Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Сокровище из архива

16 января 2016
1184

Кунсткамера. Это таинственно-притягательное слово дети знают со школьной скамьи, изучая эпоху Петра Первого. Так называется первый государственный музей России, созданный по велению императора в 1714 году.

К 300-летию сокровищницы коллектив Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (МАЭ РАН, так официально сейчас именуется известное во всем мире хранилище раритетов) в серии «Кунсткамера — Архив» выпустило в свет интереснейший, тем более, для нас, труд — «Процесс национальной консолидации тувинцев», где почти 540 страниц. Его автор — Е. Д. Прокофьева (1902 — 1978), которой при жизни не удалось увидеть объемную солидную научную работу опубликованной «стараниями» коллег, чьи имена называются в главе новинки «Забытый исследователь Тувы», написанной В. А. Киселем. Он же — ответственный редактор интереснейшего тома, проделавший к тому же огромную работу по подготовке книги к изданию. Тираж — 300 экземпляров, «Наука», Санкт-Петербург.

Да, к сожалению, мы мало что знаем о жизни и делах Екатерины Дмитриевны. У них с супругом, тоже ученым, родилось пять детей. Участники многих исследовательских экспедиций. Большое научное наследие оставили потомкам. В друзьях семьи — артист Николай Черкасов, дирижер Евгений Мравинский, что само по себе говорит о круге общения интересных представителей интеллигенции той поры. Во время блокады Ленинграда были невосполнимые потери, смерть близких, главы семьи и двоих сыновей. Эвакуация из города на Неве — полная драматизма, под бомбежками, когда только чудо спасало людей. А еще в биографии ее семьи — страницы репрессий.

Исследовательница стоически переносила многое. Скоропостижно скончалась от сердечного приступа 21 апреля. Она — первая в СССР женщина-тувиновед. Побывала в Туве в продолжительных поездках три раза — в 1952, 1953, 1955 годах. В последней, плодотворной, с сентября по декабрь, в качестве фотографа участвовала и дочь ученой Аня. В то время такие путешествия проходили в тяжелейших условиях, давались трудно: надо было садиться верхом на лошадей и оленей, сплавляться на плотах. Екатерина Дмитриевна побывала и в Тодже, куда и сейчас нет комфортной дороги… Скажем прямо: скромная, непритязательная, отзывчивая ленинградка совершила научный подвиг. И только в 2004-м году ее имя было восстановлено в ряду исследователей Тувы. Грустная и поучительная история…

Том подготовлен с любовью и уважением к памяти Екатерины Дмитриевны. Отметим и большой научный труд составителей. Книга Прокофьевой — это 13 глав. Причем информация дана самая разносторонняя: о географии, климате региона, населении и развитии путей сообщения, торговых связей, городах, поселках, хозяйстве тувинцев до революции, представлен большой пласт этнографического материала. Кладезь данных очевидца, исследовательницы, собранных лично и проанализированных. Есть и приложения, примечания и комментарии, списки тувинских слов, библиография, перечень печатных работ ученой. Это вложили душу составители, отдавая дань памяти коллеге.

Необходимо подчеркнуть: труд проиллюстрирован фотографиями просто уникальными и рисунками самой Екатерины Дмитриевны. Наверняка кто-то на отпечатках узнает и своих родных, такого хорошего качества снимки. Ученая, например, запечатлела в юрте пионера Володю Белека в Тээли, который играет на гитаре. Или ее же фото молодого Максима Мунзука с маленькой дочкой, сидящих у рояля. Таких примеров можно приводить множество.

Просто надо взять в руки книгу, полезную для ума и сердца, и наслаждаться знакомством с уникальным материалом. Хочется надеяться, что «Процесс национальной консолидации тувинцев» станет доступен рядовому читателю хотя бы в наших библиотеках. Да, история выхода в свет этого тома — лишнее подтверждение истины «Рукописи не горят»!..

Марина КЕНИН-ЛОПСАН