мы убеждены, что главным критерием при отборе ТОРов, должно стать наличие проектов высокой степени готовности. И самое главное — проектов, имеющих межрегиональное значение, способных подстегнуть развитие нескольких регионов. Объединить их, а не разъединить по уровню жизни за счёт предоставления преференций одному региону.

«Кызыл–Курагино» как раз такой проект. Он может стать осью опережающего развития Енисейской территории, включит в экономическую орбиту страны месторождения юга Красноярского края, Хакасии и Тувы.

С началом строительства железнодорожной линии начнется освоение крупных месторождений Улуг-Хемского угольного бассейна, которые пока в виде ценных бумаг лежат в портфелях инвесторов. Их сегодняшняя пассивность объясняется многими факторами, в частности, неблаго-приятной конъюнктурой рынка уг­ля, которая, к слову сказать, меняется постоянно. А главное — отсутствием возможностей по вывозу продукции.

Я не случайно сказал продукции. Мы намерены акцентироваться не только на вывозе сырья, но и на продуктах его переработки. В инвестиционном пакете республики такие интересные проекты, как создание комплекса глубокой энергохимической переработки каменных углей, технология извлечения пропан-бутана из угольных пластов Улуг-Хемского бассейна с целью газификации города Кызыла и другие.

Мультипликативный социальный эффект имеют проекты по возрождению градообразующих производств кобальта и асбеста, которого так ждут жители рабочего поселка Хову-Аксы и города асбестовиков Ак-Довурака. В целом, по самым скромным подсчётам, совокупная реализация основного железнодорожного проекта и проектов по добыче и переработке минерального сырья позволят снизить дотационность республики до 20 процентов.

У нас уже сегодня есть некоторые успехи, основанные исключительно на перспективах. Инвес­тиционная активность в республике в последние годы имеет ярко выраженную позитивную динамику. Если до 2008 года инвестирование ограничивалось исключительно бюджетными средствами, то за 2009–2012 годы в республике заметно возросли объемы внебюджетных инвестиций в основной капитал. Рост почти в 1,5 ра­за, это 2-е место по России.

По итогам минувшего года, Ту­ва вошла в двадцатку регионов России, лидирующих по объемам прямых иностранных инвестиций, а по объему инвестиций на душу населения стала четвертой.

Необходимо признать, что транспортная недоступность, энергетический дефицит, одним словом, инфраструктурная неосвоенность территории Тувы возникли не вчера. Уже в советские и постсоветские времена по ним принимались решения, которые так и не были реализованы.

Мы благодарны руководству и членам комитетов Совета Федерации, которые выслушали нас и поддержали наши предложения по решению ключевых проблем. В их числе — скорейшая реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта Кызыла. Вопрос для нас критически важный, учитывая, что Тува — сейсмоопасный регион. Трехбалльные толчки уже стали нашей повседневной обыденностью. В 2011–2012 годах мы пережили три сильнейших 7-балльных землетрясения. А состояние взлётной полосы таково, что в моменты чрезвычайных ситуаций мы принимаем большегрузные борта с риском для жизни лётного состава и бригад спасателей.

Для нас также очень важно строительство ТЭС-2, так как Кызыл на сегодня не имеет резервного источника теплоснабжения, что тормозит реализацию Указов Президента России по переселению из аварийного и ветхого жилья, строительству новых детских садов и школ, жилья для многодетных семей.

Непрекращающаяся сейсмическая активность привела к разрушению двух централизованных котельных в крупных населенных пунктах — городах Шагонар и Ак-Довурак. Специалисты МЧС признали их непригодными к эксплуатации.

Тепловая генерация отнесена к вопросам регионального и местного значения, но это большая иллюзия, что местные бюджеты смогут вытянуть строительство объектов теплоснабжения, как и то, что найдутся инвесторы — меценаты, готовые решать инфраструктурные проблемы малоперспективных, с их точки зрения, населенных пунктов. По моему мнению, развитие теплоэнергетики — это не вопрос бизнеса, а социальная государственная забота.

Мы уже прошли горький опыт заброшенных деревень, опустевших моногородов и поселков. Надеяться на то, что панацеей от всех бед может стать мобильность трудовых ресурсов — еще одна иллюзия. Необходимо осваивать и обустраивать свою территорию, родную землю. Считаю, что мои земляки очень преданы своему краю. Что, живя в непростых условиях труднодоступности, в далёких от комфорта условиях сурового высокогорья и жарких засушливых степей южного приграничья, они заслуживают поддержки государства.

Как прямое руководство к действию мы восприняли Послание Президента Владимира Владимировича Путина о том, что развитие Сибири и Дальнего Востока становится долгосрочным приоритетом государственной политики России. Именно поэтому инициируем те проекты, которые способны задействовать потенциал Тувы на благо всей страны. В первую очередь, наш транзитный потенциал, удобное географическое расположение, которое позволяет сформировать новые трансграничные коридоры (автомобильный, железнодорожный, воздушный и энергетический) на перспективный рынок стран АТР.

Поэтому очень логичен вопрос по обустройству международного автомобильного пункта пропуска Хандагайты-Боршоо для работы в многостороннем режиме, перена-правление федеральной трассы М-54 «Енисей» на данный пункт пропуска. Проект инициирован нами в связи с завершением строительства транснациональной автомобильной магистрали Урумчи (Китай) — Ховд (Монголия) — Улангом (Монголия) — Хандагайты (Россия).

Для нас также важно, что железнодорожная линия Кызыл–Курагино — не тупиковая, а имеет в будущем перспективу продолжения до китайского города Урумчи, что вызывает большой интерес у монгольских партнеров. Для республики железнодорожный транзит может дать ежегодный прирост внутреннего регионального продукта до 22,8 миллиарда рублей. И конечной целью реконструкции Кызылского аэропорта мы считаем создание международного терминала, учитывая, что уже сейчас в воздушном пространстве над республикой проходят более 20 международных авиатрасс.

Уважаемая Валентина Ивановна! Уважаемые сенаторы! Республика Тыва впервые представляет себя в стенах Совета Федерации. Для нас это высокая честь, большая ответственность и возможность опереться на авторитетную поддержку сенаторского корпуса. Это очень важно накануне утверждения в Правительстве России комплексного плана социально-экономического развития Республики Тыва. Принимаемое сегодня Постановление Совета Федерации, по сути, и есть конкретный план вывода республики на качественно новый уровень развития.