«Положи пятак под пятку, — говорит мне мама, — примета хорошая, точно сдашь!». Я вздыхаю. С нынешними экзаменами всё не так, как было во времена наших родителей. Монетку в туфлю уже не положишь: прозвенит на металлоискателе — и прошерстят тебя с ног до головы. А вдруг прибор отреагировал не только на монетку? Так же и с разными пуговицами, фурнитурой. Зазвенели — и сразу в специальную комнату проверять отводят.
Моей маме остаётся только пожелать мне удачи.
— У меня был талисман, маленькая куколка. Вот её я брала на все испытания, — вспоминает она.
Удивляюсь: как же не отобрали? Получаю объяснение, что отбирать смысла не было. Сидел преподаватель, которому ты сдавал экзамен по билетам, он за всем наблюдал, и списывать резона не было, себе бы дороже вышло. Да и вопросы были загодя известны, а если опоздаешь на экзамен, то просто окажешься в конце очереди.
Что уж говорить, времена меняются…
Появился ЕГЭ, которым нас, сегодняшних школьников, пугают со средних классов. В этом году ещё новшество — декабрьское сочинение, рассматриваемое как допуск к экзаменам. Для нас это дополнительный стресс, и, естественно, не все ему обрадовались. Мнения традиционно разделились: кто-то был за дополнительную тренировку писательских навыков перед ЕГЭ, а кто-то — нет. Не добавляло оптимизма и волнение. Моя одноклассница Чимис Ооржак говорит так:
— Я очень волновалась! Боялась, что не сдам. К сочинению нужно хорошо подготовиться, перечитать книги, вспомнить биографию авторов.
Киваю: всё так. В других регионах и программы другие, поэтому много в сочинении было такого, что мы ещё не проходили. Наверняка школьники по всей России одинаково удивились.
Чимис добавляет, что ей идея внедрения сочинения кажется хорошей. К ней присоединяется и Орлан:
— Это поразительная возможность! Мы более детально изучали классику, готовясь к нему. А то, что устроили «пробник» сочинения, — вдвойне хорошо!
Нововведения на этом не заканчиваются. Например, с этого года математика раздваивается на профильную и базовую. Если хочешь связать свою дальнейшую жизнь с точными науками, то выбирай профиль. А уровень владения математикой «для жизни» ты покажешь на экзамене по базовой математике.
Я оказалась в подавляющем большинстве выпускников, выбравших оба уровня. На самом деле, это очень удобно. Можно подстраховаться. Кроме того, хочется себя проверить. Не зря ж одиннадцать лет в школе училась?
Понизим градус стресса… болтовнёй
Ребятам не нравится то, что нас разводят по школам. Хотя, если поразмыслить, как же поступить иначе? Наша школа, к примеру, не отвечает стандартам ППЭ. Да даже если бы и отвечала — а вдруг родные учителя помогут…
Меня чрезвычайно удручала перспектива ехать в незнакомую школу и решать КИМы в чужих стенах. Однако я быстро нашла в этом положительную сторону. Незнакомых людей с каждым разом остаётся всё меньше. Некоторые из новоприобретенных знакомцев собираются в те же ВУЗы, что и я.
Есть ещё одно, объединяющее выпускников, — это эмоции. Перед тем, как развести нас по аудиториям, преподаватели вынуждены по нескольку раз буквально перекрикивать шум в коридоре. Мы ведём себя так, будто сейчас перемена. Низкий поклон учителям, понимающим, что нам это надо.
Мы знакомимся, приветствуем друзей, говорим, говорим, говорим… часто смеёмся. Но смех, конечно же, похож больше на истерику. Разговор перед экзаменом, как мне кажется, это такое лекарство от волнения, пусть и слабо действующее. А во время экзамена нет-нет да задумаешься: каково сейчас твоему новому другу? В каком он кабинете? Не списывает ли?.. Это помогает отвлечься и успокоиться.
Проскакивают вопросы и о шпаргалках, как же без них? Нередко наблюдала измазанные чернилами руки. Руки предусмотрительно находились в длинных рукавах, и в глазах обладателей этих рук плясали хитринки.
Бумажные шпаргалки, по-моему, лучше. Их можно скинуть, если что. А ещё они обладают огромным преимуществом перед пронесённым телефоном: эти маленькие бумажки ученик исписывает сам; при такой предварительной работе даже одна мысль о том, что нужна подсказка, позволяет вспомнить многое.
Бывает, что перед экзаменом мы договариваемся выйти в туалет в одно время. В этом нет ничего «криминального». Простые вопросы о том, сколько решил и сколько ещё решишь, просьба подождать, чтобы вместе пойти домой. Серьёзные нарушения не проходят, ведь время выхода ограничено двумя-тремя минутами. Прибавьте к этому постоянное сопровождение организатора.
Однако с такими договорённостями нужно вести себя осторожно. Однажды дошло до того, что организаторы были вынуждены открыть туалеты для учителей, располагающиеся на каждом этаже. Появились очереди. Правда, в них никто не переговаривался и не списывал.
Нервотрёпка продолжается
…Я выхожу из аудитории и начинаю понимать, что допустила непростительную ошибку, а то и много непростительных ошибок. Пустите меня обратно!
Не пустят.
А если ещё начать ковыряться в своих сомнениях, найти одноклассника с похожим вариантом КИМа и узнать, что он ответил по-другому… Нервное напряжение достигает своего пика. В этом году результаты опаздывали на день-два.
— Неужели мы настолько плохо написали? — горестно вопрошала я у пустого школьного стенда. Конечно, позже результаты пришли, и, надо признать, весьма неплохие. Однако не все остались ими довольны.
Одна из наших отличниц, Алина Фролкина, подала апелляцию по русскому языку:
— Комиссия сочла мой балл достаточно высоким. Апелляцию мне не удовлетворили, а жаль.
Класс дружно кивает. Высокий результат даёт возможность поступить в престижные вузы страны. В борьбе за бюджетное место даже один балл имеет значение. На некоторых специальностях конкурс на место может составлять 20 и более человек! В таком свете сожаления Алины не выглядят беспочвенными.
Очень страшно не поступить в желаемый университет.
Больше нас волнуются разве что родители и учителя. «Вы все поступите, и даже на бюджет! Не переживайте, вы у меня умненькие детки!» — напутствует учительница русского языка Наталья Алексеевна. Перед экзаменом она пришла в школу проводить нас и пожелать удачи. Она же, чуть ли не громче нас, возмущалась, почему запаздывают результаты. Несомненно, такое участие и поддержка помогают нам укрепить веру в себя и настраивают на позитивный лад.
Ах, выпускной…
Сейчас, когда обе волны сдачи ЕГЭ — основная и резервная — миновали, мы делимся впечатлениями. В основном — встречаясь на репетициях выпускного вечера.
После экзаменов настала хлопотная пора подготовки к значимым событиям нашей жизни. Нужно собрать кучу справок для поступления, тем, кто метит в вузы «за Саянами», — купить билеты. Помимо этого, оформить документы для получения места в общежитии. Ну а пока нам не выдали аттестат, мечемся в ожидании, ведь без него не подать заявление на поступление.
Ко всему прочему, нужно подготовить речь для родителей и учителей, выучить песни и стихи, девочкам — дошить платья… Голова кругом идёт!
Естественно, пока мы не задумываемся о том, как будет тяжело прощаться со школой. От одной мысли об этом слёзы наворачиваются на глаза и хочется расцеловать всех, от сторожа до директора. Оттянуть бы этот миг, да нельзя.
— Выпускной — это прекрасное мгновение, которое разделяет два этапа жизни. После окончания школы каждый из нас, выпускников, оказывается перед очень важным выбором, выбором своего будущего, и это не может не интриговать, — говорит мне Катя, ещё одна наша отличница. — Это первый выпускной в моей жизни, поэтому я очень трепетно к нему отношусь. Он вызывает смешанные эмоции: и радость, потому что впереди тебя ждет неизведанная, наполненная яркими событиями студенческая жизнь, и грусть от того, что уходишь из своей любимой родной школы… Очень ответственный момент: детство завершилось, взрослая жизнь открывает перед нами свои двери!»
Многие годы школа была нам опорой. Мы взрослели, набирались опыта и заводили друзей. Думаю, со словами Кати согласятся все.
…И всё-таки долго ещё, услышав аббревиатуру «ЕГЭ», я буду судорожно хвататься за паспорт и искать взглядом чёрную ручку…
Серафима ЧООДУ,
выпускница школы №7