В мае Туву посетила делегация Правительства РФ во главе с министром экономического развития России Максимом Орешкиным. Чиновники тщательно изучили экономическую ситуацию в регионе и дали свои рекомендации по развитию республики, пообещав, что результаты этой работы не останутся «на бумаге». Интервью главы Тувы Шолбана Кара-оола "Интерфаксу".
— Шолбан Валерьевич, Туву посетила большая делегация Правительства России. С какой целью она прибыла в регион?
— Главная задача всех действий, которые сегодня предпринимаются Правительством РФ в отношении Тувы, включая прошедшее совещание — сделать так, чтобы республика могла конкурировать с другими территориями страны. Для этого предстоит выровнять базовые инфраструктурные условия, которые нужны для нормальной жизни, а в первую очередь — для развития предпринимательства. Вот вы бы поехали делать бизнес туда, где электроэнергия в полтора раза дороже, чем по всей стране; где экстремальный климат, мало асфальтированных дорог и где нет железной дороги, а потому товары недешевы. Вы, наверное, не рискнули бы, а мы здесь родились и живем. Для более 300 тысяч человек — это родина, и мы хотим, чтобы для жизни она была не хуже, чем любой другой регион. Наша страна должна быть заинтересована, чтобы здесь жили люди, потому что это, между прочим, граница России, а границы всегда надо держать населенными — это лучший замок.
— Какой помощи ждет правительство Тувы от федерального центра?
— Тувинская экономика и бизнес должны иметь всё то же, что есть у любого предпринимателя в Подмосковье, на Ставрополье или в Красноярске. Сюда входят: доступность коммерчески выгодного транспорта, энергоресурсов, финансовых средств, развитость транспортной сети и т. д. Большинство из этих условий может обеспечить только государство, поскольку бизнесу они не под силу.
До сих пор федеральный центр долгое время пытался компенсировать таким регионам, как наш, отсутствие всех этих условий деньгами. Делалось это в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Но эффекта подобных мер, если говорить откровенно, хватало — как говорят в народе образно — только на поддержание штанов. Вместо того чтобы дать удочку, нам давали уже выловленную, почищенную и готовую к употреблению рыбу.
Кстати, практика эта не нова. Она существовала со времен СССР. Ведь проект железной дороги рассматривался, начиная с 50-х годов. Дважды — в 1974-м и 1984-м — принимались решения. Но все время что-то мешало их реализовать. Находились обстоятельства или люди, которые убеждали, что дешевле дать республике денег. И давали, правда, в завуалированной форме. Продукцию, которая производилась Тувой, государство централизованно закупало по завышенным ценам, включающим все издержки, в том числе, на отсутствие железной дороги. Пока экономика была плановой, это работало. Но система рухнула вместе с Советским Союзом, когда все хозяйство республики посыпалось. Развалились тут же горные комбинаты — кобальтовый и асбестовый. Совхозы просто растворились — скот перешел в частные руки. В голодные 90-е годы годы его почти весь «пустили под нож».
С таким отрицательным балансом республика вошла в рынок, скатившись на послевоенный уровень. Да, вся страна была в глубоком минусе. Но у других регионов были хотя бы дороги, летали самолеты, сохранились большие заводы, а здесь из предприятий, по большому счету, остался только угольный разрез, поскольку надо было топить ТЭЦ, котельные и печки. Так что наш минус — это минус в 10-й степени, если не больше.
— Что же надо сделать республике, чтобы выйти из минуса?
— Надо как минимум усилие — такое же по мощи, ресурсам и времени. То, что мы могли сами — мы сделали, и — я считаю — много сделали. Не буду говорить про железную дорогу и другие проекты, к которым пришлось приложить руку. Скажу про сельское хозяйство, строительство и часть транспортной инфраструктуры, которые являются зоной исключительно нашей ответственности. Наши кураторы от федеральных министерств, включая главу минэкономразвития Максима Орешкина, посмотрев динамику в десятилетней ретроспективе, признали, что Тува серьезно постаралась и подтянулась в этих сферах. Изменилась структура экономики, например, сельского хозяйства. На первый план мы выдвинули мясное животноводство, сосредоточив на этой сфере инвестиции, организационные меры и господдержку. В итоге получилось двукратное увеличение поголовья.
Некоторые наши эксперименты вроде проекта «Кыштаг для молодой семьи» Минсельхоз РФ даже взял на вооружение как модель вовлечения населения в агробизнес. По прогнозам специалистов министерства, при грамотной и массированной поддержке животноводства в ближайшую пятилетку общее поголовье скота в республике можно увеличить не менее чем в три–четыре раза.
— Какие, на ваш взгляд, нужно предпринять меры, чтобы поддержать те области экономики, которые Туве удалось «подтянуть» самостоятельно?
— Стоит пересмотреть механизмы распределения ряда субсидий в пользу Тувы. В силу своей специфики на половину из них мы до сих пор не могли даже претендовать. К примеру, молочное животноводство в России принято поддерживать при условии, если у хозяйства не менее 10 тысяч голов. Но в Туве невыгодно держать такие огромные коровники, поскольку зимы здесь суровые и длинные. Помещения для скота должны быть рассчитаны максимум на 200 голов.
Похожих нестыковок в распределения финансовой помощи — десятки. Они — не только по линии АПК, но и по другим отраслям. В строительстве, скажем, занижен норматив стоимости одного квадратного метра. Из-за этого любой объект попадает на торги по цене ниже рыночной. Естественно, что нормальный честный строитель на заведомо убыточный подряд не пойдет. В результате получалось, что на тувинские стройки слетались авантюристы и аферисты, которых потом приходилось искать с полицией. Они не давали работать нашим строительным компаниям, а сами безбожно портачили. Надеюсь, эта ошибка все-таки будет исправлена. Во всяком случае мы договорились с Минстроем РФ, что для Тувы и похожих по условиям регионов нормативы стоимости объектов нового строительства все-таки пересмотрят, приблизив к реалиям, по крайней мере, для социального жилья. Тогда к Туве будет интерес со стороны добросовестных застройщиков, но самое главное — местные компании получат шансы бороться за подряды. Для них это возможность укрепить и расширить свой строительный комплекс, создать новые предприятия и рабочие места, снизить себестоимость строительства.
Вместе с тем важно понять еще одну вещь: не ради очередной льготы или дополнительных дотаций мы добивались того, чтобы Тува стала индивидуальным проектом правительства России. Весь его смысл как раз в обратном — открыть республику для частных инвесторов и инвестиций. Сегодня более 70 процентов всех работающих в Туве — это бюджетники, и лишь 15 — 20 процентов занимаются предпринимательством. Хотя должно быть наоборот, и только тогда у республики появятся свои доходы и основа для развития. Она, соответственно, будет требовать помощь в меньших объемах, а со временем, я уверен, сама сможет помогать.
— Какие ниши, на ваш взгляд, в Туве может занять малый и средний бизнес?
— Полагаю, что бизнесу у нас есть, где развернуться. Только коксующегося угля более 20 млрд. тонн, богатейшие месторождения меди, редкоземельных и драгоценных металлов, других полезных ископаемых, уникальные возможности для развития активного туризма — это только то, что лежит на виду.
Есть еще один плюс, который Тува может записать на свой счет уже сейчас. Нам удалось-таки не просто убедить федеральное правительство в том, что неправильно стричь всех под одну гребенку. Россия велика, но она была, есть и будет очень разная. В чем мы можем и должны ее подтя-нуть — в условиях жизни, если, конечно, не хотим, чтобы россияне всем миром переехали в Москву или Питер.
Но для этого поступать надо соответственным образом, сообразуясь со спецификой каждого региона. Сегодня наше правительство начало не только говорить об этом, но и действовать, начав с нас — с Тувы. Получился в определенном смысле эксперимент, «пилотный проект», я уверен, что он будет успешным.