Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Шолбан Кара-оол: «Туве удалось заявить о себе как региону с большим потенциалом в развитии страны»

19 марта 2015
1484

Глава Тувы Шолбан Кара-оол вчера, 18 марта, выступил перед депутатами Верховного Хурала (парламента) РТ с отчетом о работе Правительства республики в 2014 году. 

Такие отчеты, напомнил он парламентариям, практикуются ежегодно. Их цель — не самореклама, а сверка правильности стратегии развития и эффективности работы, которая велась изо дня в день в течение года и была направлена на выполнение главной задачи — улучшения жизни жителей Ту­вы. Перед выступлением депутатам был представлен получасовой видеофильм о главных событиях и итогах 2014 года. Шолбан Кара-оол рассказал о ключевых результатах работы исполнительной власти в минувшем году, а также обозначил задачи на новый период. 

Глава республики начал, в частности, с главного события года — празднования 100-летия единения России и Тувы: «Отчитываться по его итогам по-особенному ответственно, поскольку год вписал яркую страницу в нашу новейшую историю. Его главное достижение — консолидация вокруг юбилейной даты огромного количества людей: от жителей республики до наших земляков, живущих в разных уголках страны и за рубежом, консолидация поколений, консолидация власти и общества. В подготовку и празднование юбилея включились все наши друзья из российских регионов и зарубежных стран — партнёров по международному сотрудничеству. 

Значимость 100-летия единения России и Тувы не только для республики, но и для всей страны подтвердил Президент России Владимир Владимирович Путин, который счел необходимым отметить этот юбилей вместе с многонациональным народом Тувы. Такие уникальные и мощные по своему объединительному заряду события мы должны не только ценить, но и заложить в основу дальнейшего развития республики. В течение всего подготовительного периода и в отчетный год Туве удалось заявить о себе по-новому: как региону с большим потенциалом в развитии всей страны. 

Для России ушедший год был очень неоднозначным. Сначала радостные события, связанные с сочинской Олимпиадой, с возвращением Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации. Затем обострение ситуации на Украине, повлекшее за собой введение необоснованных экономических и политических санкций Запада против нашего Отечества. Санкционное давление и наши вынужденные ответные меры не могли не сказаться на темпах развития страны и её регионов. Вторая половина 2014 года была очень непростой в решении социально-экономических задач. Сокращение импорта, сужение рынков сбыта, снижение курса национальной валюты потребовали от федерального правительства принятия неординарных мер, связанных, прежде всего, с оптимизацией бюджетного процесса. Поэтому мы считаем большим достижением прошедшего года то, что нам удалось, несмотря на сложные финансово-экономические условия, отстоять наш основной инвестиционный проект — строительство железнодорожной линии Кызыл — Курагино, сохранить его позиции в числе главных инфраструктурных проектов России. 

В условиях финансовых ограничений сложно, но продвигаются вопросы по реконструкции взлетно-посадочной полосы и аэропортового хозяйства г. Кызыла. Крепкое плечо в очередной раз нам подставило Министерство обороны, которое приняло решение о придании нашему аэропорту статуса аэропорта совместного базирования. Вполне логично, что аэропортовое хозяйство приграничного региона будет обслуживать и гражданские, и военные самолёты. Формирование авиационной комендатуры Министерства обороны России в аэропорту города Кызыла должно быть завершено уже к 1 декабря 2015 года. Работы по реконструкции аэродромного комплекса будет вести единый исполнитель — «Спецстрой». А как быстро разворачивают работы военные специалисты, мы уже убедились на примере строительных объектов военного городка. 

То, что срочная модернизация нашего авиационного хозяйства — вопрос из самых насущных, я думаю, ни у кого не вызывает сомнения. Как вы знаете, сейчас прорабатывается вопрос о восстановлении прямого рейса Москва — Кызыл на пассажирском авиалайнере «Сухой Суперджет 100». В ходе последней московской командировки достигнута договорённость с авиакомпанией ЗАО «Атлас Джет», на минувшей неделе специалисты компании побывали в республике, чтобы убедиться, может ли кызылский аэродром принимать воздушные суда такого типа. А ведь если бы наша взлётно-посадочная полоса уже соответствовала современным авиационным стандартам, такой вопрос вообще бы не стоял. 

Практически к финишной прямой подошла проработка вопроса по перенаправлению трассы М-54. Дело — за положительным заключением Минфина России. Безусловно, в сегодняшних условиях получить его в ведомстве, которое обязано, в первую очередь, обеспечить социальные обязательства государства, очень непросто. Но мы продолжаем держать этот вопрос в актуальном состоянии и в высокой степени готов­ности. Для нас реализация этого проекта — не только решение задачи ускоренного развития почти половины районов республики, это вопрос сохранения человеческих жизней. Для сравнения: за 9 месяцев отчетного года на федеральной трассе М-54 произошло 28 ДТП — снижение почти на треть, по сравнению с 2013 годом, погибли 18 человек. На региональной дороге «Кызыл — Ак-Довурак» за этот же период совершено 49 ДТП, в которых погибли 43 человека, с ростом на 63 процента. Комментарии, как говорится, излишни. Поэтому мы продолжим доказывать необходимость придания региональной дороге по маршруту, перенаправленному в сторону Хандагайты, федерального статуса. И будем это делать на всех уровнях, пока не добьёмся окончательного решения. 

Период подготовки и сам юбилейный год стали переломными в решении и других наших инфраструктурных ограничений. В 2014 году завершена реконструкция электрических линий из энергосистем Красноярского края и Хакасии в рамках строительства высоковольтной линии «Чадан — Кызыл» и узловых подстанций «Чадан», «Кызылская». Ввод линии в эксплуатацию запланирован на июнь нынешнего года. Он позволит закольцевать республиканскую систему энергоснабжения и увеличить пропускную способность транзитных линий со 180 до 265 МВт. 

В отчетном году нам удалось попасть в федеральную программу по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, что позволило приступить к кардинальной модернизации системы теплоснабжения городов Шагаан-Арыг и Ак-Довурак. Уже разработана вся необходимая техническая документация, в этом году начнутся строительные работы. В фазу конкретных действий перешла проблематика по строительству ТЭС-2. Уже определен партнер по реализации данного проекта — это ведущая энергостроительная корпорация «Союз», сейчас определяется удобный формат хозяйственного партнерства для подписания соглашения. Рассчитываем, что к партнёрству присоединится и Федеральный центр проектного финансирования — дочерняя структура Внешэкономбанка, специализирующаяся на консультировании и подготовке проектов по развитию социальной, транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры территорий. 

Коротко о тех крупных инвестиционных проектах, которые уже имеют определённый «стаж» реализации на территории нашей республики. На сегодня это 8 компаний с суммарным объемом инвестиций 350 млрд. рублей. Здесь работают более 2,2 тысячи человек. Больше половины из них (55 процентов) — наши земляки. В отчетном году компанией «Межегейуголь» произведен пуск современной, высокотехнологичной шахты. На 28 мая намечен пуск горно-обогатительного комбината на Кызыл-Таштыгском месторождении полиметаллических руд. С конца 2014 года в республике начал работать новый инвестор — иностранная компания «Бенконс», в портфеле которой строительство кирпичного, бетонного заводов и гостиничного комплекса. 

В 2014 году компанией «МегаФон» реализован масштабный инфраструктурный проект по строительству магистральной волоконно-оптической линии связи «Кызыл — Ак-Довурак — Абакан» протяженностью 860 километров. Линия предоставила возможность получить широкополосный доступ в сеть «Интернет» по новым безлимитным тарифам абонентам густонаселенной западной части Тувы. Хочу вас проинформировать. В 2015 году «Ростелеком» начинает реализацию у нас крупнейшего федерального проекта по устранению цифрового неравенства. Общий объем привлекаемых средств — более 600 миллионов рублей. Широкополосный доступ к Интернету получат 16 населенных пунктов численностью от 250 до 500 человек и районные центры. Более того, волоконно-оптическая линия связи будет создана до Тоора-Хема на востоке, до Хандагайты на западе и до Эрзина на юге. По сути, в республике будет создана разветвленная магистральная сеть нового поколения, быстрый и качественный доступ к Интернету смогут получить порядка 50 тысяч человек. 

Позитивная динамика последних лет, характеризующая инвестиционную активность в республике, сохранилась и в 2014 году — объём инвестиций в основной капитал возрос на 13,1 процента и составил 16,2 миллиарда рублей. При этом важно понимать, что дальнейшее наращивание инвестиционной активности напрямую зависит от наших с вами действий по улучшению делового климата. И акцент таких действий всё больше смещается в сторону муниципалитетов, которые с этого года приступают к внедрению инвестиционного стандарта. Это позволит повысить инвестиционную привлекательность конкретных территорий и снизить административные барьеры на местах. В минувшем году к работе по внедрению стандартов приступили 5 муниципалитетов: Кызылский, Каа-Хемский, Улуг-Хемский, Тандинский кожууны и г. Кызыл. Они станут пилотными в создании зон территориального развития. Плюсы инвестиционного развития территорий очевидны уже сейчас. Например, в Тоджинском кожууне больше половины собственных доходов, которые в 2014 году составили 76 миллионов рублей, — это налоговые поступления от деятельности компании «Лунсин». 

Уважаемые депутаты! От вопросов перспективного развития перехожу к конкретным показателям минувшего года. Его общеэкономические итоги сохраняют позитивную динамику последних лет. Особо хочу подчеркнуть, что рост наших ключевых показателей наблюдается на фоне общего снижения темпов развития в целом по стране. Итак, по сравнению с 2013 годом за отчётный период возросли: инвестиции в основной капитал — на 13,1 процента; промышленное производство — на 6,2 процента; объем строительных работ — на 16,8 процента; ввод жилья — на 9,4 процента. Необходимо заметить, что по индексу промышленного производства мы впервые за многие годы вышли в плюс и заняли первое место по Сибирскому федеральному округу. В сельском хозяйстве продолжается рост поголовья скота: КРС — на 2,8 процента, МРС — на 1,5 процента. Грантовую поддержку получили 67 начинающих фермера. Число племенных хозяйств возросло на 5 единиц и достигло 33. В результате увеличилось племенное поголовье оленей на 48 процентов, лошадей — на 14, яков — на 3, овец и коз — на 2 процента. В 8 хозяйствах продолжается разведение специализированного мясного скота герефордской породы, общее поголовье достигло 1100 голов. Введены в эксплуатацию 2 линии по забою скота и 8 мини-цехов по переработке молока. 

В течение последних трёх лет мы ставили перед собой задачу по поддержке местного товарного производства. Поэтому считаю исключительно важным рост по итогам 2014 года производства сельскохозяйственной продукции. Так, увеличилось производство: цельномолочной продукции — на 10 процентов, сметаны — на 3,8 процента; макаронных изделий — на 36,8 процента; питьевой воды — на 54,3 процента; мяса и субпродуктов — на 37,4 процента; колбасных изделий — на 11,4 процента. Очевидная положительная динамика приведённых показателей — прямой результат второго года реализации проекта «Одно село — один продукт». Его ак­туальность существенно возрастает в услови­ях импортозамещения и повышения продовольственной безопасности. И поэтому, как я уже отмечал в своём Послании, мы пролонги­ровали его на 2015 год. Дальше видно будет.

Уважаемые коллеги! Хочу особо подчеркнуть, что положительные итоги юбилейного года — это не только наша внутренняя оценка. В рейтинге среди регионов Сибир­ского федерального округа наша респу­блика по основным показателям социально-экономического развития занимает лиди­рующие позиции. Мы, как я уже упоминал, на 1 месте по росту промышленного производства, объема строительных работ и объема платных услуг населению, на 2 месте — по росту инвестиций в основной капитал, обороту розничной торговли, темпу роста среднемесячной заработной платы, на 6 месте — по производству продукции сельского хозяйства. Объем инвестиций в основной капитал к внутреннему региональному про­дукту в 2014 году оценивается в размере 37 против 31 процента в 2013 году (по стране в 2013 году — 20,8, по СФО — 28,4 процента). Уровень инфляции в республике самый низкий среди регионов округа — 105,6 процента (РФ — 107,8 , СФО — 107,2 процента). 

Уважаемые коллеги! Самое большое влияние подготовка к юбилею оказала на строительную отрасль, став мощным стимулом для её развития. В строительный комплекс нам удалось в 2014 году привлечь более 7,4 миллиарда рублей. По данному показателю мы, по сути, перешагнули исторический максимум последних 20 лет. Объём строительных работ в отчётном году возрос почти на 17 процентов. Рост очевидный, но и эти объемы нас никак не могут устроить, говорить о масштабном жилищном строительстве еще рано. Для этого есть, к сожалению, объективные причины. Они вам известны — пресловутый энергодефицит, отсутствие сравнительно дешевых железнодорожных перевозок и слабость местного производства строительных материалов. Для окончательного решения этих долгосрочных проблем нам всем вместе предстоит еще много поработать. 

За счет бюджетных средств в 2014 году введено после строительства и реконструкции 9 крупных объектов. Активно велась и ведется работа по строительству жилья для детей-сирот. В 2014 году построено 278 жилых помещений, в 2015 году планируется ввести в эксплуатацию еще 126. Объём финансирования этой важнейшей социальной программы постоянно увеличивается. Так, если в 2008 году на эти цели нами было направлено менее миллиона рублей, то в 2014 году из всех источников было про­финансировано уже 316,6 миллиона рублей. У самой незащищенной части наших граждан — детей-сирот — появилась надежда обрести собственный дом. Вместе с тем в реальной жизни к 2016 году мы должны обеспечить жильем 1229 сирот, а всего их у нас — 3,5 тысячи. Выход один — надо строить намного больше. И, что не менее важно, не­обходимо в кратчайшие сроки отладить взаимодействие всех уровней управления: республиканского, муниципального. 

Выделение земельных участков, качество строительства, подключение домов к электро- и водоснабжению. Все эти вопросы должны быть четко регламентированы, включая утверждение типового проекта дома. Строительство жилья для сирот — это не та сфера, где можно рассчитывать на сверхприбыль. Это наша общая ответственность и долг — помочь детям, которые лишены родительской поддержки. Именно здесь необходим депутатский контроль: над эффективностью работы муниципалитетов, строителей, прозрачностью и справедливостью продвижения очередников. Очень надеюсь на активную позицию депутатов в своих округах. 

Помощь в строительстве собственного жилья оказывалась многодетным семьям. Они включены в перечень категорий, имеющих право на приобретение льготной древесины и бесплатное предоставление земельных участков. За 2011–2014 года земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставлены 1297 семьям, имеющим трех и более детей. В том числе в отчетном году — 667 семьям, что в 1,7 раза больше по сравнению с 2013 годом. Наибольшее количество земельных участков выделено в Улуг-Хемском (492), Дзун-Хемчикском кожуунах (38), г. Ак-Довураке (49). Четкий механизм взаимодействия всех структур исполнительной и муниципальной власти, депутатский и общественный контроль должны действовать и при реализации других наших масштабных задач — при переселении из ветхого и аварийного жилья, строительстве детских садов. 

В отчетном году в системе дошкольного образования введено 3715 дополнительных мест, что позволило сократить численность детей, стоящих на очереди в детские сады, на 48 процентов к уровню 2013 года. Построено и реконструировано 16 детских садов на 1245 мест. Результаты есть, и сравнительно неплохие. Но мы должны быть реалистами. При нашем уровне рождаемости, самом высоком по стране, ликвидировать очередь в детские сады в 2016 году нам вряд ли удастся. Если мы не предпримем кардинальных усилий и неординарных решений. Во-первых, это привлечение инвесторов к государственно-частному партнерству. Именно это задача поставлена как основная создаваемому Агентству по привлечению инвестиций. Во-вторых, мы должны мотивировать на решение социального устройства своих работников крупные инвестиционные компании, работающие в Туве. Можно привести им в пример инвестиционные вложения Минобороны, которое подходит к возведению своих объектов комплексно: со строительством жилья, детских садов и школ. Мне могут возразить: что военное ведомство строит на бюджетные деньги. Я могу совершенно точно сказать: дело не в источниках финансирования, а в принципиальной установке на перспективу, на будущее. И у частного инвестора все эти затраты со временем окупятся в виде закрепления кадров, их здоровья и социального благополучия трудовых коллективов. 

И, в конечном счёте, в виде повышения производительности. И, наконец, в-третьих. Нужны креативные подходы, многообразие форм дошкольного образования, включая небольшие частные дошкольные учреждения и семейные детские сады. Нужна инвентаризация всех подходящих помещений для их ремонта и обустройства детсадовских групп. Как это сделали в Дзун-Хемчикском и Эрзинском кожуунах. Здесь очень важна поддержка депутатского корпуса в качестве организации площадки для обмена хорошим опытом и законодательной мобильности, в частности, по внедрению наработок других регионов по эффективной поддержке негосударственных форм дошкольного образования. 

Конечная цель всех наших действий — повышение уровня жизни в республике. Показатели качества жизни населения по итогам 2014 года улучшились. Денежные доходы на душу населения увеличились на 3,4 процента и составили 13928 рублей. Общая численность безработных граждан составила 17,9 тысячи человек, что на 25,9 процента меньше соответствующего периода 2013 года. Численность официально зарегистрированных безработных к концу года составила 5,8 тысячи человек и в сравнении с 2013 годом снизилась на 3 процента. В 2014 году в рамках реализации майских указов Президента страны на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы дополнительно было направлено 728,2 миллиона рублей. Средняя заработная плата по республике увеличилась на 8,2 процента и составила 27760 рублей. Заработная плата увеличилась и по отдельным категориям бюджетников: в образовании — на 12,9 процента; в здравоохранении — на 8,5 процента; в культуре — на 22,2 процента; в науке — на 11,6 процента; в социальном обслуживании — на 6,1 процента.

Исходя из текущих реалий, Президент дал право регионам пересмотреть «дорожные карты» по повышению заработной платы бюджетникам, самим оценить свои возможности. Думаю, что если мы и пойдём на корректировку, то она будет минимальной. Вместе с тем, учитывая непростую экономическую ситуацию, нам не стоит рассчитывать на существенную поддержку из федерального бюджета. Необходимо ориентироваться на внутренние резервы. Они у нас есть. Особенно в сфере общего образования. Нам так и не удалось добиться здесь существенной структурной оптимизации. Речь не идет о сокращении школ или педагогов. Речь идет о выявлении и сокращении неэффективных, неразумных расходов. 

В 2014 году мы утвердили единые нормативные правила о том, во сколько раз заработная плата руководства школ должна превышать заработную плату рядовых учителей. Для этого ввели коэффициент кратности. Разумным должно быть число заместителей директоров школ, обслуживающего технического персонала, закупочная политика минобразования. Все эти процессы должны быть понятны, прозрачны и контролируемы. Это касается не только образования, но и здравоохранения, социального обслуживания. Как вы помните, в Послании мы поставили задачу сократить расходы за счет неэффективных затрат на 5 процентов. То же самое порекомендовали сделать муниципалитетам. Однако развитие ситуации заставляет нас повысить уровень экономии, так как расходные статьи федерального бюджета за исключением социальных обязательств сокращаются на 10 процентов. 

Общий объем доходов консолидированного бюджета в прошедшем году составил 22 миллиарда 633 миллиона 600 тысяч рублей, из которых доля безвозмездных поступлений из федерального бюджета составила 75,3 процента. Сказалась большая федеральная поддержка в юбилейный год. Вместе с тем на 5 процентов приросли и собственные доходы нашего бюджета. Больше половины бюджетных расходов (56,3 процента) исполнялось в рамках государственных программ. Консолидированный бюджет рес­публики оставался достаточно сбаланси­рованным, что отмечается и Минфином России. Государственный долг за 2014 год снизился на 180,2 миллиона рублей за счет погашения коммерческих кредитов и сокращения государственных гарантий. Республика стала шестой среди регионов Российской Федерации по снижению долга, уменьшив его на 8 процентов. Вошла в первую «двадцатку» субъектов России, которым удалось максимально снизить уровень долговой нагрузки на бюджет, отношение заимствований республики к собственным доходам сократилось за год на 11 процентных пункта. 

Переходя к задачам 2015 года, нужно, прежде всего, сказать несколько слов о мерах по стабилизации социально-экономического положения. Сокращение неэффективных затрат и государственного долга республики повышает устойчивость её бюджетной системы, что является краеугольным камнем стабилизационных мер. Среди мероприятий разработанного правительством Плана особое место занимает задача по повышению продовольственной безопасности республики. Её решение мы видим в реализации кластерного подхода в развитии агропромышленного комплекса. Его ключевыми отраслями определены мясное и молочное скотоводство, овощеводство. Среди первоочередных задач создание сети оптово-распределительных центров, увеличение поголовья молочного стада, ввод в эксплуатацию цехов по промышленному забою скота и первичной переработке мяса, организация производства продукции пантового мараловодства. Указанные меры позволят заместить на потребительском рынке ввозимую продукцию товарами собственного производства. Для улучшения предпринимательского климата в республике необходимо внести ряд изменений в региональное законодательство.

Уважаемые коллеги! Нам предстоит большая и напряжённая совместная работа по созданию своеобразной «антикризисной» законодательной базы. Это касается введения двухлетних «налоговых каникул» для всех впервые зарегистрированных предпринимателей в сфере производственных и бытовых услуг. Это касается снижения с 6 до 1 процента ставки налога по «упрощёнке», с 15 до 7,5 процента — ставки единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также расширение перечня видов деятельности по патенту. В частности, его планируется дополнить личными подсобными животноводческими хозяйствами. Это значит, что хозяева подворий, купив патент, смогут рассчитывать на государственную поддержку.

Большие ожидания вызывают планы федерального правительства по патентованию самозанятости. Как только будет сформирована федеральная законодательная база по данному вопросу, нам нужно будет без всяких проволочек адаптировать её к нашим республиканским нуждам. По моему твёрдому убеждению, патент самозанятости — очень хороший механизм и повышения деловой активности, и борьбы с безработицей. 

Уважаемые депутаты! В целом нам всем необходимо настроиться не только на напряжённую совместную законотворческую работу, но и предельно повысить оперативность принятия согласованных решений. Ни в коем случае нельзя повторить ошибок кризисного 2008 года, когда из-за правовых проволочек и нестыковок мы опаздывали с принятием очень важных решений, оформлением бюджетных заявок. Сегодня мы не говорим о кризисе, но и отрицать трудностей, которые переживает наша страна, нет никакого резона. Конкуренция за финансовые ресурсы очень жёсткая, и от того, насколько оперативно мы будем принимать свои решения, вносить законодательные инициативы, во многом будет зависеть наша успешность в отстаивании интересов республики. 

Вот один из примеров — в федеральном правительстве принято решение о выделении средств на создание в регионах овоще-хранилищ, оптово-распределительных центров. Деньги ещё не распределялись. Но в наших антикризисных мерах такое направление присутствует. Надо уже сейчас начинать предварительную проработку разных аспектов этого вопроса. И так по всем направлениям. Держать, что называется, «руку на пульсе», отслеживать все возможности, предлагаемые на федеральном уровне. Смелее выходить с инициативами, не разделяя ответственность между разными ветвями власти, не ожидая предложений от кого-то. 

В числе задач 2015 года я также хотел бы заострить ваше внимание на подготовке к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, реализации в республике планов Года российской литературы и объявленного нами Года народных традиций. В 2015 году, кроме уже упоминавшегося проекта «Одно село — один продукт», будет продолжена реализация губернаторских проектов «В каждой семье — не менее одного ребенка с высшим образованием», «Повышение роли мужчин-учителей в воспитании учащихся через совершенствование системы управленческих кадров образования», «Маршрут здоровья», «Спорт — во дворы». 

Очень большие задачи стоят перед нами, перед всем тувинским обществом в связи с подготовкой и проведением I Международного форума евразийской молодежи. Участники Форума обсудят одну из острых проблем народов Евроазиатского континента — как сохранить свои традиции, культуру в быстро меняющемся современном мире. Планов и задач на предстоящий период много. Крайне важно сохранить темп юбилейного 2014 года. Не растерять тот задел, который был нами наработан в период подготовки». 

После выступления Шолбан Кара-оол ответил на вопросы депутатов. Стоит отметить, что их было мало: как пояснила депутат Алдын-кыс Конгар, информация, представленная правительством, была исчерпывающей, кроме того, в работе, которая проводилась кабинетом министров, парламент принимал самое непосредственное участие. Глава республики подтвердил, что отчет правительства — это отчет о совместной работе обеих ветвей власти, исполнительной и законодательной. Поэтому, считает он, и держать ответ перед жителями республики министры и депутаты тоже должны вместе. Спикер Верховного Хурала Кан-оол Даваа полностью поддержал Шолбана Кара-оола: депутаты примут активное участие в поездках коллег из правительства с отчетами перед населением. Верховный Хурал большинством голосов одобрил отчет Правительства республики о деятельности в 2014 году. Глава Тувы поблагодарил депутатов за позитивную оценку. 

Завершая рассмотрение вопроса о правительственном отчете, Шолбан Кара-оол подчеркнул, что заседание проходит в знаменательный день — день воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. «Воссоединение с Крымом было и остаётся нашим осознанным выбором. Мы гордимся твёрдостью и последовательностью Президента страны Владимира Владимирович Путина и министра обороны, нашего земляка, героя России Сергея Кужугетовича Шойгу! Наш народ никогда не боялся никаких трудностей», — заявил он.