Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Школа: время перемен

24 мая 2014
1070

В рамках Федеральной целевой программы развития системы образования страны в регионах созданы специализированные структуры — стажировочные площадки. В Туве такая площадка уже год и действует на базе Тувинского государственного института переподготовки и повышения квалификации кадров министерства образования и науки РТ. Наш корреспондент встретился с ректором института Чойганой Монгуш.

Чойгана Владимировна, какие задачи решают эти новые структуры?

— Это один из ключевых механизмов Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы. Образовательные организации, которые являются стажировочными площадками, выполняют задачу концентрации и распространения позитивного опыта на территории регионов и всей страны. Они разрабатывают и совершенствуют методики и образовательные программы, а также готовят специалистов-тьюторов, которые затем смогут передать другим педагогам то новое, чем владеют сами. Являясь ориентированными на ФГОС, стажировочные площадки учитывают местную специфику и задачи.

Деятельность вашей площадки посвящена теме «Распространение моделей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся». Почему вы выбрали именно это направление?

— В Республике Тыва 184 общеобразовательных учреждения. В них обучаются более 56 тысяч детей, из них городских — 52,2 процента и сельских — 47,8. По предварительным данным 2013 года, здоровье школьников во всей России, в том числе и в Туве, ухудшается, во время обучения они приобретают новые заболевания. Устранять проблему необходимо общими усилиями, налаживая межведомственное взаимодействие медицинских работников и педагогов, привлекая родителей и общественность. Важно выработать единый подход системы образования и семьи — институтов, обеспечивающих процесс социализации личности ребенка.

Главные задачи, для решения которых создана стажировочная площадка, формулируются так: улучшать физическое и психическое здоровье школьников республики и формировать у них культуру здорового и безопасного образа жизни; повысить уровень профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников в вопросах снижения заболеваемости школьников; сформировать в регионе сплоченную команду, которая будет транслировать опыт сбережения здоровья, накопленный общеобразовательными учреждениями.

Сколько учреждений включилось в работу федеральной стажировочной площадки?

— Тема объединила 20 общеобразовательных городских и сельских школ республики. Это базовые образовательные учреждения.

Известно, что проект рассчитан на три года и будет воплощаться в жизнь поэтапно. Первый этап был завершен. Расскажите, что вы успели сделать к сегодняшнему дню?

— В 2013 году мы приступили к разработке региональных нормативно-правовых актов по тематике проекта и компетентностно-ориентированных программ повышения квалификации, занимались организацией мониторинга профессиональных затруднений и потребностей педагогов, конкурсных процедур по закупке оборудования, а также создали межведомственную модель сетевого взаимодействия и WEB-страницу на сайте института. Базовые образовательные учреждения стажировочной площадки издали четыре учебно-методических комплекса.

Для работы площадки и совершенствования образовательной среды нужна научная основа. В институте проводились исследования по определению физических и психофизиологических особенностей учащихся, основанные на комплексном мониторинге здоровья (применялась методика профессора Р.И. Айзмана). В 2013 году охват мониторингом составил 50 процентов, в 2014 году он должен увеличиться еще на 20 процентов, а к 2015 году составить 82 процента. Таким образом, к концу проекта сложится общая картина состояния здоровья школьников. Предприняты и практические действия. В частности, модернизирована материальная база школ. В рамках комплекса мер модернизации системы общего образования Республики Тыва 95 процентов учебных заведений получили спортивный инвентарь и оборудование. Значительно улучшилось состояние школьных столовых и медицинских кабинетов. Охват детей горячим питанием приближается к 90 процентам. Во всех общеобразовательных организациях республики реализуется программа «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни», а в некоторых школах наряду с этим — «Несущая свет», «Здоровое питание», «Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация несовершеннолетних, употребляющих ПАВ». Во внеурочной деятельности акцент делается на спортивно-оздоровительное направление. Культивируются национальные виды спорта (борьба хуреш, стрельба из лука), национальные детские подвижные и настольные игры, практикуются «Часы здоровья», где происходит знакомство со здоровьесбере­гающими обычаями и традициями.

Какова роль Тувинского государственного института переподготовки и повышения квалификации кадров в реализации мероприятий Федеральной стажировочной площадки в нашей республике?

— Наш институт является региональным оператором при реализации и координации мероприятий стажировочной площадки в Республике Тыва. Главная цель — это подготовка тьюторов — педагогов, имеющих высокий уровень теоретических знаний и практических навыков по проблемам здоровье­сбережения, активную позицию и мотивацию по сохранению и укреплению здоровья школьников и педагогов. В течение 2013 года на стажировочной площадке проведено обучение 187 руководящих и педагогических работников по персонифицированной накопительной модели. Теоретический блок программ реализовался научно-педагогиче­скими кадрами Тувинского государственного института переподготовки и повышения квалификации кадров, практический — педагогами базовых образовательных организаций.

Деятельность каких школ в 2013 году вы можете отметить особо?

— По итогам первого года реализации проекта хочется отметить результативную работу средних школ с. Сосновка Тандинского, № 2 пгт. Каа-Хем Кызылского, № 2 г. Ша­гонара Улуг-Хемского кожуунов, № 1 с. Мугур-Аксы Монгун-Тайгинского, с. Хову-Аксы Чеди-Хольского, № 1 г. Чадана Дзун-Хемчикского кожуунов, кызылских — № 12, № 2, лицея № 15, гимназий № 9 и № 5. которые выполнили требования по научно-исследовательской, организационно-методической и образовательной направлениям в 2013 году.

Елена ЧАДАМБА