Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

С котомкой за плечами и посохом в руке…

2 октября 2018
408

120 лет назад Василий Григорьевич Янчевецкий отправился путешествовать по Северной и центральной России. В 1920—1921 годах он проживал в селе Уюке Пий-Хемского района.

Василий Григорьевич Янчевецкий родился в Киеве. С 1886 года учился в Ревельской, Александровской и Николаевской гимназиях, где был директором его отец Григорий Андреевич — известный учитель греческого и латинского языков в гимназиях Киева, Риги и Ревеля (ныне — Таллин). После окончания в 1898 году университета Василий Янчевецкий, получив диплом, вернулся в Ревель, имея определенные намерения относительно самостоятельной жизни, мечтал осуществить свою заветную мечту — отправиться бродить по Руси, пересечь вдоль и поперек её беспредельные равнины, горы и леса, изучая жизнь народа. Осенью 1898 года в холодный и дождливый день Василий Янчевецкий отправился в путь. В овчинном крестьянском полушубке и высоких смазанных сапогах с брезентовой котомкой за плечами и посохом в руке.

Останавливаясь в деревнях, он наблюдал ежедневный крестьянский быт, ему даже самому хотелось испытать, понять заботы, радости и печали трудового народа, хотелось заглянуть в то, что называется «душой народа»! Ночевал на постоялых дворах, в крестьянских убогих избах, слушал рассказы мужиков об их бродяжничестве в поисках работы, предания и сказки бабушек, девичьи песни. Встречал и радушный приют у сельских учителей, тайно кипевших радикальными и революционными убеждениями, в землянках лесорубов, шалашах звероловов-охотников.

«Пешеход» бродил по России где пешком, где подсаживаясь на попутную телегу или в лодку. Где только он не побывал: на берегу озера Ильмень, в Новгороде, в рыбацких поселках и крестьянских селах, в глухих лесах и пыльных степях, у сектантов возле озера Селигер и в деревнях Ржева и Смоленщины, и в «воскресных школах» для крестьянских девушек Тульской губернии, в «Иконописной школе» при Троице-Сергиевой лавре.

При поездке в Вологду и на Онежское озеро по Марийнскому каналу (впоследствии здесь построен Беломорско-Балтийский канал), к ссыльному другу — студенту Ветринскому (Чешихину), «пешеход» в Свири едва не стал жертвой бандитской шайки, заманивавшей, грабившей и убивавшей проезжих, и спасся чудом, отплыв на караване барж с «красным товаром».

«Эти скитания дали мне возможность не только многое повидать, но и понять душу простого русского человека, талантливого, терпеливого, но тогда бесправного, — писал Василий Ян. — В этих скитаниях мне стали понятны слова Некрасова:

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал…»

Пройдя пешком десятки сотен километров, Василий Ян за два года побывал во всех уголках Северной и Центральной России. Посетив десятки деревень, рыбацких и охотничьих посёлков, сплавляясь по рекам России с плотовщиками, молодой исследователь собрал уникальный материал по обычаям, традициям и языковым особенностям народа российского. Свои путевые заметки Василий Ян публиковал в местных газетах, а основной литературный материал был собран в книге «Записки пешехода». Книга вышла в свет в 1901 году.

Среднеазиатские приключения целью следующей экспедиции стала Средняя Азия. Верхом на лошади писатель Ян Василий пересёк пустыню Каракумы и добрался до Бухары, которая стала отправной точкой перед походом в Индию. Пройдя с караваном кочевников вдоль афганской границы до Белуджистана, он наконец-то достиг желанной цели.

Изучая древние азиатские пути, по которым проходили армии Александра Македонского, Чингисхана, Бабура и Тамерлана, Ян Василий решается написать книгу об историческом прошлом того времени. Примечательно, что путешествуя по Средней Азии, писатель имел официальную работу — инспектор по колодцам в Туркестане. В таком статусе Василий Янчевецкий прибывал с 1901 по 1904 год.

Через несколько месяцев после выхода в свет «Чингиз-хана» началась вторая мировая война, возвестившая о появлении современного (тогда) «бронированного Чингиз-хана», и книга Василия Яна, рассказывающая о событиях семисотлетней давности, стала необычно актуальна, бестселлером, читавшимся нарасхват.

Эта повесть, как и появившееся вскоре, накануне вероломного нападения фашисткой Германии на СССР, её продолжение — повесть «Батый», а затем и другие книги исторической эпопеи Василия Яна рисовали трагические и героические картины истории, воскрешали образы наших далеких предков, защищавших Родину от завоевателей, и вдохновляли советских воинов, оборонявших родные города и рубежи от армии современных «чингисханов и батыев».

Василий Ян говорил, что писатель должен до последней возможности создавать художественные произведения. Являющиеся феноменом свободного полета фантазии, и лишь при полном искании родника оригинального творчества может переходить к мемуарам. Этому принципу он следовал до преклонных лет.

Остаток своей жизни Ян Василий Григорьевич проводит в Подмосковье, в городе Зеленограде, где и умирает 5 августа 1954 года. Все это время с ним находилась приёмная дочь, которая и проводила своего отца в последний путь.

Олеся ТЫРЫШКИНА