ДААЛЫ
Для этой игры используются 64 дощечки с изображениями. Остановимся на некоторых особенностях этой игры. В игре участвуют 16 фигур, по четыре в каждой группе. Делятся они на две категории — сильные (хол ыяжы): шындавал — тамга, кас — свастика, олчей-удазын — «узел счастья», балык — рыба; обычные (барыстар): даалы 12 глазков, улу — 11 глазков, шокар он — десятка, он-карак — десятка (другая фигура), дагыр-тос — девятка, кызыл-сес — восьмерка, докпак-алды (дословно — решетка юрты), докпак беш — пятерка, мандан — четверка, докпак-ууш, уш-карак — тройка, куске — двойка (дословно — мышь).
Известный этнограф и фольклорист Ф. Я. Кон, например, приводил схему расположения точек на фишках, но не дал их названий, так как записи, содержащие этот материал, по его словам, погибли в результате несчастного случая. С. И. Вайнштейн приводит из названия. По его данным, в Тодже в отличие от остальных районов Тувы из сильных фишек имеется только один «кас».
Кроме «хлорула» и «даалы» есть игра, получившая название «дендии», где нет «сильных» фишек, и в нее играют так же, как в русское домино.
ПАНЧЫК
У жителей юго-восточных районов Тувы одним из наиболее популярных с древних и до наших дней развлечение является народная игра «панчык». Ее знают все, играют, впрочем, больше взрослые мужчины, забывая порой о сне и еде. Раньше перед началом обязательными были залоги, причем некоторые азартные игроки проигрывали в панчык коня с седлом и сбруей. Теперь панчыкисты, как и шахматисты, играют без всякого залога.
В панчык играют следующим образом: расстилают квадратный коврик, крестовидно разделенный лентами на 96 ячеек. Игроки — от двух до четырех человек — становятся по его сторонам, и каждый по очереди бросает шесть фишек — «змеиных головок». Чем дальше и точнее бросит их игрок, тем ближе продвигается к «финишу» его «бык». Выигрывает тот, у кого пара «быков» быстрее других пробежит до «финиша» через 85 ячеек-делений. «змеиными головками» фишки называют за их форму. На самом деле это раковины каури (чирбеш). Раковины маленькие, не больше копеечной монеты, овальные, с щелевидным устьем, ярко расцвеченные. Чтобы они были тяжелее и удобнее для броска, их заполняют сургучом или смолой.
Поистине необыкновенна судьба каури. Эти молюски обитают на Мальтийских и Локкадивских островах Индийского океана и относятся к классу брюхоногих. Они сравнительно редки, добыча и обработка этих раковин требует немалого труда, и поэтому с глубокой древности народы, сначала на Цейлоне, в Индии, а постепенно и в других странах стали употреблять их не только как украшение, но и как деньги, как разменные монеты. С островов Индийского океана они распространились чуть ли не во всем Северном полушарии: их находят археологи при раскопках среднеазиатских поселений первого тысячелетия до нашей эры, в ранних средневековых погребениях на территории России, Англии, Франции, Германии и славянских стран. В начале ХХ века каури в качестве денег еще употреблялись на Цейлоне, во многих провинциях Индии, Индонезии и почти во всей Африке. Стоимость их в разных странах была различна. Они являлись мельчайшей денежной единицей и в больших количествах приравнивались к единице других денежных систем, в том числе чеканной монете. В течение тысячелетий неказистая раковина царила на рынках мира. Любой товар можно было купить за каури, даже… человека. В среднем пять мешков или 20 тысяч штук давали за молодую рабыню.
Как всякие деньги, «змеиные головки» вызывали в те давние времена ожесточенную борьбу за обладание ими, жажда богатства доводила людей до преступления. Можно ли представить себе все это, наблюдая безобидную игру панчык?
Раковины каури у тувинцев служили не только для игры в панчык, но и как украшения, как атрибут шаманского костюма. Известный исследователь Тувы Ф. Кон писал, например, что обувь шамана и края его шапки пышно украшены белыми раковинами — теми же каурами. При археологических раскопках, особенно поздних, так называемых впускных погребений, часто встречаются раковины кауры.
Трудно сказать, чему они служили: были ли украшениями или выполняли роль религиозно-магической детали шаманского облачения, или денежной единицы, а может быть, они были предметом игры?
В настоящее время раковин каури в Туве почти не осталось Многие любители игры панчык теперь используют деревянные, каменные, пластмассовые фишки, даже пуговицы, но это уже, по мнениею панчыкистов, совсем не та игра, не то удовольствие.
Хулер-оол ЧАМЗЫ
с. Кызыл-Арыг
Тандинского района