Ресгоссовет Тувы ищет пути повышения доходов муниципальных образований.
Развивать экономику, получать доходы от производственной сферы, вести вразумительную политику по улучшению инвестиционной привлекательности на муниципальном уровне. Эти вопросы обсуждались 18 августа на очередном заседании республиканского государственного совета Тувы под руководством Шолбана Кара-оола в режиме видеоконференцсвязи с районами. В работе заседания участвовали руководители Управления Федеральной налоговой службы по Туве, Управления Федерального казначейства, Управления Росреестра, Федеральной кадастровой палаты по Республике Тыва. Верховный Хурал Тувы представлял спикер Кан-оол Даваа. В качестве эксперта был приглашен ветеран Министерства финансов Тувы Кошкар-оол Ондар.
В ходе заседания обсуждался вопрос выполнения плана налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Тыва по итогам I полугодия 2016 года. Они поступили в объеме 2749 млн. рублей. При утвержденном полугодовом плане 2683 млн. рублей исполнение составило 103 процента, сверх плана поступило 66 млн. рублей, годовой план исполнен на 49 процентов.
Обеспечен прирост к аналогичному периоду года на 113 процентов (второе место в СФО), что выше среднего уровня по Сибирскому федеральному округу на 6 процентов (107) и Российской Федерации на семь процентов (106).
Основным доходным источником консолидированного бюджета Республики Тыва является налог на доходы физических лиц. Его доля составляет 55 процентов, а в бюджетах муниципальных образований — 63.
— Несмотря на ежегодный рост доходов, объем поступлений в консолидированный бюджет не отвечает реальным потребностям республики в полном объеме, — подчеркнул Шолбан Кара-оол. Он предложил досконально проанализировать ситуацию, в том числе в разрезе каждого муниципального образования.
С 2013 года недоимка по налогам и сборам постепенно увеличивается от двух до 15 процентов в год и на 1 июля 2016 г. составляет 210 млн. рублей. Одной из основных причин ее роста названа низкая собираемость имущественных налогов, в том числе транспортного налога и налога на имущество физических лиц.
Низок процент вовлеченности земель в налоговый оборот. По данным государственной статотчетности, площадь земельного фонда Республики Тыва на 1 января 2016 года составляет 168,60 тыс.кв.км. К категории земель лесного фонда отнесено 65 процентов земель республики, на земли сельскохозяйственного назначения приходится около 20 процентов площади республики и лишь 0,3 процента составляют земли населенных пунктов.
По данным Росреестра РТ, Кадастровой палаты и Министерства земельных и имущественных отношений РТ, общая площадь земель населенных пунктов на территории республики составляет 0,5 тыс. кв.км. Из них только 53 процента являются налогооблагаемой площадью. К примеру, самый низкий показатель вовлеченности земель в налогооборот у Бай-Тайгинского района — 0,2 процента, далее идет Каа-Хемский — 3 и Улуг-Хемский районы — 10 процентов. Самый высокий уровень у Пий-Хемского района — 70 процентов.
Низкий уровень собираемости имущественных (транспортный, земельный, недвижимость) налогов с населения в отдельных муниципальных образованиях.
За 2015 год в среднем по республике собираемость транспортного, земельного и имущественного налогов составила 88 процентов, что на 13 процентов выше уровня 2014 года. Ниже среднего уровень собираемости зафиксирован в Улуг-Хемском, Дзун-Хемчикском, Тес-Хемском, Кызылском и Чаа-Хольском районах.
Врио Главы Тувы Шолбан Кара-оол порекомендовал руководителям муниципальных образований обратить особое внимание на проделанный анализ. Он поставил задачу начать избавляться от диспропорции экономического развития, активно вовлекать в процесс аутсайдеров. Например, есть крупные районы — Барун-Хемчик и Дзун-Хемчик, где не сформирован перечень инвестиционных проектов, не создана база свободных муниципальных земельных участков, не созданы инвестиционные комиссии, не проводится «Час инвестора».
Каждый муниципалитет должен в своем развитии соизмерять свои желания со своими возможностями. Эти возможности напрямую зависят от доходной части бюджета, ее наполняемости, то есть работы власти. Иначе решать насущные вопросы — ремонтировать дороги, благоустраивать и озеленять территорию, строить коммуникации, решать проблемы людей — будет не на что, — отметил Шолбан Кара-оол. — Каждый руководитель должен осознать, что сверху деньги падать не будут, нужно искать все резервы и источники, только тогда вы будете успешными в реализации своих полномочий.
Основной причиной проблематики Шолбан Кара-оол назвал незаконченную инвентаризацию земель. Земли населенных пунктов составляют всего 0,3 процента от общей площади, и только половина из них являются налогооблагаемыми.
Еще один резерв — использование лесного фонда. В Туве 65 процентов территории покрыто лесами. Из них 21 процент — эксплуатационные. Используется только два процента. Задача — министерству экономики надо работать над созданием крупного лесоперерабатывающего комплекса, который позволит вовлечь в производство данный резерв.
Инвесторы из Московской области интересовались возможностями организации розлива питьевой воды. Нужны свободные разведанные месторождения воды, разработка инвестиционных проектов.
Ветеран Министерства финансов Тувы Кошкар-оол Ондар предложил активизировать сбор налогов с действующих ГУПов. Также он подчеркнул, что власти республики ошибаются, отдавая свой рынок под привозную алкогольную продукцию.
— Откуда только в Туву не завозится алкоголь. Все привозное продается здесь, а доходы полностью уходят за пределы республики. Это неразумно,— сказал Кошкар-оол Ондар. — Это огромные доходы, которые могла бы получать республика. Я рекомендую вам запустить производство на ГУП «Чагытай» и продавать собственную продукцию не только на своем рынке, но и вывозить ее в другие регионы. Конкуренция у экологического товара всегда высокая.
По итогам заседания Минфину Тувы поручено разработать методику стимулирования муниципальных образований, обеспечивающих прирост собственных доходов и развитие налоговой базы по итогам года, с учетом показателей собираемости и роста налоговых и неналоговых доходов, снижения недоимки. При формировании бюджета на 2017–2019 годы предусмотреть средства для стимулирования муниципальных образований, в соответствии с разработанной методикой.
Минэкономики Тувы для расчета налога на доходы физических лиц на 2017–2019 годы озадачено представить расчетную базу фонда оплаты труда в разрезе муниципальных образований, а также план развития приоритетных отраслей экономики и предложения по перспективам развития инженерной инфраструктуры для будущего промышленного кластера. Еще одна задача — разработка порядка поддержки субъектов предпринимательства через коммерческие банки на возвратной основе. Министерству земельных и имущественных отношений Тувы поручено внести на обсуждение Правительства РТ перечень объектов юридических лиц, налоговую базу по налогу на имущество которых с 1 января 2017 года планируется определять, исходя из кадастровой стоимости, а также представить доклад об итогах инвентаризации земельных участков в муниципальных образованиях.
Мэрия Кызыла должна обеспечить оформление ранее учтенных земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Министерствам земельных и имущественных отношений, топлива и энергетики, сельского хозяйства и продовольствия, здравоохранения, дорожно-транспортного комплекса поручено представить анализ деятельности государственных унитарных предприятий, обеспечить эффективность и целесообразность их функционирования. Это касается и руководителей администраций муниципальных образований, которые обязаны проверить деятельность своих МУПов.
Долаана САЛЧАК