Тувинская правда 12+

Сплочённость, мобилизация усилий, опора на внутренние ресурсы

12 декабря 2015
1349

ПОСЛАНИЕ ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ВЕРХОВНОМУ ХУРАЛУ (ПАРЛАМЕНТУ) РЕСПУБЛИКИ ТЫВА О ПОЛОЖЕНИИ ДЕЛ В РЕСПУБЛИКЕ И ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКЕ НА 2016 ГОД

Сегодня традиционное ежегодное послание будет оглашено в новом формате. В зале присутствуют члены Государственного Совета нашей республики, депутаты Верховного Хурала, представители общественных организаций и политических структур, территориальных органов федеральной власти, бизнес-сообщества.

Расширенный формат продиктован важностью задач, которые перед нами стоят, и необходимостью мобилизации всего общества для их решения. Наша страна переживает сложнейший период. Сегодня Россия возглавила борьбу с международным терроризмом.

Президент России Владимир Владимирович Путин в своем ежегодном послании 3 декабря отметил: нужно «глубокое понимание тотальной угрозы терроризма, проявление истинных патриотических чувств и высоких нравственных качеств, убеждённость в том, что национальные интересы, свою историю, традиции, наши ценности нужно защищать». Именно поэтому сегодня нам, как никогда, нужны консолидация и сплочённость, наша солидарность в поддержке руководства страны, наших Вооружённых Сил, максимальное использование внутренних ресурсов во имя благополучия России.

Во все времена, и в самые благополучные, и в кризисные, государство обязано выполнять свои основные функции: «Учить, лечить и защищать». Как мы уже знаем, Президент страны определил свои позиции по всем трем направлениям. Все социальные обязательства государства сохраняются. Продлена на два года программа материнского капитала, не будет осуществляться экстремальная бездушная оптимизация лечебных учреждений в здравоохранении, расширяется программа строительства ФАПов, стартует новый общенациональный проект по строительству школ, на реализацию которого направляется 50 миллиардов рублей.

Для Тувы все эти вопросы жизненно важны. Особенно сохранение материнского капитала, так как наша республика является лидером по рождаемости в стране. Владимир Владимирович абсолютно прав: санкции санкциями, а жизнь продолжается, и люди хотят рожать и растить детей.

С 2009 по 2015 год материнский капитал у нас получили более 60 тысяч семей. В этом году средствами материнского капитала воспользовались 16 698 семей. Из них 11 587 семей использовали право на такую антикризисную меру, как получение единовременной выплаты в размере 20 тысяч рублей. Более 1 миллиарда рублей получатели материнского капитала направили на погашение кредитов и займов, 8 миллионов 400 тысяч использо­вали на образование детей, 1 миллиард 41,5 миллиона — на улучшение своих жилищных условий.

С 1 октября 2014 года в республике производятся выплаты и регионального материнского капитала. Мы сделали это для того, чтобы поддержать многодетные семьи, те, у кого родился пятый и последующие дети. Его уже получили более четырехсот семей. Мы также увеличили общий объем расходов с 8 миллионов до почти 12 миллионов. Так что у нас имеется задел для поддержки высокой рождаемости.

Еще одна забота, напрямую связанная с нашим «бэби-бумом», — строительство детских садов. За 2013–2014 годы уже введено 6 тысяч 615 мест. В текущем году мы должны ввести ещё около 4 тысяч мест и в детских садах, и по другим формам дошкольного образования.

С начала реализации программы по строительству детских садов охват детей с 3 до 7 лет у нас увеличился с 14,8 тысячи в 2012 году до 17,2 тысячи — в 2015-м. Очередь этой же группы детей снизилась за этот период почти на 4 тысячи. Охват детей достиг 69 процентов. Но это далеко до ликвидации очередей в детские сады. Тем более, в садиках нуждается еще и многочисленная группа детей до 3 лет. Как видите, ликвидация очередей в детские сады является для нас одной из самых сложных проблем.

Понятно, что строить детские сады надо в разы больше, при этом надеяться только на бюджетное финансирование непродуктивно. Считаю, что это та сфера, в которой должна быть полномасштабно реализована идея государственно-частного партнерства. Один такой проект мы уже реализуем совместно с компанией «Бенконс». Надеюсь, что в следующем году дети левобережной части столицы получат новый детский сад.

Конечно, привлекать большой бизнес «со стороны» к строительству детских садов необходимо, но не менее важно поддержать частную инициативу своих земляков. Уверен, есть в республике люди, готовые взять на себя ответственность, как за организацию дошкольного воспитания, так и за строительство зданий детских садов. Особенно актуально это для сельских территорий. За примерами далеко ходить не надо: Светлана Очуровна Салчак открыла в с. Мугур-Аксы детский сад «Артышок», качество его работы подтверждено лицензией на образовательную деятельность. Эренмаа Карбыевна Иргит при поддержке семьи построила в посёлке Каа-Хеме вместительный коттедж и открыла детский сад «Солнышко» на 45 мест, сейчас пристраивают спортивный зал. В селе Тоора-Хеме открывает частный детский сад ветеран дошкольного образования Зоя Бадыевна Дарган. Социальный бизнес не приносит больших дивидендов. Люди просто стараются реализовать себя в любимом деле. Именно таких людей мы и будем субсидировать.

В каждом отдельном случае муниципалитету необходимо разработать комплекс поддерживающих мер: от бесплатного выделения земельных участков до налоговых и коммунальных льгот или компенсации части затрат на содержание детей. Частнику своими силами очень сложно обеспечить выполнение требований госстандартов, санитарных и иных норм. Здесь их усилия должны поддержать специалисты профильного министерства.

Хочу подчеркнуть, что строительство детских садов, ликвидация очереди — это задача не только моя как главы региона и республиканского правительства, а, прежде всего, обязанность руководителей муниципального звена. Если кто-то думает, что его задача ограничивается выбиванием из республиканского правительства бюджетных денег на строительство детского сада, это глубокое заблуждение. Есть разные подходы, в том числе поддержка частных детских садов, семейных групп, центров игровой поддержки ребенка и других вариативных форм дошкольного образования.

В этом году федеральная программа строительства новых детских садов завершается. Мы надеялись, что нас не оставят один на один с этой сложнейшей проблемой, учитывая наш вклад в улучшение демографии страны и изначально сложные стартовые условия. И наши надежды оправдались.

Как стало известно на днях, Правительством России принято решение составить специальную «дорожную карту» для пяти регионов, в том числе для Тувы как региона с высоким уровнем рождаемости. Это позволит нам создать дополнительные места в дошкольных учреждениях и выполнить Указ Президента России.

С 2016 года в стране стартует федеральная программа по строительству школ нового поколения. Это большой и ответственный экзамен для сферы образования. Требования растут. Речь идет не просто о строительстве школ. Поставлена задача — построить в регионах современный образовательный комплекс. Если мы, честно говоря, ставили цель при строительстве разгрузить столичные школы, то теперь эта задача должна быть сопряжена с достижением самых высоких стандартов школьного образования.

В Послании Президента России особенно тронули слова: «У нас очень интересные, целеустремленные дети и молодежь. Мы должны сделать все, чтобы сегодняшние школьники получили прекрасное образование, могли заниматься творчеством, выбрать профессию по душе, реализовать себя, чтобы независимо от того, где они живут, какой достаток у их родителей, у самих ребят были равные возможности для успешного жизненного старта».

Руководство страны пошло на беспрецедентный шаг — на федеральные средства построить в каждом регионе идеальную школу, то есть задать стандарт, который должен стать для нас ориентиром. Но мы все понимаем, что строить эту идеальную школу будут наши строители, в ней будут работать наши педагоги и учиться наши дети. Ответственность органов исполнительной власти республики и муниципалитетов чрезвычайно высока. Начиная с выбора места строительства, подготовки инженерных сетей и транспортной логистики, до подбора высококвалифицированных кадров. Строительство планируется начать в следующем году, поэтому уже сейчас надо работать над этими вопросами.

Поручаю заместителю председателя Правительства Органе Доржуевне Натсак скоординировать данную работу на принципах проектного управления.

Должен отметить, что мы не можем ограничиться строительством только одной школы в столице. При оглашении Инвестиционного послания мы уже обсуждали механизм привлечения инвесторов в социальную сферу. На примере села Ишкин Сут-Хольского кожууна. Я поручил Министерству образования подготовить типовой проект сельского комплекса «детский сад + школа» и утвердить его в правительстве. Местная администрация должна подготовить площадку с подведенным электричеством. Для привлечения инвесторов готовое инвестпредложение с полным пакетом документов должно быть размещено для открытого конкурса на сайте правительства. Правительство республики совместно с депутатами может принять решение о госгарантии кредитного займа или совместно с местной администрацией обеспечить софинансирование.

За последние три года в образовании у нас уже реализуются четыре содержательных проекта. Это проект по высшему образованию в многодетных семьях, подготовке инженерных кадров, по развитию русского языка и по мужчинам-педагогам.

Говорить об успехах каждого проекта было бы преждевременно, но их влияние на общественную жизнь бесспорно. Так, привлечение к руководству школами мужчин-педагогов дало заметный результат в снижении подростковой преступности в Чаа-Хольском, Тоджинском, Барун-Хемчикском кожуунах. Можно привести и конкретные примеры. После назначения заместителем директора по воспитательной работе Кужугета Эртене Николаевича в среднюю школу с. Дон-Терезин в ней в 2014 году не отмечено ни одного правонарушения. Сейчас Эртене Николаевич служит в армии, после демобилизации планирует вернуться в школу. Уверен, что после службы он будет пользоваться у мальчишек ещё большим авторитетом.

Таких же результатов добился в средней школе с. Шекпээре Куулар Анзор Танаш-оолович. В 2014 году он был назначен заместителем директора школы по профилактике правонарушений, сейчас коллеги доверили ему пост директора.

Проект «В каждой семье — не менее одного ребенка с высшим образованием» нашел поддержку среди населения нашей республики. Но его реализация требует особого подхода. Напомню, главная его цель — помочь получить высшее образование тем детям, в семьях которых в трех поколениях нет людей с высшим образованием. Тем самым мы должны обеспечить социальный лифт для детей, вне зависимости от родительского кошелька.

Этот проект должен начинаться с полного анализа социального положения семей в каждом поселении. Способные ребятишки из отобранных семей должны попадать в проект, как минимум, с 5 класса. Отбор этих детей — это, скорее, задача социальных служб. Я требую, чтобы со следующего года решение о включении каждого ребенка в этот проект принималось коллегиально, специально созданной комиссией, в состав которой войдут представители социальных служб, школы и общественности. Педагогическое сопровождение должно вестись с 5 по выпускной класс. Качественная подготовка к сдаче ЕГЭ и поступлению в вуз — это обязанность школы.

Я не допущу никаких спекуляций, кумовства, личной заинтересованности, формализма в реализации этого проекта. Он должен действительно, по-настоящему вытащить семьи из укоренившегося неблагополучия. Дети должны получить шанс на достойную жизнь и помочь своей семье выйти на более качественный уровень жизни.

Самым большим препятствием для наших выпускников при сдаче Единого государственного экзамена является плохое знание русского языка и математики. Определенные шаги по развитию русского языка мы уже сделали, и они будут продолжаться. Работа по улучшению качества преподавания математики только начинается.

Два дня назад я встречался с лучшими учителями математики республики. Меня порадовала их позиция — подход к обучению математики должен быть комплексным, технологичным и современным. Мы очень много говорили о прикладной математике, о том, что математикой надо увлечь, заинтересовать. Урок математики — это не «сухие цифры», а постоянное обращение к жизненной практике. «Математическая» атмосфера должна выйти за пределы класса. Она должна быть подкреплена занятиями в кружках «Юный техник», «Юный изобретатель», в центрах робототехники и другими формами дополнительного обучения.

Нами было принято решение провести первый в истории республики Съезд учителей математики, физики, информатики, на котором все эти вопросы войдут в повестку обсуждения и будут выработаны конкретные пути решения.

Также мы договорились возродить миссию школы № 2 г. Кызыла, которая в свое время славилась своими выпускниками. На ее базе будут созданы профильные классы с углубленным изучением точных наук. В этот класс будут набираться талантливые дети из районов. Без улучшения преподавания точных наук, поиска и поддержки одарённых детей с математическим мышлением нам не решить проблему формирования будущих инженерных кадров республики.

Поручаю Министерству образования республики реализовать принятые решения, в том числе разработать и представить пошаговый порядок действий по развитию дополнительных форм математического и технического образования.

В здравоохранении нам удалось снизить смертность от болезней системы кровообращения на 8,3 процента. В первую очередь, за счет верно принятых организационных решений и создания вертикальной схемы взаимодействия лечебных учреждений в борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями: от специализированного и высокотехнологичного республиканского центра до районного звена. А также за счет мобильных форм диспансеризации населения. С начала реализации проекта «Маршрут здоровья» почти 18 тысяч сельчан обслужены мобильной медицинской бригадой, из них 13 тысяч детей и 500 чабанов. Эти проекты и дальше будут развиваться.

Хотел бы обратить внимание, что снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний произошло в основном за счет снижения внутрибольничной смертности. То есть свои усилия мобилизовали врачи. Но в целом ситуация остается напряженной, этот вид смертности до сих пор лидирует. Нам необходимо сосредоточить усилия на общественном фронте борьбы за здоровый образ жизни, правильное и полезное питание. Отмечаю, что государственная поддержка не оказана ни одной предпринимательской инициативе в этом направлении, хотя такие инициативы уже есть. Поручаю Министерству экономики совместно с Министерством здравоохранения и сельского хозяйства сформировать государственный заказ на производство и продажу полезных для здоровья продуктов питания от местных товаропроизводителей. Тува должна стать территорией здорового образа жизни. В республике должна появиться сеть объектов диетического питания.

Что касается развития сельской медицины, то будет продолжена программа по поддержке врачей узких специальностей, выезжающих в село. В этом году на эти цели заложено 30 млн. рублей, такой же объём средств предусмотрен на следующий. Это позволит за два года привлечь в наши сёла до 60 врачей узкой специализации. На 2016 год также запланировано строительство 5 ФАпов по программе «Устойчивое развитие сельских территорий». Хочу ещё раз вернуться к требованию президента, пересмотреть критерии оптимизации сети медицинских учреждений. Для нашей республики, где от села до села в среднем более 100 км, а в некоторых случаях и 200, это очень актуально. Переносить бездумно среднероссийские нормы на Туву в корне неверно. Мы, сколько могли, сопротивлялись политике оптимизации, из-за которой десятки сел могли остаться без самых элементарных медицинских услуг, без того же фельдшера. Владимир Владимирович услышал мнение регионов, и это значит, что проблемы простых людей, малых сел не проходят мимо президента.

С 1 января 2016 года вводится новая система оплаты труда не только работников здравоохранения, но и всей бюджетной сферы. Это инициатива федерального правительства, направленная на увеличение средней заработной платы врачей и учителей, вне зависимости от стажа работы, что, безусловно, будет способствовать закреплению молодых кадров в отраслях. Но при этом призываю руководителей подойти очень ответственно и взвешенно к изменению заработной платы работников всех категорий, в том числе и опытных стажистов. В ваших руках есть рычаг — эффективные контракты, которые позволяют регулировать стимулирующие выплаты, их надо использовать максимально справедливо.

Коллеги! Хочу доложить, что нам удалось при поддержке депутата Государственной Думы добиться включения в федеральный бюджет 2016 года средств на завершение строительства терапевтического корпуса. Планируется выделить 440 миллионов рублей. Перед нами стоит задача завершить строительные работы на нашем последнем долгострое до конца 2016 года. Это большая подвижка в улучшении инфраструктуры здравоохранения республики. Введение терапевтического корпуса позволит на порядок улучшить качество медицинского обслуживания и продолжить внедрение высокотехнологических методов лечения сердечно-сосудистых заболеваний.

Очень важно властным структурам любого уровня научиться работать с проблемами конкретной семьи, конкретного человека. Власть обязана слышать людей, власть обязана разъяснять суть проблемы и логику своих действий. Прежде всего, это касается такой чувствительной сферы, как социальная поддержка. Сегодня бюджетные условия таковы, что мы не можем продолжать заниматься «уравниловкой», размазывать средства тонким слоя без особого эффекта. Социальная помощь должна быть справедливой и адресной, то есть оказываться людям с действительно низким уровнем доходов, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Из благополучных времен нам досталось в наследство тяжелое социальное обременение — раздутое пенсионное обеспечение государственных служащих в виде региональных доплат. Мы не против особого подхода и поощрения людей, внесших свой вклад в развитие республики. Но в тяжелые времена мы обязаны считать каждую копейку. Поэтому мы приняли решение ужесточить критерии по назначениям этих выплат. Согласитесь, совсем несправедливо получать доплаты только за то, что ты проработал год министром или просидел в депутатском кресле. Такое могут позволить себе только богатые регионы. К сожалению, у нас такой возможности нет. У нас более четверти населения имеет доходы ниже прожиточного минимума, то есть живет за чертой бедности. 36 процентов семей — многодетные. Инвалиды, одинокие старики, дети-сироты… Вот, кто действительно нуждается в помощи. Уверен, в этом нас поддерживает большая часть населения.

Хочу попросить депутатский корпус помочь в разработке законодательной базы по дополнительным формам социального обеспечения, основанной на принципах справедливости и адресности.

В этом году мы осуществили адресный проект «Социальный картофель». Весной бесплатно раздали малообеспеченным семьям семена картофеля и семенные наборы для посадки овощей. В проекте приняли участие 3261 семья. Осенью с приусадебных участков и поливных земель общей площадью более 61,9 га участники проекта собрали картофеля 157 тонн, лука — 8,6; свеклы — 14,5 тонн; моркови — 15,8; редиски — 3,2 тонны

Согласитесь, зримый результат. Именно такой подход и должен быть в работе с малообеспеченными семьями. Реальная поддержка должна давать реальную отдачу. Здесь важна ответственность всех сторон. Для этого с каждой семьей необходимо заключать социальные контракты. Мы об этом говорили и в прежние годы, но государственный аппарат малоповоротлив. Конечно, деньги раздать намного проще, но даёт ли это реальный эффект? Проект «Социальный картофель» мы сохраним и на следующий год. Но этого недостаточно.

Дорогие земляки! Давайте поставим для себя задачу — ликвидировать пустые огороды и подворья в малообеспеченных семьях с детьми. Я объявляю новый социальный проект «Корова-кормилица». Все деньги, которые нам удастся сконцентрировать за счёт экономии на содержании государственных и муниципальных служащих, я предлагаю направить на приобретение коров для малообеспеченных многодетных семей. Думаю, вы меня поддержите.

В сложных экономических условиях свои молоко, сметана, творог могут стать очень хорошим подспорьем многодетной семье. Нельзя сидеть без дела и ждать социального пособия. Самообеспечение должно стать эффективным рычагом преодоления бедности. Заготовка сена, уход за скотом всегда составляли основу трудового воспитания сельских детей.

Поручаю Министерству социального развития совместно с председателями администраций кожуунов выработать механизм оказание этой адресной натуральной поддержки. И зафиксировать ее в социальном контракте с каждой конкретной семьей, в том числе прописать и обязанности семьи.

Коллеги! Обеспечить безопасность людей — первейшая обязанность любой власти. И складывается она из многих составляющих: безопасности жизни, здоровья, труда, отдыха. Защита от любых угроз: природных, техногенных и террористических.

Это вопросы, которые требуют особой мобилизации сил. В современных реалиях мы не можем позволить себе расслабленности, общих фраз, демагогии и созерцательной позиции. Меньше слов, больше дела.

Мы должны обеспечить четкое взаимодействие всех уровней управления: территориальных структур федеральных органов власти, региональных и муниципальных структур. Крайне важно расставить ответственных должностных лиц, четко представляющий свой функционал в этой цепочке. Особенно это касается муниципального уровня. У нас уже предприняты шаги в этом направлении. В ряде районов введены должности заместителей председателей администраций по безопасности, на которые назначены сотрудники, отслужившие в органах МВД и других силовых структурах. Но это только первый шаг.

На втором этапе заместителей по безопасности нужно назначить во всех районах и усилить их необходимой структурой в лице муниципальных специалистов, специалистов Единой диспетчерской службы. Именно эти структуры в муниципалитетах должны обеспечить внедрение автоматизированного комплекса «Безопасный город», организовать оповещение населения, функционирование единой по всей республике системы реагирования в условиях чрезвычайной ситуации и гражданской обороны.

Взаимодействие всех участников единой системы обеспечения безопасности должно быть отрегулировано специальными нормативными актами, соглашениями и должностными регламентами. Поручаю своему заместителю Артуру Маадыровичу Монгалу организовать эту правовую работу.

В развитие вопросов обеспечения безопасности хотел бы отдельно остановиться на строительстве стационарных постов ДПС. Мы обязаны как можно скорее завершить обустройство трех контрольных пунктов: Ак, Усть-Элегест и Бурен-Хем. Это позволит обеспечить не только дорожно-транспортную безопасность, но и перекрыть незаконные каналы оборота наркотиков и суррогатного алкоголя, поставить заслон скотокрадству и нерегулируемой миграции людей. В условиях повышения террористических угроз это чрезвычайно важно.

Так как исполнение только полицейских функций на стационарных постах остается дискуссионным вопросом, мы намерены сконцентрировать вокруг них общественные силы профилактики и правопорядка, добровольные народные дружины.

Еще одна острая проблема, которая касается каждого из нас. Это сфера ЖКХ. Много вопросов сейчас вызывает финансирование капитального ремонта многоквартирных домов. Действительно, программа капитального ремонта рассчитана на длительный срок (20–30 лет). Это понятно — большинство многоквартирных домов давно нуждаются в капремонте, отремонтировать их все сразу или за короткий период невозможно. У многих наших земляков возникает резонный вопрос: «Почему деньги за капремонт я должен платить сегодня, а ремонт моего дома намечен, скажем, на 2038 год?».

Значит нужно доходчиво объяснять, аргументировано убеждать, что деньги, собранные в фондах капремонта, будут защищены. Это одна сторона вопроса. Другая, ещё более важная, — как поддержать малообеспеченных граждан. Реальные доходы населения падают. В 2015 году они снизились на 6 процентов к уровню 2014 года. А тут новые расходы на капитальный ремонт, дополнительная нагрузка на семейный бюджет. Партия «Единая Россия» обратилась к Дмитрию Анатольевичу Медведеву с просьбой предусмотреть для нуждающихся частичную компенсацию на оплату взносов.

Принято решение Правительства России: инвалиды I и II групп, а также семьи с детьми-инвалидами будут освобождены от уплаты взносов на капитальный ремонт на 50 процентов.

Регионам рекомендовано установить льготы для одиноко проживающих людей старше 70 лет, а именно компенсировать им расходы на оплату взносов на капитальный ремонт в размере 50 процентов. Для тех же, кому исполнится 80 и более лет, должна быть предусмотрена 100-процентная компенсация. Рекомендации будут подкреплены соответствующей финансовой поддержкой региональным бюджетам.

Поручаю заместителю председателя правительства Владимиру Вла­димировичу Фалалееву возглавить эту большую работу. Совместно с Министерством труда и социальной политики, Агентством по ЖКХ составить пофамильные списки нуждающихся в этих льготах. Продолжительность жизни у нас, к сожалению, невысокая. Думаю, людей старше 70 лет, одиноко проживающих в многоквартирных домах, не так много. Необходимо рассмотреть возможность 100-процентной компенсации для них. Нужно посчитать. Вообще, по-хорошему ветеранов можно было бы освободить от уплаты взносов, убытки управляющих компаний, думаю, были бы мизерными. Но у нас нет для этого правовых основ. И финансовая федеральная поддержка на компенсацию — это реальная помощь и ветеранам, и фондам, собирающим средства на капитальный ремонт. Просил бы региональное отделение «Народного фронта» взять на себя контроль за проведением этой работы.

Еще одна важная тема — государственные закупки для нужд органов госвласти и местного самоуправления. Надо заметить, что мы и раньше не роскошествовали. А с 2016 года все закупки на эти цели будут регулироваться жёсткими ограничительными нормами. Проект соответствующего документа разработан Минфином республики и в ближайшие дни будет утверждён постановлением правительства. На государственную и муниципальную службу должны идти не ради фешенебельных кабинетов и представительских машин, а ради служения Отчеству. Есть определённые правила, по которым человек обязан жить, если приходит на такую работу. Нужно просто жить по этим правилам или выбирать другую профессиональную стезю. Прошу представителей «Народного фронта» держать вопрос государственных закупок на особом контроле. Предлагаю ежеквартально встречаться и обсуждать итоги вашего мониторинга.

Коллеги! Бюджетные условия 2016 года в целом по стране очень жесткие. При разработке проекта однолетнего бюджета на следующий год мы пошли по консервативному варианту прогноза социально-экономического развития республики на 2016 год. А он, в свою очередь, рассчитан с учетом продолжающейся санкционной политики против России и связанных с нею рисков — в первую очередь, сокращением нефтяных доходов. Вы сами видите, что происходит с ценами на нефть. Так что надеяться на дополнительную помощь из федерального бюджета не приходится.

Поэтому как доходы, так и расходы республиканского бюджета запланированы со снижением на 3,5 и 6 процентов. При этом приоритетом бюджетной политики на предстоящий год останется безусловное выполнение всех социальных обязательств, включая исполнение майских Указов Президента страны. Достаточно сказать, что доля социально-значимых расходов в бюджете 2016 года существенно возросла и достигла почти 90 процентов. Как говорится, комментарии излишни — социальная нагрузка на бюджет чрезвычайно высокая.

Общий объем бюджетных средств, направляемых на развитие отраслей экономики, предполагается в размере 2 млрд. 406 млн. рублей. Как видите, сумма невелика, поэтому основными принципами, так скажем, распределения этих средств будут экономический эффект и конкурсность. Мы уже опробовали в этом году механизм аккумулирования бюджета развития в двух централизованных фондах.

Мобилизовали средства под встречное финансирование федеральных программ в объеме 100 млн. рублей. Главный критерий участия в программах — выгодные для республики условия. Например, программа строительства жилья для детей-сирот. Если раньше пропорции финансирования были паритетными, 50 на 50, то в нынешнем году эта пропорция стала 5 на 95. То есть 5 процентов средств вкладывает региональный бюджет, 95 — федеральный.

Такие же условия у нас сформировались по грантовой поддержке начинающих фермеров и развития семейных животноводческих ферм. Только по итогам 9 месяцев 2015 года при республиканских вложениях в реализацию федеральных программ в объеме 84,7 миллиона рублей нам удалось привлечь 620 миллионов рублей федеральных средств. Именно такой, просчитанный и прагматичный, подход должен лежать в основе бюджетного планирования в наших дефицитных условиях.

Через другой централизованный фонд в размере 152 млн. рублей правительство республики намерено поддерживать напрямую проекты в производственной сфере — в частности, сельскохозяйственные кластеры по выпуску продовольствия.

Деньги обоих фондов будут распределяться на конкурсной основе. В первом случае соревноваться между собой за привлечение инвестиций будут министерства и ведомства, во втором — бизнес.

Наш регион — дотационный — никогда не «купался» в деньгах. Поэтому для нас вопрос бюджетной дисциплины, экономии средств и бюджетной эффективности стоит особенно остро. Мы уже в этом году пошли на 5-процентное сокращение расходов на содержание аппаратов управления. В следующем году вводим нормирование затрат на содержание государственных и муниципальных служащих. Будут введены четкие нормативы расходов, начиная от канцелярских товаров, заканчивая мебелью и автотранспортом. Каждый руководитель должен четко понимать лимиты содержания своего учреждения, соответственно и расходов, особенно по оплате коммунальных услуг.

Экономия средств — это один из резервов развития. И таких резервов немало. Давайте честно признаемся, мы используем их малоэффективно. Например, столичная мэрия ежегодно не добирает доходов от использования городского имущества почти 26 миллионов рублей. И это при дефиците кызылского бюджета, когда не хватает на первоочередные социальные расходы! И такого неэффективно используемого имущества полно в каждом муниципалитете.

Владимир Владимирович Путин в своем Послании потребовал изымать у неэффективных собственников земельные участки, которые простаивают без дела. У нас в этом плане огромное поле работы. Ни для кого не секрет, что земли вокруг столицы давно распроданы. Но они простаивают без дела. Никто не тревожит собственников, не проверяет, платят ли они земельный налог. Если собственник в течение 3 лет ничего не предпринял с землей, уже ясно, что приобрел он ее для перепродажи. Мы не можем позволить себе такое расточительство. Ведь речь идет о земле — главном ресурсе развития во все времена.

Поручаю Министерству земельных и имущественных отношений совместно с руководством муниципалитетов провести инвентаризацию земельных участков, выявить неэффективно используемые и принять по ним соответствующие решения. Если вам поручено управлять народным добром, то надо делать это на совесть. Отдайте землю тем, кто хочет и умеет на ней работать.

Что может и должна сделать ответственная власть в непростой экономический момент? Дать людям возможность зарабатывать и содержать свою семью. Сегодня предпринимательскую деятельность в республике осуществляют чуть более 10 тысяч субъектов. Это не много, хотя и больше на 6,5 процента, чем в прошлом году.

Мы уже говорили о том, что с 2016 года вводятся существенные налоговые льготы для тех, кто открывает свой бизнес. Это и двухлетние налоговые каникулы, и снижение ставки налога по «упрощенки» с 6 до 4 процентов. Существенно расширен перечень видов деятельности, на которые можно получить патент. Введено 16 новых видов позиций, которые привязаны к реализации проекта «Одно село — один продукт».

Налоговая ситуация для открытия бизнеса благоприятная. Чего нельзя сказать об административных барьерах. Я уже поставил задачу перед отраслевыми министерствами сформировать пул инвестиционных проектов в отрасли и осуществлять личный патронаж. Что касается муниципального звена, то считаю, что председатели сумонных администраций прекрасно знают своих людей: кто на что способен, какая мотивация у человека. И, если среди земляков есть люди, способные самостоятельно зарабатывать деньги, их надо приветствовать и всячески поддерживать. Руководителям районного звена нужно постоянно думать о том, как поддержать людей, готовых заниматься своим делом.

С удовольствием хочу поприветствовать своих коллег, председателей администраций Дзун-Хемчикского, Барун-Хемчикского, Тере-Хольского, Сут-Хольского и Бай-Тайгинского кожуунов, которые позаботились о росте предпринимательства и снизили ставку по налогу на вмененный доход в два раза. В каждом из этих районов определены приоритетные сферы развития, куда они хотят привлечь малый бизнес. И именно там введена эта льгота.

Наличие административных барьеров хорошо видно по качеству предоставляемых государственных и муниципальных услуг. В республике действуют Многофункциональный центр и 18 его территориальных отделов, которые оказывают 156 услуг. Таким образом, выстроена инфраструктура, запущены все информационные системы предоставления первоочередных услуг населению. Но необходимо, чтобы эта система качественно заработала. Поэтому наш следующий шаг — отладить и настроить эту систему на запросы людей. Это касается и качества административных регламентов, и соблюдения всех процедур и сроков.

Хочу отметить два важных момента. Первый — необходимо отрегулировать и оптимизировать регламенты с непосредственным участием предпринимателей и общественников.

Второй — очень важно, чтобы такие услуги, как выдача разрешения на строительство, предоставление земельных участков оказывались в основном в электронном виде, что позволит существенно снизить коррупционную составляющую. Чем быстрее это произойдет, тем лучше. Ответственность за прозрачность, своевременность предоставления услуг несут руководители отраслевых ведомств и муниципальных образований. Поручаю Министерству связи и информатизации предоставлять в Аппарат правительства итоги мониторинга качества оказываемых услуг. Итоги мониторинга должны обсуждаться на заседании правительства.

Уважаемые коллеги! Единственный способ противостоять кризисным явлениям — это обеспечить свободу предпринимательства. Очень хорошо сказал об этом Владимир Владимирович Путин: «Именно вот этим — свободой предпринимательства, расширением этой свободы предпринимательства — мы должны ответить на все ограничения, которые нам пытаются создать».

В республике должна развернуться широкая организационная, информационная, обучающая кампания по поддержке предпринимательства. Поручаю Министерству экономики республики не ограничиваться одной акцией в году — «Неделей предпринимательства», а организовать полномасштабную, системную работу в течение всего года.

Мы уже три года реализуем проект «Одно село — один продукт». Есть определенные успехи. Охвачены все кожууны, сформировано 159 проектов различного уровня. Сельчане проявили большую инициативу. Мы на деле убедились, что наши земляки могут производить сельхозпродукцию хорошего качества. В целом по республике увеличилось производство молочной продукции на 18 процентов, макаронных изделий — на 71 процент, рыбной продукции — в два раза, плодоовощных консервов — в 2,8 раза. Создано более 1700 рабочих мест, налоговые поступления от участников проекта в этом году увеличились в два раза по сравнению с 2014 годом и в три раза больше, чем в стартовом 2013.

Мы проект начинали в 2013 году больше как социальный. Но сегодня он вышел на новый уровень — экономический. При активном участии кожуунов был сформирован кластерный принцип развития агропромышленного комплекса. На сегодняшний день определены порядка 20 проектов, которые составили костяк кластеров. Это и убойные цеха, и линии по производству молочной продукции, распределительные склады и овощехранилища, племенные и семеноводческие хозяйства.

Перечень данных проектов исчерпывающий, по каждому определена государственная поддержка. Задача — выйти на организацию рентабельных производств, на выпуск конкретной продукции в промышленных масштабах. Это, конечно, совсем не отменяет поддержку малого бизнеса, скорее, наоборот, создаёт благоприятные условия для его развития. Но всем надо четко понимать — малые формы хозяйствования должны включиться в структуру формирующихся кластеров, стать организованными поставщиками сельскохозяйственного сырья. Например, строится крупный мясоперерабатывающий цех в п. Сукпаке мощностью 2 тысячи тонн мяса в год, с двумя откормочными площадками, свинокомплексом. Совершенно естественно, что всем, кто занимается разведением скота в центральной зоне, надо ориентироваться на мощности будущего предприятия.

Мы завершаем базовый этап проекта «Одно село — один продукт». Он дал нам возможность выйти на создание и отбор конкретных производств, успешность которых будет зависеть от ответственности собственников, отраслевых министерств и муниципальных образований. Наша общая задача — довести начатое до конкретного результата и оказать действенную поддержку сельхозпроизводителям. Например — разработка технических условий и сертификация продукции, произведенной по традиционным технологиям. Без этих документов наши товаропроизводители не смогут выйти на промышленные объемы и внешние рынки.

Считаю важным поддержать открытие Тувинским государственным университетом магистрских программ по пищевой безопасности, производству и маркетингу традиционных продуктов. Этот образовательный проект наш университет осуществляет совместно с вузами Казахстана. Вполне реально осуществить целевой набор специалистов с высшим образованием для того, чтобы подготовить квалифицированные кадры в сфере сертификации и маркетинга традиционных товаров.

Также считаю возможным сформировать государственный заказ Тувинскому государственному университету на разработку технических условий на производство национальных продуктов. Эти технические условия будут востребованы производителями республики для получения сертификатов на свою продукцию.

Конечно, не всем нашим инициативным землякам удалось стать участниками проекта «Одно село — один продукт» и получить поддержку. А эта поддержка нужна еще очень многим сельчанам, которые, уверен, хотят и могут работать. Нужна, как никогда.

Уважаемые коллеги! Предлагаю реализовать еще один по-настоящему антикризисный проект под названием «Кыштаг для молодой семьи». Нам крайне важно поддержать молодую семью в начале жизненного пути. И сделать это в наших силах.

Во все времена тувинцев кормило отгонное животноводство. Этот традиционный вид хозяйствования оставили нам в наследство наши предки. Вся духовная жизнь нашего народа основана на труде чабанов. Это отразилось и в народном творчестве, и составило основу тувинской материальной культуры. Залогом благополучия тувинской семьи всегда был скот. И большое счастье для нашего народа, что эти древние традиции живы, они сохранились, приумножились и дают нам сегодня основу стабильности. Пока в республике есть скот, есть семьи, которые занимаются традиционным хозяйствованием, нашему народу не страшны никакие кризисы и санкции.

Именно эта уверенность и стала стимулом для создания этого проекта. Мы планируем на первом этапе отобрать в каждом поселении овцеводческих районов республики молодые семьи, которым будет оказана поддержка в создании своего хозяйства. Это должны быть супруги до 35 лет, имеющие не менее одного ребёнка. Через Народный банк им будет предоставлен кредит на приобретение 200 (100) голов овцематок. Помощь в погашении кредитного займа будет оказана за счет республиканского бюджета, проценты по кредиту берут на себя муниципалитеты. На условиях долгосрочной аренды молодой семье будет выделен земельный участок. Оказана помощь льготной древесиной для строительства жилья и хозяйственных построек. Министерство строительства совместно с Министерством сельского хозяйства должны подготовить типовой проект жилого помещения и хозяйственных построек.

 Главная обязанность молодой семьи обеспечить хорошее содержание скота и приплод. Через два года семья должна передать следующему участнику проекта 200 (100) голов овец.

Проект «Кыштаг для молодой семьи»это комплексный проект, в котором должны принять участие практически все, начиная от местных администраций, заканчивая отраслевыми министерствами. Хозяйство молодой семьи должно быть под оком ветеринарных служб, специалистов сельхозуправлений. Каждое профильное министерство должно четко определить, как Кыштаг для молодой семьи будет обеспечиваться водой, электроэнергией, связью, медицинским и социальным обслуживанием.

Мы обязаны не только сохранить традиционную форму хозяйствования, но и постараться адаптировать ее к современным условиям. Это касается использования альтернативных источников энергии, современной механизированной техники и новых форм социального обслуживания. Надо смелее искать такие формы.

 Например, есть опыт Белгородской области по созданию семейных детских садов на сельских подворьях. Особенность его заключается в том, что молодая мама оформляется в штат ближайшего детского сада, ей выплачивается заработная плата, оказывается полное методическое сопровождение. Она берет на себя обязанность по уходу за своими детьми и детьми из других семей, и на всех детей выделяется финансирование на содержание. Думаю, что такой опыт вполне подходит для наших чабанских семей. Поручаю Министерству образования заняться разработкой и внедрением этой формы охвата детей дошкольным образованием. И самое лучшее — начать её внедрение в рамках проекта «Кыштаг для молодой семьи».

Работа по реализации этого проекта должна стать приоритетной для всех ветвей и уровней государственной власти, для органов местного самоуправления. Координацию этого большого комплексного проекта поручаю своему заместителю Артуру Маадыровичу Монгалу. Необходимо определить пошаговый порядок действий с конкретными сроками исполнения и ответственностью конкретных должностных лиц.

Уважаемые земляки! За любыми макроэкономическими показателями стоит труд конкретных людей, наших земляков, представляющих малый и средний бизнес, вложения наших инвесторов. Именно благодаря их деловой активности, нам удалось добиться неплохих результатов социально-экономического развития. Несмотря на кризисные явления, в 2015 году мы добились роста к уровню 2014 года валового регионального продукта — на 47,9 млрд. рублей (рост на 6,9 процента). Индекс промышленного производства составляет 102 процента. Почти на 4 процента вырос объем продукции сельского хозяйства.

Объем инвестиций в основной капитал, ввод жилья и пассажирооборот сохранились на уровне прошлого года. В 2015 году на развитие сельского хозяйства направлено 604,7 млн. рублей, что больше на 15,5 процента, чем в 2014 году.

Приоритетное финансирование АПК приносит отдачу. Сохраняется рост поголовья скота, за 2015 год он составит 1,8 процента. Что особенно важно — наращивается поголовье яков, северных оленей, верблюдов. Успешно восстанавливается мараловодство.

2015 год, без преувеличения, стал знаковым для экономического развития Тувы. 17 апреля премьер-министр Дмитрий Анатольевич Медведев подписал распоряжение об утверждении Плана социально-экономического развития республики до 2025 года.

Принятию этого распоряжения предшествовала напряженная работа. Из публично известных шагов это наш доклад на заседании Правительства России в ноябре 2013 года, затем мы защищали свои проекты в Совете Федерации. Не менее большая работа была проделана за рамками информационного поля. На уровне вице-премьеров федерального правительства были неоднократные встречи, работали плотно с руководителями федеральных министерств и ведомств.

И вот эта кропотливая работа ознаменовалась выходом итогового документа. На первый взгляд может показаться, что это событие довольно рядовое: всего лишь один из тысяч документов, принимаемых Правительством России. Однако надо учитывать, что нормативные акты по поводу конкретного региона — это, скорее, исключение, чем правило.

Такие регионы, как Тува, конечно, нуждаются в особом попечении, в особом внимании со стороны федеральной власти. И мы очень гордимся тем, что сегодня у нас в руках этот документ. Для нас он является методической основой, чтобы дальше защищать инвестиции в коридорах власти, договариваться о поддержке.

В План развития вошли все наши основные инфраструктурные проекты и строительство ряда социальных объектов. И есть уже реальные результаты.

В этом году практически завершён проект реконструкции высоковольтной линии электропередачи Кызыл — Чадан. Новая магистраль объединила в «энергокольцо» 220 кВ энергосистему республики, что позволило увеличить переток мощности на 40%. «Тываэнерго» установлены дополнительно 2 трансформатора на подстанциях «Южная» и «Городская» г. Кызыла. В 2016 году будет начато строительство новой подстанции «Северная», которая станет важным объектом для обеспечения развития правобережного района столицы республики.

Продолжением проекта станет строительство воздушной линии на 220 кВ Шушенское Туран Кызыл. Помимо устранения энергодефицита, вторая цепь электроснабжения Шушенское — Кызыл дает нам возможность электрифицировать Тоджинский район.

Сдвинулась в практическую плоскость и модернизация устаревших объектов теплоснабжения в городах Ак-Довурак и Шагаан-Арыг. Корпорация «СОЮЗ» приступила к строительству двух угольных водогрейных котельных тепловой мощностью по 50 Гкал/ч. На строительство каждой из них предусмотрено 1,2 млрд. рублей. «СОЮЗ» выполняет весь комплекс работ по строительству котельных, начиная от проектирования до ввода готовых объектов в эксплуатацию, что называется, «под ключ». В этом году приобретено оборудование котельных и заложены фундаменты.

Очень важный проект для решения проблемы доступности республики — это модернизация аэропорта и реконструкция взлетно-посадочной полосы. Мы настаивали на том, чтобы закончить его в 2015–2016 годах, но здесь срок продлен до 2018 года. Тем не менее в 2015 году мы получили инвестиции из федерального бюджета — 292 млн. рублей, реконструкция уже начата, основные работы выпадают на новый строительный сезон.

Должен подчеркнуть, что цена каждого привлеченного рубля колоссальная, учитывая жесткую конкуренцию регионов за место в федеральном бюджете. Только один пример: по всей стране в модернизации аэропортов нуждались все регионы, причем некоторые подавали заявки не на один аэродром. Но в итоге только 4 субъекта федерации остались в приоритетах федеральной программы, в том числе и мы.

Еще одна очень важная для нас дата — 14 сентября этого года Распоряжением Правительства России автодорога по маршруту Кызыл Шагонар Чадан Хандагайты Боршоо переходит в федеральную собственность, а значит, получает соответствующее финансирование. Мы шесть лет добивались перенаправления федеральной трассы М-54 в западном направлении, практически через всю республику, с выходом на трансграничную магистраль. Это решение состоялось. Мы называем новый маршрут «осью развития». И это действительно так. 12 из 17 районов республики получают возможность включиться в активную экономическую жизнь.

Еще один масштабный инфраструктурный проект уже реализован. Я говорю о прокладке почти 1000 километров современных волоконно-оптических линий связи. Доступ к качественному Интернету получили 13 труднодоступных населенных пунктов. На самом деле, в республике фактически выстроена сеть магистральных каналов связи последнего поколения. У связистов еще много работы по доведению новых линий связи до конкретного потребителя, но базовая работа по устранению цифрового неравенства уже завершена.

Мы продолжаем работу по строительству ТЭС-2, которая вошла отдельным пунктом в федеральный план развития республики. Сосредоточим свои усилия на развитии овцеводства, на племенной работе по разведению местных пород яков, маралов, на поддержке северного оленеводства и табунного коневодства.

Федеральный план социально-экономического развития республики до 2025 года — это наша «дорожная карта» на ближайшее десятилетие. И он должен стать основой плановой работы всех органов государственной власти и местного самоуправления республики.

Вместе с тем, уважаемые коллеги, никогда не надо бояться выходить за рамки устоявшихся планов. Надо искать новые пути, новые возможности для развития, активно использовать конкурентные преимущества республики.

В последние годы мы постоянно сталкиваемся с проблемой лесных пожаров. Гибнут люди, расходуются колоссальные средства, ухудшается экологическая обстановка. При этом среди причин возникновения лесных пожаров, наряду с человеческим фактором, всё больший вес приобретает глобальное изменение климата — потепление, засухи, сухие грозы.

Риски глобального изменения климата обсуждаются не первый год, сегодня Россия продолжает планомерно выполнять задачи по улучшению позитивного экологического досье страны. В этом стратегическом направлении нашей республике и ряду других регионов отведена важная роль пилотных площадок для реализации крупного проекта Минэкономразвития России по сокращению выбросов парниковых газов в атмосферном воздухе.

Поверьте, в Туве, где природа очень близка к своему первозданному виду и, казалось бы, не к месту разговоры о спасении экологии, есть причины бить в колокола. По имеющимся данным, выбросы основных загрязняющих веществ в атмосферу республики достигают почти 38 тысяч тонн, в том числе без очистки выбрасывается 16 тысяч тонн, что составляет 42 процента.

У нас насчитывается 693 стационарных источника выбросов загрязняющих веществ, из них 50 — неорганизованных. Основные загрязнители воздуха — хорошо знакомая нам сажа, а также сероводород и сероуглерод. Повышение концентрации загрязняющих веществ в воздухе вызывает так называемый парниковый эффект.

В отопительный период в отдельных районах города Кызыла предельно допустимая концентрация вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, превышается в 4 — 12 раз. Для сравнения, когда в Пекине этот показатель превысил норму в 10 раз, один предприимчивый китайский бизнесмен начал продавать воздух в аэрозолях.

Как видите, в республике есть все основания для поиска решения этой экологической проблемы. Ведь состояние окружающей среды и здоровье жителей — это немаловажный фактор для инвесторов, особенно если это касается туризма и сферы услуг.

Какие же меры мы намерены предпринять?

В целях реализации Климатической доктрины Российской Федерации и Указа Президента «О сокращении выбросов парниковых газов» Правительство Республики Тыва готово выделить 14,5 млн. рублей на реализацию мероприятий Государственной программы «Охрана окружающей среды на период 2015–2020 годы». Эти бюджетные средства пойдут, во-первых, на проведение инвентаризации и составление реестра источников выбросов парниковых газов. Во-вторых — на поддержание экосистемы, снимающей отрицательное воздействие выбросов. Имеется в виду — сохранение и восстановление биологического разнообразия особо охраняемых природных территорий регионального значения и расширение их списка.

 Данная программа позволит не только понять, кто и в каких объемах загрязняет окружающую среду, но и начать работу по сокращению выбросов парниковых газов, осуществив перевод экономики в привлекательную для инвесторов «зеленую» зону. Даст нам возможность по-новому взглянуть на бескрайнюю тайгу, степь, луга, которые фактически являются ресурсами поглощения вредного оксида углерода. Если выброс парниковых газов в республике будет на уровне того объема, с которым справляется местная экосистема, мы сможем получать дополнительные доходы в бюджет за счет реализации объемов поглощенных выбросов.

Предложение разработать такой проект поступило от Минэкономразвития России, совместная работа с ними будет продолжена в рамках Соглашения, которое мы планируем подписать.

Есть мнение, что на экологических проектах трудно заработать денег. Но в нашем случае это не так. Дальновидный инвестор увидит выгоду и вложит средства в техническое переоснащение и переобучение кадров. Открываются новые возможности для проектной деятельности каждого предприятия по разработке планов учета и сокращения выбросов с последующей реализацией полученных объемов сокращений. Такая практика давно существует в развитых странах и Тува должна первой показать пример для других субъектов России.

Борьба с парниковым эффектом обусловила и наши действия по расширению особо охраняемых природных кластеров. Мы предлагаем территории четырех районов восточной Тувы, на которых берет начало одна из величайших рек мира — Енисей, объединить в национальный парк «Арыг оран», или «Чистая земля» в переводе с тувинского. Цель данного проекта — получить для данного уникального места статус федерального природного парка. Поручаю своему заместителю Сергею Конзан-ооловичу Ондару возглавить Рабочую группу и добиться положительного решения.

Создание национального парка вовсе не означает, что эта обширная территория будет закрыта для людей. Напротив, статус подразумевает развитие условий для организованного туризма, традиционных видов хозяйствования. Никто не собирается огораживать парк забором, как пытаются представить этот проект народу некоторые его противники. Наоборот, статус особой территории обезопасит эти земли от отчуждения в частную собственность и предоставит возможность пользоваться ими всем, но на условиях бережного отношения, под соответствующим контролем.

В этом году появилась ещё одна интересная инициатива — создание в Туве этнокультурного заповедника. Она родилась на заседании регионального отделения Вольного экономического общества, где обсуждались направления работы в Год народных традиций. Есть тревога, что глобальные перемены неизбежно затронут и кочевую культуру, которую Туве до сих пор удавалось сохранять почти в первозданном виде. Именно поэтому было принято решение создать особо охраняемую территорию традиционного хозяйствования, где на законодательном уровне была бы запрещена любая иная производственная деятельность. Это и хороший ресурс для развития туристического бизнеса: этнокультурного, событийного, гастрономического.

Дорогие друзья! Я очень рад и испытываю гордость за то, что мои земляки наполнили нынешний Год народных традиций глубоким и богатым содержанием. Я часто бываю в кожуунах и вижу, с каким удовольствием вы стараетесь придерживаться народных обычаев и традиций. Учитывая, что люди не хотят расставаться с полюбившейся темой, я предлагаю 2016 год объявить Годом тувинского гостеприимства. Речь идет не об отдельной национальности, а о гостеприимной тувинской земле, на которой дружно живут представители более 100 этносов.

Мы все привыкли восхищаться своей малой родиной. Сегодня настало время по-настоящему открыться миру, познакомить его со своей древней культурой, историей, уникальными природными и археологическими памятниками. Предлагаю провести республиканский конкурс среди муниципалитетов на лучший туристический образ кожууна. Предметом конкурса могут стать действующие туристические маршруты, интересное событие, национальная кухня и комфортные условия пребывания туристов. Это не продолжение проекта «Девять драгоценностей Тувы». Нынешний конкурс будет посвящен туристическим продуктам и брендам, созданным людьми, которые искренне и преданно любят свой родной край.

Считаю очень важным участие в проекте молодежных организаций и движений. Уверен, что они внесут свою креативность, современность в подачу традиционного туристического продукта. Нужно смелее выходить на формат «Open Tuva», использовать возможности интернета. Самых креативных будет ждать отдельный приз.

Координатором проекта должно стать Министерство культуры и туризма республики, при активном участии департамента специальных проектов Администрации Главы и Аппарата Правительства Республики Тыва. Победители конкурса получат грантовую поддержку.

Завершить Послание я хочу словами нашего уважаемого земляка Кужугета Серээвича Шойгу, который в своей книге «Перо черного грифа» написал: «Любовь к Родине рождается от любви к своим родителям, к юрте, в которой вырос, к речке, в которой купался и ловил рыбу, к тому месту, где прошло детство. И эта любовь способна сдвинуть горы. Всем лучшим, чего я достиг и сделал в своей жизни, я обязан любви к родному очагу, к своей малой родине».

Уверен, что подобные чувства испытывает каждый из присутствующих. Что, объединив свои усилия, мы сделаем всё для процветания родной Тувы, для благополучия великой России.

Спасибо за внимание!

asdf asdf asdf