«В однокруговом турнире за победу давали два очка, за ничью — одно очко, за поражение — ноль очков. «Спартак» одержал больше всех побед. Мог ли он набрать больше всех очков?»
Это не загадка на логику или находчивость. Это — одно из десяти заданий, над которыми в течение трёх часов ломали головы лучшие математические умы Кызыла и Улангома. Монгольские школьники сошлись со своими тувинскими сверстниками на открытом региональном математическом турнире среди 7–8 классов, который прошёл в столице Тувы.
Впервые за всю историю проведения математических боёв, которые на протяжении трёх лет, а вернее, зим (это традиционное январское мероприятие) устраивает у себя государственный лицей республики, в составе участников — иностранцы. В министерстве образования, инициировавшем этот, внеочередной, турнир, к которому в полном варианте названия прибавили хвостик «с международным участием», обещают, что в таком масштабе игра теперь будет проводиться регулярно и раз от разу — всё серьёзнее. Министр Татьяна Санчаа на церемонии открытия турнира, перед тем как пожелать юным пифагорам оптимизма и здоровой конкуренции, сделала заявление. Следующая встреча, сообщила она, планируется на предстоящую весну, и на неё пригласят не только монгольских друзей, но и корейских и китайских школьников, а также ребят из соседних регионов Сибирского федерального округа. Кроме того, в министерстве сейчас работают над тем, чтобы заинтересовать турниром региональное правительство. Цель — учредить для победителей интеллектуальной игры приз главы республики.
Исходя из посерьёзневшего статуса, длилось событие три дня. В первый хлебосольно встречали зарубежных гостей, во второй — открывались и знакомили гостей с Кызылом, ну и весь третий — ожесточённо бились знаниями и умами. Ребята-участники, которых на этой встрече собралось шесть команд (из наших — государственный и республиканский лицеи, лицей №15, аграрный лицей и бравые мальчишки из Кызылского президентского кадетского училища), должны были не только продемонстрировать свои аналитические способности, но ещё и задорно выступить со сцены.
Презентация команд состоялась в Центре тувинской культуры. С каждой команды — по коротенькому выступлению: остроумная речёвка, маленький творческий номер. Математики — народ прямой и конкретный, поэтому перед залом стеснялись, зато когда вышли в фойе, где происходил следующий акт мероприятия, приободрились. Там ребята представили стенды со своими интеллектуальными заготовками — тематическими презентациями. Через переводчика с публикой общались монголы — хотя со сцены, отмечу, они уважительно, ломая язык, декламировали на русском. Кадеты рассказали, как преподаётся математика и смежные дисциплины в их училище. Не без гордости показывали, какие в их распоряжении лаборатории и сколько в них современного оборудования. Чтобы усилить произведённый эффект, семиклассник КПКИ Алексей Павлов ловко, за несколько секунд, собрал кубик Рубика. Вокруг почтительно вздохнули.
Дольше всего задержались у стендов сукпакского аграрного лицея. Там ребята увлечённо рассказывали о своих мини-проектах, которые они подготовили специально к этому дню. Подивиться можно было заявленным темам: математика и туризм, математика и финансы, математика и здоровье. Исследуя связь математики с музыкой, разобрали по косточкам композицию «Бременские музыканты». Нашли любопытные закономерности. Замминистра образования Светлана Ощепкова, которая презентацию принимала, заинтересовалась и предложила ребятам продолжить исследования — привлечь к анализу отрывок какого-нибудь классического произведения и сравнить полученные данные. Было бы очень занятно, считает она.
Технологию проведения математических боёв учащиеся государственного лицея привезли из Новосибирска, где на аналогичном мероприятии они сражались с умниками и умницами Сибирского федерального округа и даже стали призёрами.
Жёсткие правила, строгая этика. Чтобы не было нарушений, процесс чутко контролировала замдиректора гослицея по воспитательной работе Валерия Воробьёва — недавняя выпускница физмата ТувГУ, она уже успела и набить руку как организатор, и искренне увлечься турниром. Поэтому ход игры отслеживала скрупулёзно, переходя от кабинета к кабинету, где сражались две лиги по три команды в каждой.
Для школьников — суровое испытание. Учителей, сопровождавших команды, от игроков дистанцировали. Наблюдать они могли только из коридора, где у дверей в класс поставили стульчики и вслушивались в происходящее.
На поединке — докладчики и оппоненты. Все подтянуты, вежливы и корректны. Общение исключительно на «вы». В воздухе — напряжение. Десять задач, которые в первой половине дня команды прорешали, во время баталий им предстояло публично представить и доказать. Кому какая задача достанется — решали сами для команды-противника, которая вызывалась на поединок.
Надо сказать, что все задачи школьники решили успешно, и особенно яростных споров у доски не разыгралось. Чаще всего с решением соглашались все, хотя в некоторых задачах вариантов решения могло быть несколько.
— В правилах прописано, — поясняет Валерия, — что метод решения не важен. Если две команды решили задачу разными способами, это их право. Если оппонент согласен с решением, то докладчики получают баллы. Неважно, каким способом задача решена, — важен ответ и ход решения.
Главное, чему служит турнир, это научить маленького математика решать вслух. Аргументированно доказывать собеседнику решение задачи и в целом — держаться перед аудиторией.
— Языковой барьер, — отмечает Валерия, — это наша беда. Мы выезжали на бои в Новосибирск — и могли видеть, как блестяще там выступают ребята. Даже наши дети, которые говорят хорошо, по нашим меркам, испытывали сложности. Там подобного рода игры проходят очень часто, дети к ним привычны и очень хорошо учатся на них и грамотно говорить, и достойно держаться. Не на уроках этому учатся, повторюсь, а именно на таких играх. Ко всему прочему, когда думаешь вслух — и решается лучше.
Непривычным и новым формат игры оказался и для монгольских гостей. Им пришлось сложнее всех, потому как задания сначала переводили на монгольский. Переводчик потребовался и во время баталий. Другая неожиданность вскрылась в процессе представления решений задач. Выяснилось, например, что в монгольской школе иначе, другим значком обозначается угол. Наши, увидев непонятное обозначение, сначала дружно запаниковали — потом разобрались, успокоились.
Как бы там ни было, но именно команда из Монголии в итоге стала победительницей во второй лиге. В первой победу завоевали кадеты.
Виктория КОНДРАШОВА