Тувинская правда 12+

С праздником, родная школа!

24 мая 2018
685

Школа № 3 города Чадана отметила свой 60-летний юбилей. За 60 лет многое изменилось в школе. А когда-то, в 1958 году, это была скромная деревянная начальная школа.

В настоящее время школа № 3 — базовая школа района, имеет статус республиканской экспериментальной площадки. Обучаются в школе 582 учащихся. Открыты профильные классы, имеются классы с углубленным изучением отдельных предметов, инженерно-технический класс.

В педагогический состав входит 53 учителя. Из них 45 учителей-женщин и восемь педагогов-мужчин. Работают два отличника народного просвещения и три почетных работника общего образования Российской Федерации.

Директором школы является Людмила Октек-ооловна Сегленмей. С 2009 года она умело руководит коллективом.

А первым директором школы была Анна Порфиловна Михайлова, затем Михаил Александрович Чешун и Фаина Федоровна Березина. С 1969 по 1978 год — Сергей Карелин, с 1978 года — Афанасий Гаврилович Степанов. В 1982 году школа № 3 из восьмилетней реорганизована в среднюю общеобразовательную, и директором стала Зинаида Тулушовна Ооржак, с 1985 года — Сайын Чылбаковна Монгуш. Также директорами были Алефтина Сугдуровна Шаалы, Анна Салчаковна Ооржак, Раиса Маадыр-ооловна Ховалыг, Людмила Серин-ооловна Монгуш, Долзат Доржуевна Бегзи.

За последние десять лет школа показывает хорошие результаты по ЕГЭ, ОГЭ в районе, добивается высоких достижений во Всероссийских предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах. Это благодаря неустанному труду сплоченного коллектива. Высокими профессионалами своего дела, имеющими большой опыт работы, являются такие учителя, как С. О. Шагдыр, Д. Д Бегзи, Е. К. Тамбар, Л. О. Сегленмей, Т. С. Кужугет, О. М. Хертек, С. С. Монгуш, Ч. Е. Ондар, Я. Б. Конгар.

В школе хорошо организована внеурочная деятельность, работают кружки и секции, сложилась система воспитательной работы. Большое место отводится традиционным мероприятиям, таким, как «Дары природы», «День Учителя», «Посвящение в старшеклассники», «Тимуровская помощь», «Туристический слет». Значительными результатами учащихся школы на федеральном уровне считаются победа во Всероссийском фестивале-конкурсе « Моя федерация» (2015, 2016), который проходил в ДВЦ «Океан», обеда в Рождественском кубке по волейболу среди юношей в Сибирском федеральном округе, и многие другие.

Главным достоинством школы считаются выпускники, окончившие школу с золотыми и серебряными медалями: два золотых медалиста и 28 — серебряных.

Педагоги школы работают так, чтобы дети с большим желанием приходили в школу, получали удовольствие от процесса познания. И все силы направлены на то, чтобы школа развивалась.

А. ООРЖАК,

заместитель директора по НМР МБОУ СОШ № 3 г. Чадана

 

УЧИТЕЛЬ — МОЕ ПРИЗВАНИЕ

Вряд ли кто задумывается о самой благородной в мире профессии — профессии учителя, одной из самых древних на земле. И эта профессия будет сопровождать людей всегда. Глупость, будто когда-то детей станут обучать роботы. Они будут помогать учителю, но заменить живого человека техника не сможет. Перемен в образовании сегодня проводится много, хотя не все из них поднимают престиж образования.

Я еще в детстве решила, что буду учителем русского языка и литературы. Учитель оставляет после себя невидимый, на первый взгляд, след. Великие педагоги не сотворили пирамид, дворцов или плотин, но их мысли изменили мир.

Большинство наших учителей честно делают свое дело. Им трудно: невысокая зарплата, плохие условия в школе и бедность кабинетов, у всех семьи и дети. Я каждый день вижу, что все свободное время мои коллеги проводят за проверкой домашних заданий школьников.

Но именно они, эти скромные труженики чаданской школы № 3, пробуждают мозг детей к умственной деятельности, помогают развиться в полную силу их способностями. Когда общество будет больше заботиться о школе, а родители станут больше думать об образовании своих детей, а те, в свою очередь, станут серьезнее относиться к учебе, тогда, наверное, в школу придут более образованные, талантливые и инициативные люди.

Я с глубокой благодарностью вспоминаю своих наставников, ровесников-учителей Светлану Ооржаковну Шагдыр, Долзат Доржуевну Бегзи, Анчыму Монге-Назыновну Ондар и молодых коллег, директора в лице Людмилы Октек-ооловны Сегленмей, завучей Долаану Бюрбюевну Монгуш, Арину Кок-ооловну Ооржак, Урану Сюр-ооловну Ондар за чуткое, уважительное отношение к моим личным проблемам.

И еще нужно сказать спасибо и другим коллегам, кто трудится в чаданской средней школе № 3. Работая словесником, я старалась воспитывать своих ребят на примерах русской литературы, указывая незыблемые нравственные ориентиры. Урок для меня — это, прежде всего, встреча, общение с учениками, а потом, конечно, предмет, методика…

Эта встреча должна быть живой. Не хотелось бы отодвигать встречу заботами об успеваемости, отметками, то огорчающими, то радующими. Главная забота учителя: на уроках дети быть раскованными.

Думая о том, как учить и научить всех, надо думать и о том, как воспитать их достойными людьми.

Елизавета ТАМБАР,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 3 г. Чадана

asdf asdf asdf