Каждый район республики должен иметь стратегию развития, учитывающую свой потенциал в разных отраслях экономики, ресурсы и конкурентоспособность, заявил вчера газете заместитель председателя правительства Александр Брокерт в рамках работы площадки «муниципального дня» форума «Тува будущего: стратегия перемен». А регион в разработке стратегии социально-экономического развития должен отталкиваться именно от стратегий, сформированных на местах, считает он.
— В разработке новой стратегии развития республики мы отошли от практики, когда отталкиваемся в ее формировании от стратегий развития России и Сибири, — пояснил он. — Сегодня важно начинать «с земли», с муниципалитетов и районов. Каждый район республики сегодня должен иметь свое видение куда двигаться, свою стратегию, учитывающую многие факторы, от ресурсов, инвестиционной привлекательности до конкурентоспособности на фоне соседей.
По его словам, разработать такую, учитывающую все аспекты, стратегию социально-экономического развития района весьма сложно. Для этого требуются специальные навыки и опыт, которыми не всегда обладают специалисты районных администраций. По этому на форум были приглашены бизнес-тренеры и эксперты из-за Саян, способные помочь «муниципалам» в разработке стратегий, провести «работу над ошибками» в уже существующих планах развития района. В этом ключе вплотную с представителями местных администрации, собравшимися в рамках «муниципального дня» форума в актовом зале ТувГУ, работал Андрей Крылов, модератор проекта «моногорода» РАНХиГС.
— Если говорить об инвестиционной привлекательности региона и его районов, нужно, прежде всего, понять с чем ассоциируется Тува у жителей остальной России, поскольку это представление во многом отличается от того, с чем республика ассоциируется у самих жителей региона, — пояснил Крылов накануне «муниципального дня» корреспонденту газеты. — Чтобы привлечь инвестиции в регион и его районы, в разработке стратегии необходимо учитывать ассоциации именно людей из-за Саян.
«Нащупать» эти ассоциации, тем самым помогая районам сформулировать программу конкретных шагов для эффективного привлечения инвестиции на свои территории, — этому была посвящена работа Крылов на форуме с «муниципалами».
— Здесь людей учат правильно анализировать сегодняшнюю ситуацию в районе, используя все существующие для этого инструментарии, — пояснил Александр Брокерт. — Глобальные крупные промышленные проекты, они, конечно же, дают прирост налогов, валового продукта и т.д., но каждого жителя республики они не затрагивают. Поселенческая экономика же, которая не дает больших доходов в бюджет, тем не менее, создает занятость, приносит доход жителям на местах, тем самым создавая условия для развития населенного пункта.
К поселенческой экономике Александр Брокерт относит реализацию таких проектов, как «Кыштаг для молодой семьи», «Корова-кормилица», «Одно село — один продукт».
— Идя в разработке стратегии снизу вверх, отталкиваясь от районов, мы тем самым фокусируемся на поселенческой экономике, создаем условия для ее развития, — резюмирует он. — Это задача, равнозначная реализации крупных проектов.
Антон ПОСОХИН