Глава Тувы предложил рассмотреть вопрос о создании Енисейской территории опережающего развития.
Красноярский экономический форум отличается остротой дискуссий, в ходе которых участники откровенно и даже эмоционально высказывают свою точку зрения. Федеральные руководители могут не соглашаться с главами регионов или наоборот, а представители бизнеса иметь совершенно иную позицию. Но никаких обид и взаимных обвинений. Главная цель — услышать друг друга и прийти к общему выводу. В этом году, в рамках XI Красноярского экономического форума, наряду с другими темами обсуждались и вопросы подготовки предложений по созданию «территорий опережающего развития» в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, о которых заявил Президент РФ Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию.
Глава Тувы Шолбан Кара-оол принял участие в пленарной дискуссии «Территории опережающего развития — восточный экспресс», участниками которой стали представители региональных и федеральных органов власти, ведущие российские и зарубежные эксперты, руководители крупнейших предприятий и финансовых организаций России. Обсуждалось, какими должны быть критерии определения территорий опережающего развития, которым предполагается оказание серьезной государственной поддержки в виде налоговых каникул для инвесторов, льготной ставки страховых взносов, упрощенной процедуры подключения к электросетям, получения разрешения на строительство и др. Рассматривался опыт зарубежных стран.
— Впечатления, на первый взгляд, весьма противоречивые, — отметил глава Тувы на итоговом совещании с участием руководителей регионов под руководством полпреда Президента РФ в СФО Виктора Толоконского. Прежде всего, обеспокоенность вызывает то, что проект по созданию территорий опережающего развития коснется преимущественно уже развитых регионов. Также считает губернатор Забайкальского края Константин Ильковский. По мнению региональных руководителей, не совсем правильно сегодня усугублять депрессивность проблемных регионов, которые наиболее нуждаются в стартовых условиях, в особой поддержке государства. «Поэтому сейчас, когда идет активная разработка нормативной базы, определяются критерии для придания каким-либо территориям статуса зоны опережающего развития, важно защищать интересы таких регионов, как Республика Тыва», — считает премьер Шолбан Кара-оол.
Глава Тувы обозначил принципиально важные, на его взгляд, подходы при создании территорий опережающего развития.
«Одним из главных критериев должно стать наличие приоритетного проекта развития, прошедшего все бюрократические согласования и госэкспертизу, наличие конкретного инвестора, готового его реализовывать и уже вложившего в проект внушительную сумму средств. То есть такой проект, который прошел так называемую точку невозврата и должен быть обречен на реализацию. В этом отношении у Тувы есть хороший результат на примере проекта строительства железной дороги «Кызыл — Курагино» в увязке с освоением Элегестского угольного месторождения, — подчеркнул глава республики Шолбан Кара-оол. — В этой связи я бы предложил рассмотреть вопрос о создании Енисейской территории опережающего развития. Ведь положительный эффект от строительства железнодорожной ветки «Кызыл — Курагино» получает по сути не отдельно взятый регион, а целый кластер. Большая часть этой ветки проходит по территории Красноярского края, который сможет активно осваивать свои южные месторождения. Проект «Кызыл — Курагино» способен дать как самой Туве, так и соседним регионам тысячи новых рабочих мест, миллионы дополнительных доходов, приток инвестиций в качество жизни людей. И если на базовых площадках Тувы, Хакасии, Красноярского края будет создана Енисейская территория опережающего развития, то появится высокий шанс получить те самые преференции государства».
Шолбан Кара-оол еще раз особо отметил, что Тува и ряд сибирских регионов должны занять достойное место в экономическом пространстве страны. А люди, обживающие крайне суровые территории Сибири, заслуживают поддержки. Не совсем правильно относить к территориям опережающего развития только те регионы, которые уже имеют определенную социальную обустроенность. Кроме того, вызывает настороженность разрабатываемая программа по содействию перемещению людей к новым местам работы в других регионах, если в родных городах и селах имеется нехватка рабочих мест.
«Для Тувы и в целом Сибири такой проект контрпродуктивен, — заявил Шолбан Кара-оол. — С таким подходом мы можем прийти к тому, что обживать огромные пространства Сибири и разрабатывать ее недра будет просто некому. Тем более, нельзя опустошать приграничные территории. И я, например, искренне благодарен своим землякам, которые живут в Туве, особенно в селах, расположенных вдоль российской границы. Не покидают они свои места преимущественно из патриотических чувств. Мы обязаны вместе улучшить их качество жизни и обеспечить экономический рост Туве как одному из самых перспективных регионов Сибирского федерального округа».
Приоритетность для федеральных властей проекта «Кызыл — Курагино» подтвердил и вице-премьер России Игорь Шувалов, осмотревший на XI Красноярском экономическом форуме экспозицию Тувинской энергетической корпорации Руслана Байсарова. Со своей стороны, инвестор и власти Тувы активно взаимодействуют в вопросах реализации железнодорожного проекта. КЭФ — одна из эффективных площадок для его продвижения.
По предварительным данным, железнодорожная магистраль Кызыл — Курагино уже в марте может получить визу на начало госфинансирования из фонда национального благосостояния РФ.
Долаана САЛЧАК