Тувинская правда 12+

Сначала центр, потом — окраины

4 декабря 2018
412

Совет гражданских инициатив Тувы предложил дополнить проект Стратегии пространственного развития РФ до 2025 года.

Глава Тувы Шолбан Кара-оол провел заседание Совета гражданских инициатив, где были обсуждены проекты, с которыми республика намерена войти в разрабатываемую Стратегию пространственного развития России. Экспертам совета был представлен доклад Министерства экономики РТ о месте Тувы в данной стратегии, а также проблемах и перспективах пространственного развития самого региона.

Ключевая цель стратегии — это увеличение количества центров экономического роста, которые позволят ускорить развитие экономики, и одновременно станут точками притяжения на территориях страны, замедлят отток из сел и деревень. Вторая задача — снижение регионального неравенства в доступности социальных услуг. И третья — усиление межрегионального взаимодействия взамен межрегиональной конкуренции, которая наблюдается сегодня.

Тува как пограничный регион отнесена в проекте стратегии к числу 35 геостратегических территорий, имеющих существенное значение для обеспечения территориальной целостности страны и безопасности государства. Вместе с тем, республика обозначена и как часть единого экономического макрорегиона «Енисейская Сибирь». Эти параметры предопределили узловые проекты, которые предполагается реализовать на территории Тувы в рамках стратегии.

В их число вошли такие объекты, как железная дорога Элегест — Кызыл — Курагино и новый маршрут федеральной трассы Р-257 «Енисей». Кроме того, включены задачи по открытию аэропорта «Кызыл» для международных рейсов, строительству автодороги из Тувы в Алтай, а также создание энергомоста в Монголию для экспорта электроэнергии Саяно-Шушенской ГЭС.

Позитивно оценили участники совета специализацию Тувы в рамках стратегии. В частности, разработчики не ограничили рамки развития республики добывающей промышленностью, хотя она определена как «критически важная» для экономики республики. Однако наряду с угледобычей, авторы стратегии включили в перечень перспективных для республики такие направления, как растениеводство и животноводство, лесопереработка, создание металлургических производств.

В ходе обсуждения эксперты СГИ высказались за внесение в проект федеральной стратегии пространственного развития ряда дополнений к тувинским проектам. Так, общественники считают, что строительство железной дороги Кызыл — Курагино следует дополнить возможностью продолжения её в Монголию. Еще одна поправка касается придания российско-монгольскому КПП «Хандагайты — Боршоо» статуса многостороннего, т. е. открытого для любых стран. Логика перенаправления дороги Р-257 предполагает именно такое решение — до появления тувинской ветки Транссиба федеральная автомагистраль должна стать транспортным коридором для всей Сибири в страны АТР.

«Довольно эмоциональным получился разговор на заседании Совета гражданских инициатив. Говорили о стратегии пространственного развития республики. Что ж, эмоции понятны. Ведь речь идет о будущем каждого села, а значит, каждого человека. Общественники переживают, что весь потенциал развития сосредоточился на Кызыле. Сюда стекаются финансовые, ресурсные и иные потоки, поэтому и люди сюда стремятся. Что ж, так оно и есть. Точно так же развивается вся страна, по принципу сначала центр, потом окраины. В условиях рынка это естественно: бизнес всегда там, где компактно проживает больше людей, где лучше дороги, связь, логистика и т. д. Задача власти — создать условия, чтобы он поскорее начал развиваться от центра к окраинам. Мы на этом пути кое-что уже сделали. Во-первых, дороги. Сегодня в Туве практически нет районов, до которых нельзя доехать по суше. Вспомним, какие проблемы были еще недавно у Тоджи с доступностью. Сейчас машины туда ходят круглый год, там работает мощный комбинат, который сделал бюджет района одним из самых богатых. Во-вторых, мы очень серьезно модернизировали энергосистему республики, и теперь ни одному из электрифицированных сел не грозит перспектива надолго остаться без света. В-третьих, почти по всей территории Тувы проложен высокоскоростной Интернет и доступна современная связь. В-четвертых, за последние пять лет мы построили много сельских школ, детсадов, клубов, домов для участковых, ФАПов с аптеками. Это те самые точки, которые обеспечивают нормальную жизнь каждого поселения. В-пятых, за счет инвестиций по линии губернаторских проектов мы тысячам сельских жителей помогли создать свой бизнес, реальное дело, которое кормит не только семью, но и наёмных работников. Только в рамках проекта «Одно село — один продукт» появились более 1,5 тысячи рабочих мест. Сейчас набирает ход проект «Кыштаг для молодой семьи». По сути, эти инициативы заложили основу огромной животноводческой базы. А эта база, в свою очередь, позволила создавать полноценные производственные кластеры — мясной, молочный, овощной. Часть продукции этих кластеров мы даже начали экспортировать, в том числе кур, яйца, баранину. А ведь мы ещё в самом начале освоения того, чем богата Тува. Ведь у нас столько пустующих земель, лес почти не используется, мы не приступали к созданию глубокой переработки сельхозсырья, к налаживанию металлургического производства, металлообработки. Я уж не говорю о возможностях, которые откроют железная дорога и транзит в страны Азии. В общем, лично я верю в большое будущее родной республики. Оно тем ближе, чем мы активнее и инициативнее участвуем в её судьбе, чем лучше работаем», — такой итог подвел заседанию СГИ глава республики Шолбан Кара-оол.

Юрий НИКИТИН

asdf asdf asdf