Закончились погожие деньки, а вместе с ними — и основной трудовой сезон у тех, чья работа — это красивые природные панорамы, ясное небо и рюкзак за спиной. До следующего года уложили свой инвентарь в местных туристических фирмах. К традиционному межсезонному простою приготовился и Семён Эренчин, владелец маленькой туристической компании. На этом рынке Семён уже три года — и пусть доходы начинающего предпринимателя ещё не так велики, как хотелось бы, Семён всем доволен: и своим трудовым летом, и выбранным направлением, в котором пошёл.
Хорошо иметь своё дело, говорит парень.
Высшее образование молодой человек получил в Санкт-Петербурге, в Российском государственном педагогическом университете имени Герцена. Выучился на учителя ОБЖ. Даже не планировал никогда — получилось, как говорится, за компанию. Семён-то хотел стать спасателем, работать в МЧС. А изучил педагогику, психологию — весь стандартный набор знаний, которые получают будущие учителя. И вместе с тем очень основательно — основы безопасности жизнедеятельности. С преподавателями на практике отрабатывали действия в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и даже социального характера. Учились без ничего выживать в тайге, оказывать первую медицинскую помощь при любой травме, осваивали скалодром… Практическую базу студентам дали очень хорошую, и Семёна, когда он с питерским дипломом вернулся в Туву, без колебаний взяли специалистом по безопасности в администрацию Пий-Хемского района. А потом даже пригласили в Агентство по ГО и ЧС республики.
А педагогические знания Семёну пригождаются сейчас — в его работе с людьми. В своей маленькой фирме он и владелец, и менеджер, и проводник, и переводчик в одном лице. На время основного сезона, конечно, нанимает команду помощников, но всё равно львиную долю работы выполняет сам: общаться приходится много.
РАЗВИВАТЬ ТУРИЗМ — ПЕРСПЕКТИВНО
Продвигать туристический бизнес сегодня, кажется, легко — как никогда. Если у тебя есть простейшая фотокамера — а она есть у каждого в телефоне, — ты уже владеешь мощнейшим маркетинговым инструментом. Осталось освоить азы фотодела — хотя бы по части удачных ракурсов и работы в цифровом редакторе — и всё. Социальные сети, особенно «Инстаграм», — отличная площадка для продвижения.
Так работает и Семён.
Попробовав себя на службе району и в государственном учреждении, молодой человек понял, что особо там не заработаешь, труд однообразный, а ответственность высокая. Чтобы достойно обеспечивать семью, надо либо всеми силами пробиваться вверх по карьерной лестнице, либо обрастать подработками. Ни то, ни другое парня не прельщало, и он задумался о собственном деле. Правда, каким оно будет, он понял не сразу.
Ещё в Пий-Хеме, отвечая за вопросы безопасности, Семён успел и побывать в шкуре пожарного, и объездить всю подконтрольную территорию, отметив себе самые интересные и красивые места: таёжные пейзажи, таинственные курганы — погребения скифских царей, уникальное в республике мараловодческое хозяйство… Тогда, кстати, парень составил свой самый первый туристический маршрут «Ворота в Туву», на воплощение которого впоследствии получил грант конкурса «Ты предприниматель».
Прежде чем уйти на вольные хлеба, Семён несколько месяцев обучался азам предпринимательства у опытных бизнесменов: посещал тренинги, читал нужную литературу. Получил массу полезных знаний о том, как начать, и перебирал, на какой почве эти знания взращивать. Решил в конце концов, что туризм для него — самый оптимальный вариант. Путешествовать, ходить в походы он любил с детства. Знал столько красивых мест в республике, что грех было это знание игнорировать.
— Вообще туризмом у нас в последние годы стали интересоваться многие, — говорит Семён. — И президент приезжает сюда на отдых — а это большой пиар республике. И многие, желающие уйти в бизнес, сегодня считают, что это перспективная ниша — развивать туризм в Туве.
Начать Семёну, определившемуся с приоритетами, помог выигранный грант. Но главное — горячее желание делиться с людьми тем сокровищем, которым в избытке владеет республика — её природными красотами. Тем, кто жаждет приключений, открывать новые заповедные места, где прячутся кладовые силы этой земли.
ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ
Первые экскурсии к популярным у любителей природных достопримечательностей Красным пещерам Семён провёл для группы йогистов — собрать людей помогла хорошая знакомая, преподающая йогу. Путешествие так понравилось, что гида засыпали вопросами: а куда пойдём в следующий раз? А когда?..
К следующему, второму своему туристическому сезону, Семён разработал несколько новых маршрутов. Красные пещеры по-прежнему оставались (да остаются и сейчас) одним из самых популярных направлений. К ним, среди прочего, прибавилось путешествие к озеру Азас — уже более длительный тур, с несколькими ночёвками, а также выезд на чабанскую стоянку.
Последняя услуга, как показала практика, это настоящая конфетка для въездного туриста. Если местных искателей приключений чабанский быт не интересует вовсе, то те, кто приезжает в республику за новыми впечатлениями, от такого предложения приходят в восторг.
Первый турист, которого Семён свозил в гости к чабанам, был бизнесмен из Барнаула. Он посещал Туву с практической целью — посмотреть, как разводят скот тувинцы: узнать местные хитрости, в том числе и по части реализации животноводческой продукции. Чтобы напрямую пообщаться с животноводами, воспользовался услугами турфирмы Семёна.
Впрочем, это был единичный случай. Основной же контингент желающих понаблюдать жизнь пастухов-кочевников — это люди, которые ищут экзотику. Жители мегаполисов, привыкшие к динамичной жизни, удобствам цивилизации. Пресыщенные. В юрте чабана они надеются найти нечто первобытное. Послушать тишину. Увидеть, как в 21-м веке люди выживают в суровой степи. Как обходятся без Интернета, телевидения, средств связи. Они едут не для того, чтобы узнать, что цивилизация проникла уже и в традиционный уклад современного кочевника, что на стоянках сегодня есть и электричество, и многое другое. Их завораживает именно ощущение изолированности от мира. Здесь им кажется, что они — путешественники во времени, которые провалились в далёкое прошлое.
И наши чабаны, многие из которых уяснили свою привлекательность в глазах приезжих граждан, уже деловито используют это в собственных интересах. Так спрос и рождает предложение. Гостей принимают в юрте, угощают их традиционными кушаньями. На их глазах готовят национальные блюда из молока — сыр, который горячим подают к столу, тувинскую водку. Катают их на лошади, разрешают покормить овец, поиграть с ними. И завершают всё фотосессией в национальных костюмах.
Гости — полны до краёв. Экзотикой, первобытностью, тишиной.
Начинал это направление Семён с сотрудничества с чабанской стоянкой в местечке Кара-Чыраа. Сейчас туристов созывают хозяйства нескольких районов. Для них там специально оборудованы юрты — всё готово к гостям.
ЗА АКТИВНЫЙ ОТДЫХ
Приезжих Семён принимает, однако, не так часто. Хотя признаёт: приезжий гость — клиент дорогой. Обычно он загодя беспокоится о будущем путешествии, тщательно обговаривает все детали с туроператором, не скупится переплатить за хороший сервис. Особенно щедр гость из зажиточных стран Европы — но это очень редкий гость. Такого не дождёшься — за ним ездить надо самому: принимать участие в международных туристических выставках за рубежом, представлять себя и свой продукт, завлекать сказочными видами и той самой первобытной экзотикой. За рубежом Семён бывал пока только в Англии, да и то — путешествовал.
Себя в этом году он продвигал на международной турвыставке в Москве, куда съездил при поддержке министерства культуры. Вместе с коллегами представлял республику в центре Азии и доказывал её привлекательность для искушённого посетителя. Знакомился, обменивался контактами.
Пока это ещё довольно робкие шаги по продвижению маленькой фирмы на большом рынке туристических услуг. Из таких шагов должна в перспективе выстроиться стабильная многоуровневая система, которая обеспечит развитие предприятию Семёна.
А развитие, пусть пока очень медленное, но — есть. Сегодня Семён имеет и собственный офис в Центре туризма, и качественный инвентарь, с которым хоть сейчас в любой тур, и уже целый ряд отличных маршрутов, и массу полезных знакомств и надёжных партнёров, и, наконец, собственную клиентскую базу.
В копилке идей у него хранятся оригинальные маршруты, по каким не работает никто из коллег — новые направления в местной туриндустрии, которые ждут своего часа. Пока Семён решил сфокусироваться на организации активного отдыха для жителей Тувы: всё же местное население — это его основной клиент, и разумнее подстраиваться под его интересы. А люди у нас хотят ездить с комфортными, не очень утомительными экскурсиями по красивым местам республики. Интересуются восхождением в горы. Хотят открывать для себя Туву по возможности удобно и экономно. Наверное, поэтому наибольшим спросом пользуются довольно короткие экскурсии к ближайшим природным достопримечательностям — именно они приносят фирме основной доход.
Только на Красные пещеры в этом году Семён свозил более двух сотен туристов.
Маршруты эти простые и безопасные. Впрочем, все путешествия, которые предлагает Семён, сопряжены с минимальными рисками. Недаром же он — дипломированный специалист по безопасности. Такой знает, что делает. Да и случись что (не дай бог) — с ним не страшно.
* * *
… Сегодня маленькая турфирма нацелена на то, чтобы увеличивать свои доходы. А для этого уже надо обзаводиться собственным транспортом и увереннее жать на маркетинговые рычаги. А ещё, чтобы не терять впустую время, — заполнить периоды межсезонного простоя такой деятельностью, которая принесёт хорошую прибыль и гармонично продолжит основное дело предпринимателя. Что это будет — Семён уже знает.
— Мне нравится то, что я вижу, когда смотрю на свою жизнь, — говорит парень. — Я хозяин собственного времени; я люблю то, чем занимаюсь, и только от меня зависит, как будет в моём кармане: густо или пусто. Надо зарабатывать. А планы — они есть.
Виктория КОНДРАШОВА