Правительство Тувы меры по привлечению педагогов-мужчин в школы закрепило нормативным актом.
Правительством Тувы утвержден план мероприятий по формированию управленческих кадров в общеобразовательных организациях из числа учителей-мужчин. «Дорожная карта», рассчитанная на 2014 — 2016 годы, принята в рамках реализации инициативы главы республики Шолбана Кара-оола, озвученной им в Послании Верховному Хуралу на 2014 год. Обращаясь к руководителям общеобразовательных учреждений, глава Тувы подчеркнул: «Один из заместителей директоров школ должен назначаться из числа мужчин-учителей, а в сферу его ответственности необходимо включить патриотическое воспитание, работу с будущими защитниками Отечества. Школа без мужчины все равно, что неполная семья. Воспитание будущего мужчины без мужчины — немыслимое дело. Мужской пример для ребятишек ничем не заменишь».
Привлечению в школы авторитетных, принципиальных и требовательных представителей сильного пола должна служить работа по целому ряду направлений. Среди них — формирование и развитие у учащихся-юношей устойчивой мотивации к выбору педагогических специальностей, информационно-методическая поддержка педагогов-мужчин, проведение социологических исследований по вопросам профессиональной мотивации учителей-мужчин, проведение республиканского съезда мужчин-педагогов и конкурса «Лучший педагог-мужчина Тувы», создание кадрового резерва директоров школ и их заместителей с учетом гендерного подхода. Улучшению финансово-экономических условий и повышению престижа педагогов-мужчин будет способствовать развитие системы ипотечного кредитования и предоставление им земельных участков для жилищного строительства. В целях усиления действенности мер по профилактике правонарушений среди учащихся предполагается привлечение в систему образования ветеранов органов внутренних дел, участников боевых действий, закрепление за трудными подростками в качестве наставников авторитетных и уважаемых мужчин.
Результатом реализации намеченных мероприятий должно стать значительное повышение количества учителей-мужчин в школах республики и достижение к концу 2016 года 100-процентного уровня доли заместителей директоров по воспитательной части из числа представителей сильного пола. В конечном итоге это, в свою очередь, будет способствовать повышению качества воспитательного процесса, в том числе патриотического, снижению правонарушений среди учащихся, укреплению семьи, привитию будущим мужчинам чувства ответственности перед обществом и страной.
Тува и Томская область являются единственными регионами России, где меры по привлечению педагогов-мужчин в школы закреплены нормативным актом. Между тем, проблема актуальна для всей нашей страны. Отсутствует она, возможно, только в Японии, где на долю мужчин-учителей приходится до 80 процентов преподавательского состава. Эта особенность японской школы — один из факторов ее успешной работы, оказывающий влияние и на формирование общественного сознания, и на социально-экономическое развитие государства. В 184 школах Тувы на 1 мая текущего года работали 6 906 учителей, из которых на долю мужчин приходилось лишь 13,5 процента, или 933 человека. При этом в 16 школах не было ни одного учителя-мужчины. Среди директоров и заместителей директоров школ мужчины составляли 33 и 66 человек, соответственно. «Женская модель воспитания и поведения» усугубляется тем, что в республике сохраняется высокий уровень неполных семей. Однако каждому ребенку нужны не только материнская любовь и ласка, но и твердая мужская рука. Особенно важно это для мальчиков и юношей, которым нужен положительный образец для подражания, формирования в себе личностных качеств, необходимых для полноценной жизни. «Дорожная карта» как раз и призвана решить часть этих задач».
Юрий НИКИТИН