Повернись к сидящему рядом товарищу и скажи ему несколько тёплых слов. Представь на минуточку, что ты, к примеру, дерево. Каким бы деревом ты был?
Семиклашки, учащиеся школы № 7 Кызыла, которых рассадили широким полукругом (а присутствовали аж 28 человек), предварительно попросив мальчиков и девочек перемежиться, на каждом задании обескураженно ахали. И хоть и расселись они неохотно, по большей части презрев просьбу организаторов и скучковавшись-таки дружескими компаниями, всё равно цедили друг другу сквозь зубы, деревянно: красивый, умный, добрый. Сказать в глаза товарищу что-то хорошее оказалось трудно. Неловко как-то. Да и не находилось почему-то что сказать. И вообразить себя, хоть на минутку, но — деревом, нищим, роботом или даже едой — не у каждого получалось. Цеплялись за ассоциации, поэтому и выходило штампами: дуб, весёлый бомж, сильный робот и вкусная еда.
Чтобы упростить задачу, ведущие соорудили даже специальные очки с непроницаемыми стёклами: схоронившись за ними, проще сказать что-то особенное. Впрочем, это был только разогрев…
Вот так, провоцируя на неожиданные действия, вороша в черепных коробках воображение и в сердцах — чувства, разогревали ребятишек сотрудники центральной городской библиотеки имени Крупской, которые на этой неделе провели для школьников несколько встреч, приуроченных к международному дню толерантности — 16 ноября. В честь этой даты библиотека ежегодно готовит для городских подростков развивающую программу: встречи с играми, психологическими тренингами и просмотром философских мультиков. В день библиотекари успевают провести несколько встреч. Принимают у себя в гостях всех, кто заинтересуется. В этом году, кроме школы №7, интерес проявили также городские школы № 3 и 4. Прокачку толерантностью получали семи-восьмиклассники и выпускники начальной школы.
Седьмой «А» из школы № 7 в библиотеку привела председатель родительского комитета класса Елена Владимировна Купцова. Ребятишки привычно галдели и робость маскировали смешливостью. Комплиментами друг друга одаривали скупыми и однообразными; даже тёмные очки не помогли. С ходу никто не понял, к чему эти телячьи нежности. Не осенил разгадкой даже вопрос, который им задали в лоб, как только расселись: а что это такое — толерантность?
— Терпение, — вымучили совместно.
Перевоплощались потом под россыпь дружного хохота: если б я был едой, то был бы шашлыком. Если б животным — то медведем. Если б президентом — то Путиным!
Соревновались скорее в остроумии. Но вот, когда отдышались и успокоились, библиотечный зал вдруг наполнила пронзительная скрипка Адажио Альбинони.
С экрана в сердца присмиревших школьников уже шагали чёрные бумажные силуэты — анимационная девятиминутка Гарри Бардина. Свирепый напор чёрной толпы на одинокого белого воина, его обречённый танец и горстка бумажных хлопьев, оставшихся после неравной схватки — ребята не отрывали глаз от экрана, слегка парализованные и разыгравшейся на их глазах бумажной трагедией, и эмоцией рыдающей скрипки.
Сердца сжались.
Когда стих последний аккорд, а на экране заплясали титры, в зале сидели в оцепенении. Сразу никто не смог объяснить, что же он только что увидел.
Кто-то из мальчиков попытался, но ушёл в пересказ. Облёк увиденное в слова.
Класс снова затих. На помощь пришли ведущие:
— Вспомните белую ворону…
— Вот представьте себе. Вы — класс. И наверняка среди вас есть такой человек, который не походит чем-то на вас. И случается, что вы его тюкаете, обижаете, оскорбляете. Это очень плохо, этого делать нельзя. Он всё равно не поменяется, потому что он — другой. Вы должны это понимать и принимать его таким, какой он есть. С его особенностями, причудами — такими, какие они у него есть.
Ребята согласились, попереглядывались, выдохнули. Сердца потихонечку разжались, и по лицам заскользили улыбки. Белого воина, которого только что принял в себя каждый и чью боль так неожиданно пережил, растворили в приветливом дневном свете. Никто не хочет быть таким воином, хотя каждый — и каждый это почувствовал — может внезапно оказаться на его месте. Каждый, окажись он неожиданно в новой для него ситуации, ощутит себя белой вороной.
Интуитивно почувствовать того, кому по какой-то причине может быть дискомфортно в вашей компании и суметь повести себя так, чтобы этот дискомфорт свести к минимуму, — это толерантность. Каждый из нас интересен, уникален, удивителен. Каждый — подчеркнули библиотекари и предложили школьникам тайно взглянуть на самого удивительного человечка, который живёт на планете Земля. Ведущая Виктория Попова прошлась по полукругу с закрытой шкатулочкой. Каждый заглядывал в неё отдельно и поднимал голову, улыбаясь.
Ко дну шкатулочки приклеено было зеркальце.
Потом играли ещё, уже более вдумчиво; и рисовали совместную картину: к доске выходили поодиночке, выбирали фломастер и что-то изображали. На 28-м художнике сложилось единое гармоничное полотно, в концепцию которого вписался каждый штрих.
Ещё покупали у продавца ценные личностные качества, которыми хотели обогатиться, а расплачивались за них тем, от чего не жаль было избавиться. Здесь самым массовым грехом вскрылась лень, а прибарахлилось юношество доверием, терпимостью друг к другу и чувством юмора. Не впустую провели полтора часа ребята: признали, пусть и в игровой форме, что снисходительности и уважения друг к другу всё же недостаёт.
— Так что же такое толерантность? — спросила ведущая под занавес встречи.
Ответы посыпались бойко, подробно, со знанием:
— Это терпение, это когда человек хорошо относится к другому человеку, уважает его чувства и мысли.
— Уважение, чуткость, согласие.
— Отношение к человеку как ко всем другим, даже если он не похож на них.
— Восприятие его со всеми его странностями, уважение его.
— Сострадание…
— Мы были очень рады возможности поучаствовать в таком полезном мероприятии, — поделилась после встречи Елена Купцова. — В седьмом классе очень трудный подростковый возраст. Они уже считают себя взрослыми, а на самом деле ещё многого не умеют и не понимают. С одной стороны, сказывается гормональная перестройка, а с другой — я глубоко убеждена — это следствие недостаточного общения детей с родителями. Рабочая занятость, усталость вечером — не до общения. В нашей семье мы стараемся общаться с детьми, и все проблемы, ситуации проговариваем дома. Если бы каждый родитель уделял больше времени воспитанию, морально-нравственным ценностям, которые сейчас в недостатке, я думаю, и обстановка не только в школе, но и в обществе в целом — была бы лучше… Поэтому очень здорово, что в воспитательный процесс включается библиотека, помогает нам разбираться с такими сложными понятиями, как, например, толерантность. Это очень своевременное мероприятие и большое за него спасибо.
Дружное спасибо прокричали и школьники, собираясь домой. Искренне прокричали. Уже не деревянно, а от души. Всё же пробрало.
— Когда не читаешь детям нотаций, а общаешься с ними вот так: игрой, мультиком, увлекательным психологическим тренингом, — заключает библиотекарь Виктория Попова, — они идут на контакт, и у них действительно что-то остаётся, что-то они начинают воспринимать по-другому. Даже вот просто пообщались дружненько между собой — и уже что-то между ними изменилось. Ради одного этого, думаю, стоит проводить такие встречи.
Виктория КОНДРАШОВА