Решение главы Тувы Ш. Кара-оола о привлечении в школы мужчин-педагогов привели в пример на правительственном часе в Госдуме РФ.
Министр образования и науки Ольга Васильева призвала привлекать в российские школы педагогов-мужчин. Министр привела в пример опыт Тувы, где для мужчин законодательно закреплены должности заместителя директора, а образовательное учреждение с женским коллективом руководство республики сравнивало с «неполной семьей».
В частности, депутат Борис Чернышев связал «негативное влияние интернета» на школьников, а также недавний инцидент с нападением 15-летнего подростка на одноклассников и учительницу в подмосковной Ивантеевке с «недостатком мужского воспитания». Он назвал нехватку педагогов-мужчин «огромной проблемой» и призвал «усиливать интерес мужчин к образованию и роли преподавателя в школе», а также «давать определенные преференции при поступлении в педагогические вузы».
Министр согласилась с тем, что педагогов-мужчин в школах должно быть больше. «Например, в Туве проводился пилотный проект, в рамках которого руководству школ удалось привлечь молодых мужчин до 40 лет. В советское время существовали льготы, которые полагались мужчинам, работающим в сельских школах». Она добавила, что не может диктовать депутатам, какие именно законы принимать, но подчеркнула, что практика привлечения мужчин в школы есть, и она работает.
Ранее Васильева говорила, что женская педагогика отличается от мужской. «Баланс нашла сама история. Как вы знаете, изначально было очень много мужчин-педагогов, потом время изменилось, и был смешанный состав. Затем в педагогике стали преобладать женщины. А сейчас мы видим совершенно другую картину: приходят молодые ребята, педагоги-мужчины, это очень здорово. Это, действительно, хорошая и положительная тенденция. Я в этом ничего плохого не вижу, наоборот, изо всех сил поддерживаю», — говорила она.
Опыт Тувы, о котором говорила Васильева, заключается в целевом формировании мужского управленческого состава в школах. Соответствующее предложение выдвинул глава республики Шолбан Кара-оол три года назад. «Один из заместителей директоров школ должен назначаться из числа мужчин-учителей, а в сферу его ответственности необходимо включить патриотическое воспитание, работу с будущими защитниками Отечества. Школа без мужчины — все равно, что неполная семья. Воспитание будущего мужчины без мужчины — немыслимое дело. Мужской пример для ребятишек ничем не заменишь», — заявил он в послании Верховному Хуралу РТ. К 2016 году в республике сформировали комплекс мер, привлекающих начинающих «макаренко» в школы.
Например, кадровый резерв директоров школ и их заместителей стал создаваться с учетом гендерного подхода. В «дорожной карте» говорилось о развитии ипотечного кредитования для педагогов-мужчин и предоставлении им земельных участков для жилищного строительства. Особенно приветствуются в школах ветераны внутренних дел и участники боевых действий, которые, по замыслу руководства республики, должны улучшить профилактику правонарушений среди учащихся. Кроме того, был создан конкурс «Лучший педагог-мужчина Тувы».
Депутат Госдумы Любовь Духанина в разговоре с «Газетой.Ru» отметила, что привлекать в школы больше мужских кадров предлагают уже не первый раз. «Важно, чтобы воспитанием детей занимались не только женщины, но и мужчины. Они воспринимаются как требовательные люди с более строгим характером, к которым можно обратиться в особых ситуациях. Однако закрепить приоритет мужчин при поступлении на работу в школы юридически невозможно, поэтому необходимо стимулировать гендерное выравнивание в педагогических составах другими способами», — уверена парламентарий. Будучи директором частной школы «Наследник» Духанина отметила, что в ее учреждении около 40 процентов учителей — мужчины.
Мнение о том, что мужчины работают только трудовиками и физруками — это гендерные стереотипы, заявил директор московской школы №1561 Валерий Пазырин. «Среди мужчин нет определенного распределения по предметам. В моей школе несколько историков, словесников, учителей музыки, много математиков и физиков», — отметил он.
Социальный психолог Наталья Варская объяснила природу небольшого желания мужчин садиться в кресла преподавателя тем, что в России сложился стереотип, будто учитель — профессия исключительно женская. «Не всякому молодому человеку хочется идти на «женскую» работу. Однако в дореволюционные времена преподавателями в гимназиях, гувернерами у дворянских детей были мужчины. Так что такая работа отнюдь не женская», — рассказала она.
Еще один нюанс, который может отпугивать мужчин от преподавательской деятельности, — это повышенное внимание со стороны учениц.
Психолог уверена, что практически в каждом учреждении найдутся школьницы, влюбившиеся в физрука или преподавателя физики. При этом случаи, когда ученики испытывают платонические чувства к преподавательницам, все же происходят несколько реже, да и в физиологическую плоскость они переходят не с такой вероятностью, как «неуставные» отношения учителей-мужчин и школьниц.
«Тут все зависит от подготовки педагога. Они должны иметь стойкий «иммунитет»: как у врачей табу на отношения с пациентками, так и у школьных сотрудников — на учеников. В школы нельзя брать морально неустойчивых людей, которые не умеют контролировать свои чувства. Нужно проводить тестирование во время приема на работу», — уверена социальный психолог.