В День России, 12 июня, ансамбль «Саяны» представил большую праздничную программу, которой завершился концертный сезон. Об этом и не только — в интервью с художественным руководителем коллектива, народным артистом Тувы Аяном Мандан-Хорлу.
— Аян Владимирович, «Саяны» доставили большое удовольствие своим поклонникам. Знакомая девушка даже расстроилась, что ее мама в отъезде, а то бы обязательно пришла, поскольку почитательница ансамбля.
— Мы подготовили программу, в которой предстала вся Тува. Постарались охватить все ее районы.
— Об этом говорят сами названия номеров: песни «Овюр кызы», «Монгун-Тайга», «Бай-ла Тайгам», «Улуг-Хемим — Енисейим», танцевальные постановки «Чаданская плясовая», «Эзир-Кара», «Тоджинская сюита» и другие. Закрытие сезона, значит — отпуск?
— Полного отпуска, скорее всего, не получится: много планов. В июле едем в Улан-Батор, на Международный фестиваль танца. В августе участвуем в праздновании 250-летия Даа хошууна. В сентябре нас ждут в Китае, во Внутренней Монголии, в октябре — в Южной Корее.
— А весной вы побывали в Европе. Расскажите о поездке, пожалуйста.
— Да, два месяца назад мы с группой из 15 человек совершили турне. В Париже приняли участие в концерте, посвященном 70-летию ЮНЕСКО, в штаб-квартире организации. Нас очень хорошо приняли. Представили горловое пение, народные песни, танцы: тюркский, в постановке Менгилена Сата, и мой «Ойтулааш». В Германии дали концерт в Кельне. В столице Австрии — Вене, в Императорском дворце Хофбург.
— Понятно, что Европе всегда интересно искусство Азии, все-таки разные культуры. А чем удивлять нашего, тувинского, зрителя?
— Только профессионализмом. И постановками. Они должны так затрагивать человека, чтобы он смотрел и понимал: да, это наше, тувинское, у нас есть такая традиция, такой обряд.
— Как вы оцениваете состояние хореографии в ансамбле сегодня?
— Сейчас она на пути становления. Первые постановки делали приезжие мастера, такие, как Шатин. Программы, которые вошли в «золотой» фонд, готовились в творческой мастерской эстрадного искусства в Ленинграде. Потом стали работать свои специалисты, ставили тувинские народные танцы. К 100-летию единения России и Тувы осуществили проект «Золотые стрелы мечты». Языком танца, пластики постарались показать разные эпохи исторического пути тувинского народа. Постановщиками были Вячеслав Донгак, Менгилен Сат и я. Пригласить Менгилена Сата и Марата Тумата, лауреатов международных конкурсов, было инициативой Вячеслава Донгака, чтобы усилить коллектив. Мы рады, что они приехали. В ансамбле они — балетмейстеры-репетиторы. Марат работал в Санкт-Петербурге, у Эйфмана. Менгилен Сат, заслуженный артист Бурятии, Тувы, выпускник ГИТИСа, работал в Москве. Это разноплановый хореограф, делает постановки в разных жанрах: народном, классическом, современном.
— Каков состав танцевальной группы? Возраст, образование?
— В основном — молодежь, выпускники Кызылского колледжа искусств.
— Это сложный период: молодые кадры?
— Чтобы соответствовать уровню ансамбля, надо много репетировать. У всех — разная подготовка. С Маратом Александровичем и Менгиленом Биче-ооловичем мы два года назад ездили по республике, отбирали талантливых детей. Набрали группу ребят после девятого класса — готовим будущих артистов. Сами преподаем им специальные предметы. Другие они изучают в колледже искусств имени Чыргал-оола.
— А за пределами республики будущие артисты учатся?
— Учатся. Но на классическом отделении, а нам нужны «народники», то есть выпускники народного отделения. У нас балета нет. Где они будут работать после окончания классического? Наша стихия — народные танцы. «Классиков» надо долго переучивать, снова стопы выворачивать. Классическое и народное направления — абсолютно разные.
— Какие дальнейшие планы?
— В следующем году свое 80-летие будет отмечать наш единственный Национальный театр имени Кок-оола, и столько же исполняется спектаклю «Хайыраан бот». Хотим сделать одноименный мюзикл. Покажем знаменитую постановку через хореографию, вокал. Время требует нового мышления, новых решений.
Елена ЧАДАМБА