Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Сам себе хоомейжи

17 декабря 2015
1173

«На концерте за границей зрители сидели и представляли образ Тувы, слушая хоомей. И один из них, придя домой, набрал в Интернете слово «Тува». К его изумлению, он увидел на фотографиях один в один то же самое, что рисовало его воображение во время концерта под звуки хоомея. Те же горы, те же степи. Он пришёл на второй концерт и поделился с нами этим открытием. В этом уникальность горлового пения. Слушатель через звуковые вибрации способен очень точно визуализировать посыл».

Как-то в конце первого курса студент Алтайского государственного медицинского университета Алаш Монгуш получил задание приготовить презентацию о своей маленькой родине. Он приготовил, выступил. Рассказал о культуре тувинцев, продемонстрировал фотографии. «А сам ты можешь что-нибудь показать?» — спросили у него заинтересованные слушатели. — «Ну, например, исполнить горловое пение?» Алаш даже покраснел от смущения: «Нет, не могу. Не умею».

«А надо бы уметь», — пожурили юношу, задев самолюбие парня.

Библиотеки Барнаула мало чем могли помочь Алашу, учителей по хоомею искать было негде. Поэтому он начал шерстить Интернет: что там есть. Искал историческую информацию, скачивал видеоролики. Засматривал их до дыр и в конце концов решился учиться самостоятельно: хотя бы повторять за исполнителями. Уж как мог. Сначала стыдно было даже перед самим собой. А страшно как — не выскажешь. Но юноша упорствовал.

— Однажды вечером шёл по улице, — рассказывает Алаш, — вокруг никого не было. Взял да и начал напевать. И — опа! — получилось. Так обрадовался! Пришёл домой, начал практиковать изо дня в день. Еду из университета в автобусе — там шумно, никто не слышит — тоже пою. Иногда люди поворачиваются, удивлённо смотрят. Что за звуки? Откуда? Пугаются. Ещё люблю петь в подъездах. Там такое классное эхо. Правда, жильцы тоже, бывает, пугаются.

 «Как-то на гастролях в Чехии к нам подошла женщина с маленьким ребёнком. Она рассказала, что её ребёнок родился на свет под звуки хоомея, исполняемого солистами «Хуун-Хуур-Ту». Она снова была беременна и намеревалась рожать второго ребёнка под эту же музыку.

Эртине Куулар — руководитель тувинского отделения Всероссийского союза молодёжи. В этой ипостаси ему приходится много ездить, часто бывать на разных молодёжных мероприятиях. В августе участвовал в форуме «Территория смыслов на Клязьме». И ему пришлось краснеть за себя и переминаться с ноги на ногу, когда ребята из национальных республик феерично демонстрировали особенности национальных культур. А он, Эртине, получается, мог только теоретически предложить представить, кто такие тувинцы и чем они интересны. Тогда-то у уязвлённого парня и родилась идея: а можно ли организовать в Туве мастер-классы для таких же, как Эртине, ребят, которые хотели бы освоить хотя бы азы горлового пения? И возможно ли научиться хоомею вот так, с набегу, не имея никакой школы, а одно только жгучее желание?

Своими мыслями Эртине поделился с руководителем тувинского национального оркестра Аяной Монгуш. Она нашла, что идея хорошая, и привела парня в Центр развития тувинской национальной культуры.

Сегодня, 17 декабря, состоится уже отчётный концерт. Ребята, с которыми два с половиной месяца работали заслуженные тувинские хоомейжи, покажут, чему научились.

За плечами десять занятий. Встречались каждую неделю. Стабильно приходили по 10–15 человек, поначалу прибегал даже восьмиклассник из школы № 5. Но смеркалось на улице всё раньше, а ездить подростку было далековато, и он занятия забросил. Зато самый старший участник, 61-летний ветеран МВД, появлялся регулярно. В основном же занимались люди молодые: студенты, как Алаш, работающая молодёжь.

Оказалось, что набрался тот оптимум, который вообще возможно было охватить за короткое время, отводимое для учёбы. А чтобы дополнительная нагрузка для преподавателей, которые согласились, кстати, отработать даже без гонорара, не была слишком им в тягость, время подобрали вечернее, но ещё рабочее — в четверг в четыре. На занятия планировали отводить час, но не укладывались. Засиживались, бывало, и до шести, и до семи вечера. Оказалось, что помимо общих занятий, с каждым ещё надо отработать индивидуально: корректировать, направлять.

Каждый новичок начинал с того, что, превозмогая стыд и страх, всенародно должен был исполнить хоомей так, как может. Показать, что знает, что умеет и на что спо­собен. Преподаватель его оценивал и помогал ему профессиональными советами. Уровень подготовки участники продемонстрировали разный. У кого-то, как у Эртине, по его собственной оценке, он был нулевой, а кто-то пришёл уже практически готовым для сцены. Таких только чуть-чуть поправляли и слушали как образец. Слегка завидуя.

На занятиях играли на музыкальных инструментах, сражались в частушечных баттлах. Часть времени отводилась на беседы с наставниками — заслуженными горловиками. На последнем, десятом занятии, с ребятами общался Андрей Монгуш. Рассказывал о месте хоомея в своей жизни, о случаях из концертной практики. Советовал, что и как лучше петь, а чего петь ни в коем случае нельзя. Рассказывал, как подружиться с инструментом, какими секретами владели предки, как донести до слушателя главное.

 «Когда будете исполнять горловое пение, думайте о тех местах, где вы выросли, где видели красивые пейзажи. Думайте об этом. Научно не обосновано, в чём сила горлового пения. Но главное при исполнении — делать это от души. Желать, чтобы слушатель получил пользу, порадовать его исполнением. Не стесняться. Когда исполняешь от души — каждое слово обретает силу. Помните, что если петь о несчастной любви, то это может реализоваться в вашей жизни. Поэтому из ваших уст должны звучать только добрые, хорошие слова».

Отчётный концерт участников мастер-классов пройдёт в формате конкурса. Жюри выберет троих лучших, которых наградят призами. Главный приз — сделанный мастерами Центра тувинской культуры национальный музыкальный инструмент дошпулур. Уникальный инструмент: корпус его украшен заглавными «СМ» — Союз молодёжи. Кроме того, все участники получат по сертификату, подтверждающему факт обучения.

* * *

Так можно ли научиться горловому пению, имея только горячее желание?

Алаш Монгуш подтверждает: можно. Так сложилось, что сейчас он дома, в Туве. Взял академический. Чтобы использовать время с пользой, пришёл в Центр тувинской культуры. Пришёл, чтобы на практике чему-нибудь научиться. И неожиданно попал на мастер-классы. Страшно обрадовался: студент — человек бедный, и когда знание ему предлагают бесплатно — то это просто подарок судьбы, считает Алаш.

— Я думаю, научиться может вообще каждый, — говорит Алаш. — У меня в роду никто не поёт. А я попробовал — и хоп, получилось. Каждый сумеет. Надо только желание — и всё. Самое сложное — это, пожалуй, критика окружающих. Всегда страшно, а вдруг кто-то скажет: что это за песня, зачем так поёшь? Это надо преодолеть. Пригодится ли? Думаю, да. Бывает, друзья просят исполнить горловое пение. Что я с радостью и делаю. Ну, а то, что через исполнение становишься как будто ближе к своим корням, лучше понимаешь свою культуру и самого себя в конечном счёте, — думаю, это понятно каждому.

Свой социальный проект по горловому пению тувинский Союз молодёжи планирует продолжить и в следующем году. А если удастся получить грант, то, возможно, следующие занятия будут проходить параллельно и в режиме онлайн-трансляции.

 

«Когда сопровождаете песню инструментом, должен получиться диалог. Вы поёте: моя родина красивая — и инструмент отвечает вам: да, она красивая. Сопровождение дополняет красоту песни. Раньше если человеку было грустно, он играл на инструменте, и ему становилось легче. Играл на горе, в поле, степи. Играя, люди расслаблялись, медитировали. Если не умеете играть — учитесь постепенно. Учитесь на тех инструментах, какие есть. Найдите на них свою ноту — и, сопровождая себя мелодией, пойте…»

Виктория КОНДРАШОВА