Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Шолбан КАРА-ООЛ: «Мнение жителей республики имеет для меня решающее значение»

28 мая 2016
1002

С ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ ПО ИТОГАМ ВСТРЕЧИ С ПРЕЗИДЕНТОМ РФ

Шолбан Кара-оол провел свою первую пресс-конференцию с журналистами региональных СМИ в качестве временно исполняющего обязанности Главы Тувы. Он рассказал об итогах своей встречи с Президентом России, состоявшейся в Кремле 23 мая. На этой встрече, напомним, Владимир Путин принял досрочную отставку Кара-оола и поддержал его в решении баллотироваться на пост главы республики. Шолбан Кара-оол рассказал журналистам, в частности, о мотивах, которыми он руководствовался, обращаясь к президенту за разрешением на досрочные выборы главы региона.

Одним из основных доводов в пользу совмещения выборов главы Тувы с выборами в Госдуму Шолбан Кара-оол назвал существенную экономию бюджетных средств. 

В случае проведения губернаторских выборов в 2017 году, когда истекает срок его полномочий, республике пришлось бы потратить на них из своего бюджета не менее 50 млн. рублей. «Для меня с этой точки зрения ответ был очевиден: выборы надо совмещать, чтобы избежать ненужных расходов. Лучше направить эти деньги на другие цели. Их хватит, к примеру, на строительство четырех 16-квартирных домов или на гранты для 200 специалистов, готовых работать на селе. Владимир Владимирович согласился, что это разумно», — пояснил Кара-оол.

Не менее важным он считает и другой фактор, на котором возникло его решение идти на досрочные выборы. В 2015 году главе республики при поддержке Владимира Путина удалось пролоббировать принятие федеральным правительством отдельного плана социально-экономического развития Тувы до 2020 года. В этот документ, который власти республики шаг за шагом продвигали почти восемь лет, удалось включить крупнейшие инвестиционные проекты, имеющие прорывное значение для региона.

«Многие из этих проектов, как вы знаете, сегодня уже реализуются. Началась реконструкция аэропорта «Кызыл» — в этом году мы уже получили на него более полумиллиарда рублей, а общий объем вложений запланирован на уровне трех с лишним миллиардов. Недавно принято решение о выделении Туве из федерального бюджета 440 млн. рублей на завершение терапевтического корпуса, который на консервации около 20 лет.

Благодаря этому плану, в 2016 году мы вышли на финишную прямую в деле перенаправления федеральной автомагистрали М-54. Она свяжет практически всю республику и станет настоящей осью развития для множества территорий, которые до этого оставались в стороне от опорной транспортной сети. На модернизацию дороги до необходимой её статусу категории предполагается направить более 10 млрд. рублей.

Еще одно больше дело, начатое в рамках федерального плана, — закольцевание двух воздушных линий электропередачи, которыми Тува связана с единой энергосистемой России. Соединив их, мы, во-первых, ушли от постоянной опасности коллапса в региональной энергосистеме.

Вы ведь помните, что в нулевых нам приходилось держать в Кызыле два газотурбинных генератора МЧС, чтобы не допускать аварий зимой, в период повышенных нагрузок на электросети. Сейчас, с ликвидацией тупиковости электромагистралей, необходимость в них отпала. Во-вторых, закольцевание позволило увеличить объемы перетока электроэнергии в республику и тем самым в существенной мере снять проблему её нехватки для развития бизнеса. Но каждый из этих проектов требует завершения. То же энергокольцо — это только первый шаг в целой серии вопросов, которые необходимо решать. Кроме новых ЛЭП, планируется реконструкция каскада электрических подстанций, которая потребует 4 млрд. рублей. У меня есть договоренность с руководителем Россети Олегом Бударгиным о продолжении этой работы.

Однако это вовсе не значит, что его корпорация придет и все сделает за нас сама. Поддержка Олега Михайловича — только флаг, с которым мне и моей команде нужно идти в Минэнерго России, в федеральное правительство, чтобы добиваться на каждый год финансирования проекта.

Не случайно мы в этом году вкладываемся в него и своими средствами — купили за счет республики оборудование для новых подстанций и передали его частной компании «Тываэнерго». Что поделаешь — в отношениях между республиканским и федеральным бюджетами сегодня тоже действуют рыночные механизмы. Ни один рубль федеральной помощи не дается республике даром: чтобы его привлечь, нужно сначала вложить свои средства.

Так что глубоко заблуждаются те, кто думает, что деньги на Туву падают сами по себе. Где-то в интернете я встречал мнение, будто ничего сложного в управлении регионом нет: сиди да распределяй денежки, которые даёт Москва. Предельно наивное, говоря очень мягко, представление.

Взять тот же проект перенаправления М-54. Ранее мы договорились с Минтрансом РФ, что в 2016 году завершим процедуру передачи региональной дороги, по которой пройдет новый маршрут трассы, в федеральную собственность. Но сегодня позиции министерства уже изменились — они хотят, чтобы республика сначала довела её до нужных параметров, а уже потом Росавтодор примет её на обслуживание.

Об этом мы тоже говорили с президентом, и он согласился со мной, что федеральная власть должна осуществить проект перенаправления М-54 без обременительных для Тувы условий. Решение об изменении маршрута принималось не только в интересах исключительно Тувы или отдельных районов нашей республики.

Новое направление трассы выгодно и для всей России. Это наиболее реальный ва­риант еще одного трансграничного коридора в страны Юго-Восточной Азии. Кроме того, магистраль рассматривается в качестве опорной площадки для открытия новых путей сообщения между российскими регионами — я имею в виду автомобильный выход из Тувы на Алтай и Западную Сибирь. Для меня это тоже мощный стимул идти на выборы — необходимость продолжать то, что начал и успел сделать. По-моему, это абсолютно естественное желание, я бы даже сказал — мой долг.

Должен сказать, что многое из того, что удалось добиться для Тувы, достигалось за счет личных контактов с руководителями федеральных ведомств. Взять, к примеру, строительство волоконно-оптических линий связи для скоростного доступа к Интернету. По федеральной программе их должны были начать прокладывать у нас только в 2018 году. Мне и моим коллегам пришлось приложить много усилий, наладить хорошие отношения с министром связи и коммуникаций РФ Николаем Никифоровым, чтобы тот принял волевое решение начать интернетизацию наших сел на 2 года раньше.

Сейчас мы протянули магистральный канал связи через 9 муниципальных районов. Это значит, что теперь у нашего бизнеса появилась возможность доводить сеть до конкретных потребителей внутри этих районов и его поселений. Во время последней моей поездки в Москву мы договорились продолжить строительство ВОЛС в этом году в Тодже — протянуть линию до Ырбана, в частности.

Так что я не могу позволить бросить на полпути те задачи, которые сам себе пос­тавил, когда начинал руководить республикой, и которые считаю ключевыми для развития родной республики. Среди них — строительство новой ТЭС и других инфраструктурных проектов, о которых я уже сказал. Без них, я в этом твердо убежден, говорить о подъёме экономики Тувы, бизнеса, а вместе с ними и уровня жизни народа просто нет смысла.

Суть этих задач, начиная от строительства дорог и возрождения авиасообщения до прокладки современных средств связи, в том, чтобы понемногу улучшать среду жизни в Туве. Только так мы сможем привлечь в Туву инвесторов, сделать её привлекательной для жизни и труда. Все это, в конечном счете, инвестиции в человеческий капитал, в людей, трудом которых будет подниматься республика, это, в моем понимании, первооснова развития», — так видит свою миссию Шолбан Кара-оол.

Кроме тем, обсуждавшихся на встрече с Президентом России, журналистов интересовали и вопросы в некотором роде приватного характера, имеющие отношение к предстоящим выборам. В частности, согласовывал ли Шолбан Кара-оол свое решение со «Старшим», как он называет министра обороны России Сергея Шойгу, и не Герой ли «попросил» Владимира Путина сделать исключение для Тувы, разрешив досрочные губернаторские выборы.

Выяснилось, что разговор с Шойгу на эту тему был, и он поддержал намерение главы Тувы идти на выборы в 2016 году. Однако о каком-то лоббировании досрочных выборов речи даже не заходило. По словам Кара-оола, при всей своей интеллигентности и дипломатичности президент не только по должности, но даже по характеру не тот человек, которому можно что-то навязывать. Поэтому решение о досрочных губернаторских выборах в Туве — это исключительно личная воля и распоряжение президента, основанная на знании ситуации в республике, где он сам бывал неоднократно.

«Конечно, сам факт, что Тува — единственный пока регион, которому президент дал «зеленый» на досрочные выборы главы в этом году, тоже говорит о его особом отношении к нашей республике, особом доверии. Но как бы ни важна была оценка Вла­димира Владимировича, мнение жителей республики, которое они выскажут 18 сентября, для меня имеет решающее значение», — подытожил полуторачасовой разговор с прессой Шолбан Кара-оол. 

Долаана САЛЧАК