Тувинская правда 12+

Шолбан КАРА-ООЛ: Транспортная триада — основа экономики Тувы и всей Сибири

5 июля 2018
757

В свежем номере московского журнала «Дороги и транспорт» опубликовано интервью с Главой РТ, председателем Совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» Шолбаном Кара-оолом. Не сомневаемся, что оно будет интересно и для нашего читателя.

В день, когда Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал указы о назначениях в новом правительстве страны, Глава Республики Тыва Шолбан Кара-оол оставил в своем блоге примечательную запись: «Наш Президент требует прорывных решений. Полноформатного выполнения майских указов. Разработку и воплощение в жизнь таких суперпроектов, каким стал Крымский мост. Реализации планов подъема экономики страны, нашей Сибири и соседа — Дальнего Востока. В полный рост встает ускорение процессов разворота России на Восток. Здесь особенно надеюсь на адресную поддержку со стороны нового кабмина мегапроектам нашей «Енисейской Сибири». Задача для Тувы в этом мегапроекте грандиозная — прорубить «окно возможностей» в страны АТР».

В привязке к Туве и всей Сибири, «окно возможностей» — это транспортные коридоры: железнодорожный, автомобильный и авиационный. Для Главы Тувы настоящее и будущее экономического благополучия Сибири, в первую очередь, связано с развитием именно этой «транспортной триады». Своими мыслями на этот счет он любезно поделился с нами.

Шолбан Валерьевич, главным событием недавнего Красноярского экономического форума стало подписание главами регионов-соседей — Красноярского края, Тувы и Хакасии — соглашения «Енисейская Сибирь». Этот проект поддержал Президент России. Какую роль играет в нем транспортная составляющая?

— «Енисейская Сибирь» — это модель пространственного развития, основа для отработки взаимоувязанных направлений и технологий опережающего развития сибирских регионов. В первую очередь, чтобы использовать потенциал и возможности Сибири на экономическом пространстве Евразийского континента. А также с целью расширения торгово-экономических отношений с южными соседями — Монголией и Китаем. Именно через эти страны для регионов Сибири, да и для России в целом, открывается дополнительный выход на весь Азиатско-Тихоокеанский регион с колоссальными возможностями его рынков. На этом направлении видится реальная возможность решения «задачи столетия» — поворота вектора развития нашей страны на Восток. Понятно, что без решения транспортных вопросов осуществить эту историческую миссию не получится.

Возьмем, к примеру, Туву. Нашу республику часто называют «нераскрытой шкатулкой». На карте полезных ископаемых здесь можно найти практически все элементы периодической таблицы Менделеева: золото, серебро, медь, ртуть, молибден, свинец, цинк, кобальт, никель, алюминий, литий, а также другие редкие металлы и полезные ископаемые. Значителен и угольный потенциал республики: более 16 млрд. тонн коксующихся каменных углей марки «Ж», столь необходимых в металлургии. С одной стороны, есть богатейшая минерально-сырьевая база, способная оказать влияние на развитие региона, а с другой — нет соответствующей этому потенциалу транспортной инфраструктуры и логистики. Транспортная изолированность от остальной России, отсутствие транспортных коридоров в соседние страны — вот главный тормоз для дальнейшего экономического развития Тувы, а вместе с ней и других регионов Сибири.

Тува является особенным эколого-природным, культурным и археологическим местом на туристической карте России и мира, настоящей «сибирской жемчужиной». Туристический потенциал республики обширен и уникален. Сегодня регион посещает около 70 тысяч человек в год. По мнению специалистов в сфере туристического бизнеса, к концу следующего десятилетия мы могли бы увеличить количество туристов в десятки раз — до 1–1,5 млн. человек в год — как из России, так и из других стран. Эта цель вполне достижима за счет создания новой транспортной схемы — железной дороги, строительства и прокладки автодорог между регионами Сибири, расширения авиасообщений с городами России, открытия международных авиалиний.

Туву называют «новыми воротами» в Азию. В мае представительная делегация Вашей республики совершила рабочую поездку в Монголию. Обсуждались ли транспортные проекты? Каковы итоги переговоров?

— По итогам переговоров в Улан-Баторе достигнуто полное взаимопонимание по ключевым вопросам российско-монгольского сотрудничества. В первую очередь — по вопросам транспортных коридоров. Монголия проявляет заинтересованность в создании общих транспортных систем и делает в этом направлении немало конкретных шагов. Например, развивает сеть автомобильных дорог, ориентируясь на Россию. Здесь, в частности, идет строительство автотрассы от Улан-Батора до Улаангома, в направлении российского пункта пропуска Хандагайты. Ранее нашими усилиями на этот КПП была переориентирована федеральная трасса «Енисей». Сейчас по обе стороны границы ведутся работы по приданию многостороннего статуса пункту пропуска и приведению дороги к соответствующим стандартам. В ходе нынешнего визита обсуждалась возможность продолжения дороги на китайско-монгольскую границу, что позволит открыть кратчайший автомобильный выход для регионов «Енисейской Сибири» в Китай.

Вы говорите о проектах новых транспортных коридоров. На какой стадии сегодня находится их реализация?

— Основа основ — железная дорога по линии Кызыл — Курагино. Недавно Правительство РФ выпустило распоряжение о заключении концессионного соглашения в отношении строительства объектов инфраструктуры этой линии. На высшем уровне подтверждена серьезность намерений довести до конца строительство железной дороги, которая обеспечит прямой выход на Транссиб. В этом случае станет возможным выход регионов России — не только «Енисейской Сибири», но и в целом Сибири и Дальнего Востока — на азиатские рынки. В свою очередь, тувинская ветка обеспечит Монголию и Китай новым коридором на разветвленную сеть российских железных дорог. Работы начнутся уже в конце 2018 года, дорогу планируют ввести в эксплуатацию в 2023 году.

— А как к этому проекту относится наш большой сосед Китай?

— Два года назад в Пекине состоялись трехсторонние консультации по вопросу реализации программы создания экономического коридора Россия — Монголия — Китай. Российская и монгольская стороны предложили проект северного железнодорожного коридора, идущего от Курагино, через Туву и Монголию, в китайские Пекин и Тяньцзинь. В августе 2017 года, во время обсуждения перечня проектов на трехсторонних консультациях в Москве, прозвучало, что Азиатский банк развития готов инвестировать в проект около 3 млрд. долларов. Присоединение к транспортным сетям Монголии и Китая превращает эту дорогу в самый короткий путь, ведущий из западной и центральной России к рынкам АТР. Транспортное плечо до ключевых центров деловой активности с разных сторон сокращается на тысячи километров.

Взаимный интерес представляет завершение и еще одного транспортного коридора. В столице Тувы после капитальной реконструкции заработал новый аэропортовый комплекс. За счет модернизации взлетно-посадочной полосы мы готовы принимать воздушные суда любых типов. Сейчас в тесной связке с Минтрансом РФ продвигаем вопрос включения аэропорта в перечень международных, а также открытия многостороннего пункта пропуска. После этого Тува сможет расширить географию полетов в Монголию (Улан-Батор, Улаангом) и Китай (Пекин, Урумчи). Модернизация аэропорта открывает для нас новые возможности и по развитию внутренних авиаперевозок на таких направлениях, как Москва, Новосибирск, Иркутск, Красноярск, Горно-Алтайск, Барнаул и Абакан.

Еще одна составляющая транспортной триады — автомобильный коридор Красноярск — Абакан — Кызыл. Через КПП «Хандагайты-Боршоо» он ведет в монгольские города Улаангом и Ховд, и далее — в китайский Урумчи. Для автотранзита из Красноярска, Хакасии и других регионов получается крайне выгодный и перспективный маршрут в Китай — через Туву и Монголию. Это еще один важный проект, представляющий большой интерес для регионов «Енисейской Сибири». Мы серьезно продвинулись в его реализации. Благодаря нашей настойчивости, изменен маршрут федеральной трассы «Енисей» на стратегически более выгодный западный выход к границе с Монголией. Это открывает большие перспективы для экспорта продовольственных и промышленных товаров из регионов «Енисейской Сибири».

— В марте текущего года Вас избрали председателем Совета Межрегиональной Ассоциации «Сибирское Соглашение». Насколько ваши коллеги-губернаторы заинтересованы в «транспортной триаде»?

— Год назад мы инициировали идею «Енисейского Меридиана», ставшего, по сути, прообразом и основой транспортных проектов «Енисейской Сибири». Направление по параллелям в нашей стране развито — достаточно упомянуть один Транссиб. Мы же предлагаем создать новую конфигурацию стратегических транспортных потоков, дополнив их в меридиональном направлении. Сибирь связывает между собой транспортную и логистическую инфраструктуру европейской, центральной и восточной части России, которая имеет выходы, как на Европу, так и на АТР. В западной и центральной части Сибири ключевые транспортные узлы — это Новосибирск и Красноярск, в восточной — Иркутск с выходом через Забайкалье и Дальний Восток на восточную часть АТР. Убежден, что потенциал и возможности этой транспортной системы могут быть существенно расширены за счет Тувы, которая замкнет транспортный треугольник с юга, в меридиональном направлении, с еще одним — кратчайшим — выходом на Монголию и Китай. Кстати, заинтересованность в подобных транспортных моделях может быть и у таких северных регионов России, как Тюменская область, богатых нефтью и газом, но также испытывающих дефицит транспортных коридоров к центральной оси «материка». Наши проекты могут стать для коллег по МАСС как драйвером развития, так и интересным опытом, примером развития транспортных схем в меридиональном направлении.Что же касается заинтересованности ближайших соседей, то она очевидна — знаю об этом из первых уст, от самих губернаторов. За счет расширения и связывания межрегиональных дорог мы усилим транспортные, экономические, социальные и историко-культурные связи Красноярского края, Кемеровской и Новосибирской областей, Алтайского края, республик Тува, Алтай и Хакасия. Откроем, наконец, новые возможности для сотрудничества и реализации перспективных инвестиционных проектов со всеми регионами Сибири и в целом Российской Федерации.

Журнал «Дороги и транспорт», № 5–6 (57), 2018

asdf asdf asdf