Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Шолбан КАРА-ООЛ: «Мы хотим быть самодостаточным регионом»

29 ноября 2018
371

ГЛАВА ТУВЫ РАССКАЗАЛ «МОСКОВСКОМУ КОМСОМОЛЬЦУ» О РАЗВИТИИ В РЕСПУБЛИКЕ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ

В гостях у «МК» побывал глава Тувы Шолбан Кара-оол. Он рассказал о тех усилиях, которые власти республики прикладывают к ее инфраструктурному развитию. В том числе речь идет о железнодорожном и воздушном сообщениях между Кызылом, Москвой и остальной Россией. По словам главы Тувы, реализация проектов в короткие сроки позволит вывести регион из числа дотируемых и выведет ее на принципиально новый уровень экономического развития.

— Тува — отдаленный регион. И экономисты неоднократно отмечали, что для решения ее экономических проблем необходимо развитие транспортной инфраструктуры — железнодорожного сообщения и сети автомобильных дорог внутри республики. Знаю, что именно для обсуждения этой темы вы прибыли на форум «Транспорт России». Есть ли планы развития инфраструктуры?

— Во-первых, нужно убежать от разных клише, что Тува находится где-то далеко и недоступна. Россия большая, а мы находимся как раз в середине. Республика развивается со всей страной, меняются экономические условия, а значит, и доступность региона улучшается. Мы вошли в состав Российской Федерации в 1944 году. До этого мы были Тувинской Народной Республикой. Кстати, в 2019 году исполняется 75 лет добровольному вхождению. Из-за того, что в составе России мы находимся относительно недавно, есть ряд объективных проблем. Хакасия, Алтай и Красноярский край стартовали в рыночных условиях с совершенно других платформ, нежели Кызыл. Поэтому на их фоне, с точки зрения некоторых показателей, мы выглядим менее убедительно. Нужно как можно быстрее сократить этот разрыв.

Для этого нужно решить проблему, прежде всего транспортную. «Транспортная неделя», которую проводит Минтранс России, является хорошей площадкой для достижения нашей цели. Я всегда стараюсь присутствовать на этом мероприятии и проявлять активность. Там можно рассказать о своих планах и получить отклик со стороны федерального министерства и представителей других регионов.

Когда я принял полномочия главы республики, аэропорт Кызыла находился в плачевном состоянии. При том, что у нас нет железной дороги и всего одна автомобильная дорога, которая соединяет Туву с остальной Россией, ситуация выглядела абсурдной. Аэропорт размещался в одноэтажном деревянном здании, а строительство нового терминала длилось десятилетиями. При поддержке Президента России Владимира Путина мы смогли приступить к модернизации комплекса. Сегодня у нас есть новое здание аэропорта, построена современная взлетно-посадочная полоса, которой могут пользоваться практически все типы самолетов. Для нас это существенный шаг вперед.

На прошедшей «Транспортной неделе» я предложил открыть в нашем аэропорту международный сектор. До Улан-Батора нам лететь всего полтора часа, до Пекина — около двух с половиной часов. Оттуда россияне могут вылететь вообще в любую точку мира. Организация воздушных рейсов Красноярск — Кызыл — Улан-Батор или Новосибирск — Кызыл — Улан-Батор существенно расширит возможности сибирского делового бизнеса. Тува имеет большие возможности как приграничный регион, и мы предлагаем для всех сибирских субъектов удобные и короткие транспортные коридоры для доставки грузов в Россию и за рубеж. Например, в 2006 году правительства России и Монголии приняли решение придать двухстороннему международному таможенному пункту «Хандагайты — Боршоо» статус многостороннего пункта, что позволит им пользоваться гражданам третьих стран. Но до сих пор решение не реализовано из-за различных инструкций: нужно увеличить штат, построить склад и так далее. Между тем для нас это большие возможности. В конце концов, мы сможем использовать разность в цене товаров в России и Монголии. И вообще, монголы традиционно обращены в сторону России. Там большой популярностью пользуются наши «УАЗы», «ЗиЛы» и так далее. К счастью, на прошедшей «Транспортной неделе» решили прекратить бесконечные обсуждения, закончить проектирование и к 2020 году начать строительство таможенной инфраструктуры. Правда, с моей точки зрения, работу международного пункта можно было бы начать уже сейчас. Там пока нет больших автомобильных очередей, таможню можно было бы запускать в многостороннем режиме хотя бы раз в неделю.

Кроме того, мы, к сожалению, являемся одним из тех регионов, у которых нет прямой связи с Москвой. Без этого наши люди сталкиваются с серьезными трудностями не только в ведении бизнеса, но и в получении образования. Например, мне, чтобы добраться до Москвы, надо проехать 400 километров до Абакана по горной дороге в Саянах, а потом лететь на самолете. В общей сложности дорога занимает 10 — 12 часов. Если бы самолеты летали из Кызыла напрямую в столицу, я бы потратил всего 4 часа. Министр транспорта Евгений Дитрих воспринял наши доводы и сказал, что с февраля будущего года ведомство начнет субсидировать такие перелеты.

— Как обстоят дела с железной дорогой?

— Железная дорога Кызыл — Курагино для нас очень большая и важная тема… Ей я посвятил десять лет своей жизни. Безусловно, строительство дороги даст мощный толчок для экономического развития республики. По проведенным экономическим расчетам, этот проект дает возможность создания порядка 15 тысяч рабочих мест с учетом смежных отраслей, увеличивается налоговая база республиканского бюджета на 15 млрд. рублей ежегодно. Но это вовсе не местечковая тема.

Известно, что сейчас Казахстан и Китай развивают так называемый «Шелковый путь», в том числе железнодорожный, который не связан с нашими российскими дорогами, в частности, с Транссибом. Нам необходимо это учитывать и постараться обеспечить связки с новыми железнодорожными магистралями, соединяющими огромный китайский рынок с западными регионами евроазиатского материка. Железная дорога Курагино — Кызыл обеспечивает такую связку. В нашем направлении очень заинтересованы монголы, проявляют интерес китайцы. Тем более что недра Тувы содержат богатейшие запасы коксующегося угля, который востребован в Китае.

И еще раз повторюсь: это очень важно для развития Тувы. Жители республики должны начать получать отдачу от богатейших запасов недр. Очень важно, что железная дорога поможет республике активнее интегрироваться в общероссийское пространство, активнее быть представленной на нашем общем экономическом рынке.

Мы хотим быть самодостаточным регионом, с развитой экономической и социальной инфраструктурой. Это позволит привлечь в республику квалифицированные кадры. Сейчас говорят, что мы якобы закрытая, мононациональная республика. Но это не так. У нас есть прекрасные традиции интернационализма, Тува славится гостеприимством и радушием. Я уверен, что абсолютное большинство жителей Тувы воспитаны в толерантных традициях. Например, министр обороны Сергей Кужугетович Шойгу — сын жительницы Донецка Александры Яковлевны, которая приехала к нам по распределению после института, и Кужугета Серэевича. Они создали очень крепкую семью и воспитали прекрасного сына. Есть у нас, например, и гражданин США Шон Куирк, который женился на тувинке и не собирается никуда уезжать. Он говорит на тувинском языке, может быть, даже лучше, чем я.

Больше того, в 2010 году проводилась перепись населения. Специально оговаривалось, что графа «национальность» не имеет большого значения. Большинство тувинцев назвали себя сибиряками и россиянами. А потом мне из Правительства России сообщили, что у нас представителей малочисленного народа тувинцев-тоджинцев стало намного меньше, поэтому с нас снимают субсидии в 4 миллиона рублей. Я до сих пор не могу доказать, что случилось. Кроме того, у нас нет ни одного члена запрещенного в России «Исламского государства» или других террористических организаций. Я очень благодарен моим землякам за их терпение и трудолюбие.

Так что наши люди очень толерантные. Другое дело, что человек стремится жить там, где выше социальная обустроенность. Конечно, очень хочется, чтобы к нам приезжало как можно больше людей.

— В 2007 году Сергей Кужугетович Шойгу приложил много усилий к популяризации Тувы, заинтересовав археологов крепостью Пор-Бажын. Что с ней сейчас?

— Республику часто называют загадочной именно в связи с богатым и уникальным историческим прошлым. Пор-Бажын относится именно к таким, мистическим местам. Но и очень труднодоступным. Изучение крепости, знакомство с ее историей имеет большой потенциал познавательного туризма. Уверен, что в недалеком будущем она станет местом паломничества. Сергей Кужугетович очень точно определил эту перспективу и приложил усилия для формирования интереса к Туве.

В нашем краеведческом музее есть уникальная экспозиция — превосходные золотые украшения из захоронений скифских царей, которые датируются седьмым веком до нашей эры. Находки археологов в Долине царей, в так называемой Уюкской долине, стали мировой сенсацией. По инициативе Сергея Кужугетовича Шойгу в республике каждое лето работают международные отряды археологов-волонтеров Русского географического общества, которые проводят раскопки вдоль маршрута железной дороги Курагино — Кызыл. Результаты исследований захоронений древних скифов, гуннов, уйгуров очень вдохновляют молодых ребят как в республике, так и за ее пределами. Такой познавательный энтузиазм, увлеченность наукой, историей и является нашим богатством.

Артур АВАКОВ