Пять лет назад в Национальном музее открылась выставка «Сокровища Долины царей Тувы. Царский курган Аржаан-2». С тех пор тысячи наших соотечественников и гостей республики увидели уникальные свидетельства высочайшей культуры древних кочевников.
Изделия древнескифского периода Тувы середины VII в. до н.э. из золота, бронзы, кости, дерева со стилизованными изображениями козерогов, коней, антилоп, оленей, фантастических грифонов, представленные в экспозиции зала «Сокровища Долины царей», выполнены в характерном скифо-сибирском зверином стиле. Доминантой в нём являются изображения отдельных животных, частей их тел, а также сложные композиции из нескольких животных (так называемые «загадочные картинки»). Большинство этих изображений были украшениями предметов утилитарного назначения — рукоятками ножей, бляхами, навершиями и прочее. Животные, как правило, изображались в традиционных канонических позах (в момент скачка или борьбы, с поджатыми ногами), в напряжённой борьбе, в динамике. Мастерство древних художников в передаче характерных повадок животных, динамики движения, напряжения борьбы, охоты достигало высокого совершенства. Звериному стилю, в котором выполнены декоративные элементы из экспозиции, также присуща предельная лаконичность; декоративность того или иного образа возведена в знак.
Многие исследователи отмечали, что орнаменты и символы, придуманные древними скифами, полны смысла и содержания. В каждом украшении древние мастера пытались почтить величие могущественных богов природы, которым они поклонялись. И верили: изобрази на украшении символ солнца или воды — он защитит тебя от несчастья. Изображение сильного животного на оружии придавало воину силу в бою, а быстрокрылая птица на конском снаряжении — ловкость и быстроту боевому скакуну. Наиболее типичным образцом, своего рода «классикой стиля», являются именно археологические находки из курганов «Аржаан» и «Аржаан-2».
Бронзовая «пантера», свернувшаяся в кольцо — символ силы и мощи, образ вечного движения. Это символ скифов как народа воинов. Древний мастер заставил статичную фигуру вечно двигаться вокруг своей оси, меняя переднюю часть тела (космос) на заднюю (хаос), символизируя этим движением вечный процесс перерождения, бытия. Этот принцип напоминает широко известные в китайской традиции два неразрывных начала мироздания «инь» и «янь».
Часто встречающиеся фигурки оленей — фактически символ скифского искусства в целом. Некоторыми исследователями популярность этого образа в скифском искусстве объясняется тем, что в архаический период развития скифского общества олень являлся тотемом этого народа. Золотой олень с ветвистыми рогами — символ неба и солнца, и сам образ царя в представлении древних скифов заключал в себе черты солнечного божества. Также как и лошадь, олень, символизируя солнечное божество, изображался на оленных камнях как быстроногое животное, символизирующее «бег» солнца — быстрейшего «из всех богов».
Также среди «востребованных» тем в скифском искусстве были сцены терзания хищником травоядного животного. Подобные сцены символизировали возрождение, обновление природы. Согласно скифским понятиям, для того чтобы что-то хорошее новое появилось на свет, старое хорошее должно погибнуть. В искусстве, как правило, выражается духовное состояние, можно утверждать, что в них отразилось мировос-приятие скифов. Они представляли себе мир как бесконечную борьбу добра и зла. Причём добро персонифицировалось в благородных горных копытных, зло — в жестоких хищниках.
Раскопки царских курганов скифского времени обогатили музейное собрание изумительными в своей художественной цельности и выразительности произведениями. Они показали, что изобразительное искусство скифов, высокий уровень ювелирного мастерства тысячелетней давности способны удивлять и поражать воображение и в XXI веке.
Влияние скифской цивилизации огромно. Уйдя с исторической арены, скифы не исчезли в небытии, а растворились в народах Европы и Азии. Зооморфный код скифского звериного стиля оказал огромное влияние на средневековый бестиарий, геральдику, орнамент и, соответственно, на всё евразийское (в т.ч. русское) изобразительное искусство и систему символов. Язык художественных ремесел был неотъемлемой и важной частью духовной культуры древних народов, в ключе этого языка создавались дошедшие до наших дней сакральные послания скифов…
Айлана ЧАП,
главный специалист отдела культуры и искусства Национального музея РТ