Тувинская правда 12+

Шолбан КАРА-ООЛ: «Президентский курс на азиатско-тихоокеанский регион должен наполняться конкретными делами»

7 октября 2017
960

ИНТЕРВЬЮ ГЛАВЫ ТУВЫ ШОЛБАНА КАРА-ООЛА ГОСТЕЛЕРАДИОКОМПАНИИ «ТЫВА»

— Шолбан Валерьевич, главными событиями сентября стали ваши международные контакты. Сначала официальная встреча с Президентом Монголии на Восточном экономическом форуме, потом поездка в Китай в качестве представителя России. Если не секрет, какие вопросы обсуждались на этих встречах? В частности, с г-ном Баттулга?

— Спасибо за пристальное внимание к моей работе. Это всегда держит в тонусе. Конечно, встречи такого уровня готовятся заранее. Мы прорабатывали их в рамках заявленного президентом РФ курса на азиатско-тихоокеанский регион, который должен наполняться конкретными делами. Я благодарен господину Баттулга за то, что он посчитал возможным эту встречу провести здесь, в России. Пожалуй, это была первая его официальная встреча с региональными лидерами России. Я этим тоже очень горжусь.

Разговор с главой Монголии прошел в очень дружеской обстановке. Мы ведь были знакомы еще по предпринимательской деятельности в 90-х. Честно говоря, я сомневался, помнит ли он об этом. Но г-н Баттулга начал беседу именно с того, как мы впервые познакомились в Улан-Удэ. Словом, президент Монголии оказался близким мне по духу человеком, с которым можно говорить обо всем откровенно.

Конечно, в нашей беседе поднимались вопросы, касающиеся общих интересов России и Монголии. В частности, о том, что мы оба можем сделать в рамках одобренных президентом РФ российско-монгольских проектов, а также поддержанной им инициативы китайского лидера Си Цзиньпиня о строительстве транснационального коридора «Один пояс — один путь». Речь идет о строительстве транспортной инфраструктуры, прежде всего, дорог между нашими странами, а это, как известно, основа основ экономического роста. 

Эти проекты появились в 2016 году в Ташкенте, где наши лидеры подписали меморандум. В соглашение вошло более 30 проектов, том числе два варианта строительства железной дороги, которая должна пройти по территории Тувы и западной Монголии — Северный и Западный. Северный маршрут планируется через Кызыл — Эрзин — Цагаан-Тологой — Эрдэнет — Улан-Батор с выходом на пекинскую магистраль. Западный спроектирован от Кызыла в сторону Овюра, через аймаки Увс и Ховд на китайский транспортный узел Урумчи.

Оба пути объявлены в числе приоритетов проекта «Один пояс — один путь». Для Тувы это возможность форсировать их, чтобы сократить время превращения документов и намерений в реальные дела и договоры. Тем более, что причины активизироваться у нас с монгольским коллегой есть. Дело в том, что на недавнем заседании межправительственной комиссии в Москве китайская сторона поддержала Центральный железнодорожный проект, который проходит через Кяхту и Улан-Батор на Пекин. От Северного и Западного направлений, представляющихся наиболее предпочтительными для Тувы и западных аймаков Монголии, представители КНР воздержались.

Поэтому я посчитал необходимым сверить позиции с г-ном Баттулга и убедить его в необходимости лоббирования на уровне межправительственной комиссии именно этих двух вариантов. На мой взгляд, выгоды их как для Монголии, так и для Тувы очевидны. Тем более, что Россия, в том числе и усилиями Тувы, уже предприняла в развитие именно такого сценария ряд важных шагов.

Во-первых, это строительство газопровода «Сила Сибири» в КНР с российского севера до китайского Синьцзяна. Кстати, для Тувы, как и Монголии, это на сегодня единственный реальный шанс газифицироваться, поскольку труба проляжет в считанных десятках километров от наших территорий, через алтайский Кош-Агач.

Второе. Я попросил г-на Баттулга обратить внимание на усилия российской стороны, связанные с развитием автомобильной сети, — в частности, на изменение маршрута федеральной трассы М-54 в направлении таможенного пункта Хандагайты — Боршоо. Теперь ничего не мешает открыть КПП для третьих лиц, что позволит в разы увеличить его оборот. Это большой плюс для обоих регионов. Тем не менее, дело с изменением статуса перехода на многосторонний требует дополнительных усилий. Здесь нужны совместные действия и воля. И они делаются. Монголия в этом году открыла границу с Китаем для граждан и грузов из других государств. Мы тоже готовы к аналогичному шагу — с этого года Росграница начинает модернизацию таможенных терминалов, а в 2018-м приступим к перезагрузке их статуса. Не за горами тот день, когда откроется автотранзит между тремя государствами, которым смогут пользоваться все страны. Уверен, что он оправдается мощнейшим подъемом малого и среднего бизнеса, поскольку именно автомобильные, а не железнодорожные перевозки остаются его единственным средством развития ввиду малых объемов торговых операций.

Обсуждалась с президентом Монголии и тема авиационного сообщения между нашими регионами. У нас общие корни. Тува в древности была территорией движения многих народов Азии, здесь и гунны, и уйгуры, и скифы. На мой взгляд, сегодня роль геополитического медиума возвращается к нам. Мы являемся той территорией, которая способна придать новый импульс взаимоотношениям России, Монголии и Китая.

В контексте этой задачи мы завершаем еще один инфраструктурный проект — реконструкцию взлетной полосы аэропорта Кызыла. Скоро в нем будет развернут, надеюсь, пункт таможенного и пограничного контроля, аэропорт получит международный статус. Это реальная перспектива открыть рейсы между Улан-Батором и Кызылом, для начала хотя бы чартерные.

Надо сказать, что г-н Баттулга с интересом отнесся к этой идее. Прямо при мне он поручил министру транспорта Монголии установить контакты с нами по этому вопросу. Будем вместе работать над реализацией авиапроекта. Где-то в январе-феврале у нас должна состояться первая встреча по наработкам, которые будут достигнуты по итогам нашей с Баттулга встречи. Это второй круг вопросов, которые мы с ним обсуждали.

Кроме того, мы говорили о необходимости увеличения гражданского оборота между нашими странами, поскольку между нашими странами с недавнего времени действует безвизовый режим. Условия для этого есть: в Кызыле работает генеральное консульство Монголии. К более тесному общению располагает и тот факт, что на территории Монголии проживает много этнических тувинцев, есть даже целый тувинский сумон — Ценгел. Высказал президенту отдельную благодарность за сохраняемую властями Монголии возможность компактного проживания наших братьев, за поддержку их культуры, языка. Знаю, что в Улан-Баторе даже открыто телевещание для малых народностей и этнических групп. Кстати, главным редактором студии назначен парень, женатый на нашей землячке.

Контакты с братской Монголией с каждым годом расширяются. В нашем университете, если не ошибаюсь, получили диплом более 40 студентов из Монголии, являющихся этническими тувинцами. Ученый из Монголии, этнограф… К сожалению, запамятовал имя. Он у нас уже много лет работает, практически наш стал. В общем, нас очень много связывает, и это не эфемерные какие-то, а очень живые связи.

— Вы побывали в Китайской народной республике, где, как сообщили СМИ, также речь велась о сотрудничестве в рамках реализации программ создания экономического коридора. В Поднебесной встречи прошли в атмосфере такого же понимания и заинтересованности, как с президентом Монголии?

— Да, пекинская командировка тоже была продолжением все той же линии, которую задал президент Путин, определив разворот на Восток стратегическим условием экономического роста, особенно регионов Сибири. У Тувы в этой стратегии свое место. Те же наши угли, я уверен на сто процентов, крайне востребованы в Китае. Своих запасов кокса для промышленности им не хватает, более 700 млн. тонн угля именно таких марок, как тувинский, КНР экспортирует. Это ли не аргумент в пользу строительства железной дороги, проект которого Тува активно продвигает с 2007 года?

Я уж не говорю о том, что Китай, где живет 1,3 млрд. человек, сам по себе является огромным рынком для нашей экономики, для развития её внутреннего потенциала. Взять хотя бы наши, местные, проекты «Одно село — один продукт», «Кыштаг для молодой семьи» и другие. Они дали хороший всплеск предпринимательской инициативы, роста сельхозпроизводства. Мы на сегодняшний день обеспечиваем 70 процентов своей потребности в цельномолочной продукции. А ведь буквально недавно, вы помните, у нас на прилавках была сплошь привозная «молочка».

Есть прорыв, я считаю, по мясу. Например, Сут-Холь, Дзун-Хемчик, Монгун-Тайга — в общей сложности десять районов республики сами себя мясом полностью обеспечивают. Здорово! Но если не будем двигаться дальше, не будем расширять рынок сбыта, то это потолок. Год-два-три, и за ним покатимся в болото, в застой, если не хуже.

Как сделать так, чтобы люди, занимающиеся этим производством, шли дальше, добивались еще большей доходности? Я думаю, что путь к этому надо прокладывать и в сфере международных отношений. Чтобы мы выходили на тот спрос, который дает большую стоимость нашей продукции. В этом смысле внешняя политика России напрямую связана с вопросами развития Тувы. Вот почему для меня важно сделать все для продвижения международных проектов, прежде всего инфраструктурных, включая те, которые я уже назвал — железная дорога, автомобильное сообщение, таможня, международный аэропорт и другие.

В этом же ряду, добавлю, стоит проект создания энергетического коридора от Саяно-Шушенской ГЭС через Туву в сопредельные государства, о котором уже заявила Федеральная сетевая компания. Это не только вопрос безопасности энергоснабжения, но, прежде всего, экономической выгоды. ФСК, к примеру, готова свою прибыль от перетока оставлять Туве. А это означает появление у нас возможностей снижать энерготарифы для населения и бизнеса. Вы прекрасно знаете, сколько мы бьемся над тем, чтобы «Русгидро» предоставляло Туве такие же льготы, как соседней Хакасии — ведь водохранилище, питающее ГЭС, расположено и на нашей территории. Но до сих пор это были лишь слова. Если же появится транзитная энергетическая инфраструктура, то это уже основа для реальных переговоров и компромиссов. Так что и китайская поездка была очень тесно связана с интересами Тувы.

— Ваш визит в КНР вызвал довольно живой интерес у российских политологов. Некоторые увидели прецедент в том, что президент России, возможно, впервые уполномочил главу региона представлять страну в международных проектах. Это так и было?

— Это правда. Все международные контакты — это федеральные полномочия. Чтобы иметь возможность от имени России встречаться официальными представителями других государств, мне, конечно, необходимо было разрешение. Разумеется, были согласованы в определенных пределах и действия. Что я и сделал. МИД России дало «добро» и оказало всяческую помощь. Переговоры в КНР, например, мы вели вместе с Чрезвычайным и Полномочным Послом России в Китае. Очень благодарен ему за содействие и поддержку.

Так что именно благодаря этой поддержке состоялась важная встреча с одним из заместителей Государственного комитета КНР по развитию восточных территорий. Именно он, кстати, был участником того самого заседания трехсторонней межправительственной комиссии, где выяснилось, что Китай предпочитает развивать существующую железнодорожную ветку с Россией, а не строить новую дорогу через запад Монголии и Тувы. Моя информация о проекте «Кызыл — Курагино» оказалась новой для него. Он согласился, что тувинский проект, о котором здесь мало что знали, многое меняет во взглядах на инициативу главы Китая «Один пояс — один путь». После нашего обстоятельного разговора на эту тему он сказал, что в очередном туре обсуждений выскажется в пользу Северного и Западного железнодорожных проектов, которые предусматривают транзит через Туву.

Назым ДОРЖУ

asdf asdf asdf