Тувинская правда 12+

Слово о Тукае

14 мая 2016
1299

К 130-ЛЕТИЮ ТАТАРСКОГО НАРОДНОГО ПОЭТА

Татарский мир и мировое культурное сообщество на днях, 27 апреля, отметило 130-летие поэта, мыслителя Тукая, сына великого татарского народа.

Во многих материалах о Тукае есть определение «великий татарский поэт». На мой взгляд, оно даже принижает значение Тукая в мировой культуре. Это официальный словарный штамп. Тукай не великий татарский поэт, а татарский народный поэт. Он не имел и не имеет никакого звания, никаких наград, кроме одного — народный поэт. Это даже не подтверждено никаким указом, бумагой. Народ сам назвал своего поэта народным. Народ сам дал ему такое высшее звание. Это великая награда, честь и достоинство. Тукай — душа народа, его чаяния. В стихах, поэмах он выразил всю изболевшуюся душу своего народа, сумел ответить на насущные вопросы своего времени. По-моему, появление такой личности происходит не случайно. Из истории жизни и творчества многих мыслителей, таких, как Конфуций, Пушкин, Гете, Лермонтов, Байрон и других, становится ясно, что такие личности появляются в самый трудный, решающий и обнадеживающий момент.

Тукай родился в деревне Кушлавыч Казанской губернии 27 апреля 1886 года. Он в раннем детстве остался сиротой: отца не стало, когда ему не было годика, а мать ушла в мир иной, когда маленькому Тукаю всего три года. Трудно говорить о нескончаемых ударах и лишениях сиротской доли, напоминать, сколько было мучений и трудностей у мальчика с раннего детства, оставшегося без материнской любви и отцовской заботы.

Он воспитывался самим народом. Его отдавали из рук в руки, из одной деревни в другую. И благодаря хорошим людям он сумел учиться в мусульманской религиозной школе — медресе — и окончить его. Также он смог получить образование в русской школе, что для того времени являлось редкостью для татарской молодёжи. Когда учился в медресе, он начинал переводить басни Крылова, были первые его литературные опыты. Простой парень, как и многие его сверстники, из глубинки, не учился в институтах. И надо сказать, что в те времена в Казанском университете работали такие крупные ученые, как Готвальд, Катанов, которые сотрудничали с местными учеными, прогрессивными людьми того времени, изучили историю края, устное народное творчество.

Приехав в 19 лет в Казань, Тукай начинает сотрудничать в газете «Эль-ислах» («Реформа») и в журнале «Яшен» («Молния»). Он начал писать материалы, фельетоны, сатирические зарисовки, одним словом, с головой ушел в творческие, журналистские дела. У него появляются новые друзья: Ф. Амирхан, Х. Ямашев, К. Бакир, В. Бахтияров, Г. Камал, С. Рахманкулый, Г. Кулахметов, С. Сунчелей, известные поэты, писатели и тогда, и сейчас.

За свою короткую жизнь, всего 27 лет, Тукай успел написать много и оставить после себя наследие. За свои 27 лет жизни он сделал то, что сотни людей не смогли бы создать и за сто лет. Тукай смог подняться до поэтических вершин и до философских мыслей общечеловеческого масштаба. Он не успел, видимо, многого, но его судьба так распорядилась, что он ушел из земной жизни всего в 27...

Народный поэт, мыслитель Тукай перешагнул границы родной литературы. Сегодня его творчество доставляет духовное наслаждение не только татарскому народу, но и другим народам всего мира. В этом сказалось не только величие его таланта, но и сила общечеловеческих идей гуманизма, свободы, которые он выражал.

И сегодня не только татарский народ вспоминает о нем как о поэте, мыслителе, но и другие народы земного шара чтят его память — память о большом человеке, мудреце и гуманисте, посвятившем короткую жизнь служению народа, ради его будущего. В Финляндии есть клуб «Тукай», в учебных заведениях Турции читают курсы по творчеству Тукая, в Германии ставят балет по его произведению «Шурале» и др. В его честь названы улицы, площади в ряде городов и сел. Центральная площадь и одна из улиц Казани названы именем Тукая, действует ныне и Литературный музей Габдуллы Тукая. Имя великого поэта присвоено также бывшему Челнинскому району Татарстана. Имя Тукая носят улицы городов Уральска в Казахстане, столицы Узбекистана Ташкента, в селе Шыгырдан Чувашии. А деревня Кырлай, приютившая осиротевшего Габдуллу Тукая в детстве, сама является живым памятником. Здесь находится Государственный мемориальный музейный комплекс Г.Тукая, и до сих пор сохранились тропы, по которым ступала нога Поэта.

В честь Тукая названы конкурсы и премии. Самая большая премия в Татарстане на сей день — это Государственная имени Тукая. О народном поэте созданы пьесы и повести, написано множество баллад, поэм, сложены песни. Думается, и в дальнейшем появятся новые произведения о Тукае.

Тукай принадлежит не только татарскому народу, география его «влияния» неизмеримо шире. Тукай — одно из почитаемых имен в Туве. Кто он? Тувинец или татарин? Да, мы знаем, что он татарин. Но он настолько вошел в сознание тувинского народа, в тувинскую культуру, что многие наши земляки понимали и понимают, что он тувинец. Тукай для тувинского читателя стал своим, родным, поэтом. Тукай. Даже это имя созвучно с тувинскими именами. Дугай, Дугул, Дугуй, Тускай…. О чем это говорит? Это означает, что испокон веков наши народы так были близки, что даже имена созвучны. Тува, которая вошла в состав Советского Союза лишь в 1944 году, имеет древние и глубокие корни связей с татарским миром. Об этом свидетельствуют такие распространенные имена в Туве, как Татар, Татар-кыс, Татар-оол.

Тукай — лицо татарской литературы. Татарская литература пришла к нам вместе с Тукаем и прочно завоевала сердца тувинского народа. В Туве не найдется человека, который не знает произведения Тукая: «Тугантил», «Шурале», «Китап», «Водяной» и др. К юбилейной дате народного поэта на страницах газеты «Шын» появлялись статьи о величии Тукая, о значении его произведений. Ряд его стихотворений, таких, как «Китап», «Любовь», «Надпись на могиле», «Шурале», «Совет», переведены поэтами М. Доржу, Ю. Кюнзегешом, К. Кудажи, С. Комбу. Творческое наследие Тукая стало и нашим общим национальным богатством. Мы с гордостью говорим: «Наш Тукай».

Теперь, в наше время, когда человечество отравленно злом, его великие сыны Конфуций, Пушкин, Лермонтов, Гете, Байрон, в том числе и татарский народный поэт Габдулла Тукай силой поэзии, мудрых слов, жизнеутверждающей сутью прекрасного ограничивают, обуздывают зло и уныние, тоску и невежество в наших душах. Тукай, как и Конфуций, Пушкин, Лермонтов, Гете, Байрон — вечная категория. Категория мудрости и прекрасного, как свобода, как истина, как любовь. Ибо они светочи в жизни народа, говоря словами А. Н. Островского:«…через него умнеет все, что можно поумнеть».

Сайлыкмаа КОМБУ,

литературовед

asdf asdf asdf