Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Шахматы в школе

8 июня 2017
1182

Обучение шахматам давно является частью школьной программы во многих странах мира и школьники, изучающие эту игру, стабильно демонстрируют улучшение оценок в учебе и по нтеллектуальным показателям. Углубленное изучение шахмат помогает не только общему развитию детей, но также способствует раскрытию интеллектуального потенциала, построению системного стратегического мышления и даже нравственному воспитанию. В связи с этим российским Фондом «Шахматы в школе» была разработана одноименная образовательная программа для обучения детей игре в шахматы.

По этому проекту в кызылской первой школе введена внеурочная работа под руководством учителя дополнительного образования Наиры Балян, которая подробно рассказала о шахматном образовании.

— Наира Сергеевна, какую методику вы выбрали для реализации данного проекта и на какую возрастную группу детей она рассчитана?

Проект «Шахматы в школе» предлагает несколько программ. Я работаю по образовательной программе «Шахматы школе» Игоря Сухина, кандидата педагогических наук, члена Союза писателей России, почётного работника общего образования РФ, старшего научного сотрудника института теории и истории педагогики Российской академии образования. Он главный идеолог и методист шахматного всеобуча в России. Игорь Георгиевич уделяет большое внимание нашей республике и не раз посещал Кызыл. Он автор учебно-методического комплекта для начальной школы «Шахматы — школе», по которым мы успешно занимаемся. Отличительной особенностью методики Игоря Георгиевича является её ориентировка на общее развитие ребёнка через шахматные занятия. Программа проработана до мелочей, тщательно выверена, прошла успешное испытание временем. А рассчитана она на учащихся начальных классов, хотя в нашей школе на основе этой программы в пятых и шестых классах введен курс «Решение логических задач в пространстве».

— Предоставляет ли фонд «Шахматы в школе» образовательным учреждениям необходимый инвентарь?

Да, безусловно. Мы получили 15 комплектов шахмат, шахматные часы, демонстрационную доску и учебно-методические комплекты для школьников, за что мы очень благодарны организаторам этого проекта, ведь это является первым шагом на пути к успеху. Проект «Шахматы в школе» не только внедряет программы шахматного образования в школах и предоставляет учебным заведениям необходимый инвентарь, но и подготавливает педагогов.

Курсы проводятся с целью обучения учителей технологии проведения уроков шахмат с использованием учебно-методических комплектов курса «Шахматы школе», рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации, по которому впервые дается представление о шахматах как об учебном предмете в системе образования. Подобные курсы проходят все без исключения учителя шахматного образования, в том числе и я.

— И все-таки, какова поль­за шахмат для детей?

— Благодаря этой игре дети учатся быть терпиливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Хочется добавить и еще одно хорошее качество, которому обучается ребенок во время игры в шахматы. Он учится самостоятельно принимать собственное решение, а это очень важно. В ребенке также вырабатывается уверенность в собственном суждении, в умении правильно оценивать ход своих мыслей и делать выводы.

— Участвуют ли ваши ученики в шахматных турнирах различного уровня?

— Не пропускаем ни одного с 2010 года. Ребята нашей школы стали победителями во всероссийском соревновании «Белая ладья» в Сочи в 2011 — 2012 учебном году, городском турнире «Белая ладья» 2012 — 2013, республиканском турнире по шахматам в 2016-м, а также призерами в городских турнирах «Кызыл-2015» (второе место), «Пешечка-2016» (второе место среди учащихся общеобразовательных учреждений), «Белая Ладья-2017» (второе место среди учащихся общеобразовательных учреждений) и в этом же турнире среди общеобразовательных организаций на второй доске — второе место.

В этом году мы приняли участие в турнире по национальной игре «Буга-шыдыраа» («Бычьи шахматы»), организатором которого был Центр тувинской культуры, заняли призовое второе место. И уже в первый летний день этого года в праздничном турнире, посвященном Дню защиты детей, ученик нашей школы Маныхая Оргаадай стал вторым.

— Влияют ли ваши уроки на успеваемость учащихся в целом?

— Я проанализировала успехи учащихся начальной школы нескольких классов за год и сделала следующие выводы: успеваемость ребят, умеющих играть в шахматы, гораздо выше, чем у остальных. Среди них 13,3 процента отличников и 61,4 хорошистов, а среди неумеющих играть в шахматы: отличников 11,5 процента и хорошистов 55,4.

Выдающийся советский педагог-новатор, писатель Василий Сухомлинского так писал о ценности шахматного образования в школе: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь ребенка как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы».

Элла КОСАРЬКОВА