Все мы хорошо осведомлены о санкциях, введенных против нашего государства, и об ответных защитных мерах по запрету импорта продовольствия из стран Евросоюза и США.
Сегодня главная задача — увеличение объемов производства российской сельхозпродукции, максимальное задействование населения в экономических процессах. Необходимо дать нашим землякам возможность кормить себя, свои семьи, закрыв внутренний спрос, обеспечив тем самым продовольственную безопасность. Среднестатистические нормы потребления продуктами питания на одного человека, разработанные Институтом питания академии медицинских наук, составляют: в зерне — 230 кг (рассчитываются из расчёта 110 кг хлеба, макарон и т.д., чел./год), в бахчевых и овощах — 146 кг, в картофеле — 98,6 кг, мясе и мясопродуктах — 73 кг, молоке и молочных продуктах — 328,5 кг.
В 2013 году, по данным Росстата по РТ, в республике произведено: зерна — 16,7 тыс. тонн, картофеля — 33,4 тыс. тонн, овощей — 3,1 тыс. тонн, скота и птицы в живом весе — 21,9 тыс. тонн, молока — 62,6 тыс. тонн, яиц — 2,3 млн штук. Эти данные показывают, что мы обеспечиваем себя главными продуктами в расчете (среднестатистические нормы потребления продуктами) на душу населения; по зерну — на 23,4 процента, овощам — на 6,8, молоку — на 61 процент. Картофелем (108,5 процента), мясом и мясопродуктами(96,3 процента) обеспечиваем себя полностью.
Правительство РТ и Минсельхоз РТ по возможности финансовых средств поддерживают государственные программы для развития сельского хозяйства, обновляют машинно-тракторный парк, реконструируют оросительные системы, организуют выставки и т. д. В 2013 году в бюджете республики на государственную поддержку сельского хозяйства было предусмотрено 378,83 млн. рублей (269,33 млн. рублей из федерального, 109,5 млн. рублей из республиканского бюджетов). Это немалые средства, но и их недостаточно, а возможности бюджетов России и Тувы ограничены.
Для увеличения уровня собственного производства продовольственной продукции республике необходимы не только финансовые средства из бюджета РФ, РТ и местных органов властных структур, кредитные средства банков, но и разъяснительная, организационная работа среди сельхозпроизводителей. Данные Росстата по РТ показывают, что 81,7 процента сельскохозяйственного производства республики сосредоточено в хозяйствах населения, 11,8 процента — в сельскохозяйственных организациях, 6,5 процента — в крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей. Возросла доля личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств в валовом региональном сельхозпродукте. Личным подсобным и крестьянским (фермерским) хозяйствам трудно эффективно развиваться без модернизации взаимоотношений, долговременных организационно-экономических связей между ними. Объединительные процессы в аграрной сфере без административного давления — это закономерное проявление концентрации капитала и ресурса с учетом экономической целесообразности. Во всем мире сельское хозяйство имеет многосоставную основу — там есть и фермеры, и кооперативы, и крупные транснациональные корпорации.
Прирост производства товаров мог бы увеличиться на десятки процентов и более в год, отчасти при сельскохозяйственной потребительской кооперации. Объединившись в кооперативы, более доступно внедрять новые технологии, перевооружать производство за свой счет, по линии госпрограмм или кредитов, развивать базы хранения, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции. Конечно, есть реплика: «Это мы проходили». Да, кооперативное движение, начатое в 2006 году, идет не без сложностей. Однако ожидаемого результата не произошло в связи с отсутствием единого координирующего органа. На мой взгляд, причиной тому — отсутствие единого координирующего органа и господдержки в организационной, финансовой и нормативно-правовой сферах. Она особенно остро нужна для создания и становления снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов.
Кооперация в аграрном секторе — это насущная необходимость. А санкции подталкивают возрождать кооперацию на селе.
Глава Минсельхоза РФ Николай Федоров (источник «Российская газета») отметил: «...мобилизоваться нужно всем, в том числе самим аграриям. Мы разработали программу поддержки сельской кооперации. В этом году впервые выделяем 300 миллионов рублей на грантовую поддержку проектов по формированию разных форм сельской кооперации — и потребительской, и сельскохозяйственной, и других форм. В следующем году, уверен, поддержка будет еще больше. Кооперация — это крайне важное направление, своего рода локомотивный проект. Все малые и средние формы хозяйствования не могут быть конкурентными сами по себе, им необходимо объединяться. И мы должны их поддержать в проектах по первичной переработке продукции, упаковке, хранению, глубокой переработке и реализации товаров... Без сельской кооперации невозможно создать трудоспособный аграрный сектор. Фермеры и частники не могут обеспечить развитие сельского хозяйства в полной мере. Нам нужны региональные программы развития сельской кооперации. Мы будем это софинансировать... Господдержка из федерального бюджета — это дополнительный импульс губернаторам, они должны обращать внимание на развитие кооперации на своих территориях...»
Сельскохозяйственная деятельность является многогранной и очень сложной. Поэтому для того, чтобы достичь эффективности организации сельхозпотребкооперации, требуются очень обширные знания. А сегодня многие даже путают два разных вида кооперации — системы потребительских обществ Центросоюза и сельскохозяйственной кооперации.
Потребительская кооперация системы Центросоюза РФ, действующая в рамках закона «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ» (№ 3095-1 ФЗ от 19.06.1992) имеет следующее построение: потребительские общества, региональные союзы, Центросоюз РФ и т. д.
Сельскохозяйственная кооперация, регулируемая законом «О сельскохозяйственной кооперации» №193-Ф3 от 08.12.1995 года, включает в себя все виды сельскохозяйственных кооперативов (производственные и потребительские).
Недостаточный уровень знаний сельского населения о кооперации, дефицит навыков хозяйственного самоуправления, психологическая неготовность к самостоятельному кооперированию и налаживанию партнерских отношений являются одной из основных причин недостаточного уровня развития сельскохозяйственной потребительской кооперации.
Чтобы преодолеть существующий барьер, есть необходимость создания разветвлённых сельскохозяйственных консультативных служб, которые организуют обучение на курсах об изменении в законодательстве, о налогообложении (прим. — часто возникает у КФХ, ИП настороженность двойного налогообложения на продукцию), об отношениях кооператива с пайщиками, о хозяйственной деятельности и т. д. в режиме реального времени.
Для создания условий развития потребкооперации и решения задачи, которую перед нами ставит время (имеется в виду обеспечение продовольственной безопасности), важную роль сыграют органы местного самоуправления. Желательно, чтобы приоритетным направлением работы органов местного самоуправления кожуунов, сумонов стало всемерное содействие развитию кооперации на своих территориях и малых форм хозяйствования в АПК, в частности.
Министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров (источник «Российская газета») призывал сельхозпроизводителей: «...стать более организованной, мощной силой, ловить момент, воспользоваться шансом» и предупредил: «...под лежачий камень вода не течет, федеральные деньги не получат равнодушный к селу губернатор или глава поселения».
Очевидно, развитие экономики республики в значительной степени зависит от устойчивого долговременного развития аграрного сектора. Всем нам, сельхозпроизводителям, игнорировать призыв и предупреждение главы Минсельхоза РФ ни в коем случае нельзя. Пришло время еще более активно работать для развития АПК республики.
Роман МОНГУШ; с. Сукпак.