Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

С какими вызовами пришлось столкнуться Туве?

31 декабря 2013
1769

И насколько адекватными были действия республиканских властей на них? Об этом в обзоре событий, которые заметнее других изменили жизнь республики и будут, очевидно, сохранять свое влияние в наступающем 2014 году.

Проверка на прочность

В уходящем году Тува преодолевала целую вереницу испытаний. За неделю до новогодних праздников произошла авария на Хову-Аксынской ТЭЦ. Обычно такие ЧП несут в себе мощный заряд деструктивности. Но ситуацию в Хову-Аксы власти республики при моральной поддержке населения удержали от такого сценария. Премьер Шолбан Кара-оол развернул ситуацию в пользу Тувы, доказав, что старая ТЭЦ в Хову-Аксы, пережившая три нормативных срока, до сих пор держалась исключительно на будничном героизме и находчивости персонала. Причем представителям федеральных министерств и ведомств дали увидеть своими глазами, что примерно в таком же состоянии и другие теплогенерации республики. В итоге многие из тех, кто приезжал из Москвы с проверкой, стали союзниками Тувы в решении ее энергетических проблем на федеральном уровне.

В течение года республике еще не раз пришлось пережить экстремальные моменты. Туву сотрясали отголоски прошлогодних землетрясений — менее сильные, но все равно подтачивающие состояние людей и крепость зданий. Пришлось спасать животноводов и скот, оказавшихся в снежном плену, бороться с лесными пожарами. Но самым нелегким переживанием стала гибель под снежной лавиной пятерых монгун-тайгинских подростков. Спасательная операция под руководством главы республики шла в сложных погодных условиях. Увы, стихия оказалась сильнее — ни у одного из обнаруженных под толстым слоем снега ребят, считают специалисты, не было шансов выжить.

Впервые за постсоветские годы власти Тувы рискнули взять кредит и за рекордно короткий срок самостоятельно построили в поселке Хову-Аксы не просто новую котельную, а современную генерацию с запасом на перспективу и несколькими уровнями защиты от нештатных ситуаций.

Это ценнейший опыт. Еще важнее, что волну всеобщего внимания к этому поселку глава республики Шолбан Кара-оол сумел конвертировать в ряд серьезнейших решений руководства России по энергетической отрасли Тувы. Во-первых, поддержку Президента России получил проект строительства новой теплоэлектростанции в Кызыле, продвигаемый Кара-оолом с 2009 года. Владимир Путин дал согласие внести ТЭС в федеральный перечень энергообъектов, которые будут строиться по системе так называемых договоров присоединенной мощности (ДПМ), привлекательной для инвесторов гарантированным возвратом вложенных средств. На сегодня это единственно возможный способ побудить крупный бизнес к участию в проектах, аналогичных тувинской ТЭС — с долгим сроком окупаемости и немалыми коммерческими рисками.

Поддержка энергетических проектов Президентом РФ помогает пробить стену безучастности энергетиков к вопросам развития республики. Собственники Кызылской ТЭЦ, к примеру, согласились найти возможность изыскать резервы тепловой энергии для присоединения к теплосетям новостроек Кызыла, а МРСК Сибири ускорилась на реконструкции Чаданской ЛЭП.

Еще одной сферой, где ощущались позитивные сдвиги, стали транспортные проекты республики.

В 2013 году после многолетнего перерыва возобновились регулярные межрегиональные авиарейсы из Тувы благодаря включению республики в перечень регионов, которым оказывается федеральная помощь в субсидировании авиаперелетов. Причем субсидии позволили уравнять цену на авиабилеты даже со стоимостью проезда наземным транспортом, сделав воздушное сообщение доступным для людей со средним достатком.

В этом же году увенчались успехом настойчивые обращения главы Тувы о переносе сроков реконструкции аэропорта «Кызыл», которая из года в год отодвигалась на неопределенный срок. В предыдущие годы Шолбан Кара-оол предпринял целый комплекс мер для сохранения аэропортового хозяйства и изменения его статуса. Глава Минтранса РФ Максим Соколов согласился приехать в Туву, после чего ведомство приняло решение о начале проекта не в 2016, а в 2013 году.

К числу несомненных успехов, в которых заключен огромный потенциал для экономического роста в среднесрочной перспективе, относится инициатива Кара-оола, поддержанная руководством страны, об изменении маршрута федеральной автотрассы М-54. Новое направление должно ускорить создание многостороннего перехода на российско-монгольской границе и сформировать предпосылки для открытия через Туву транспортного коридора между Европой и Азией.

В новую фазу развития вошел в 2013 году ключевой инфраструктурный проект Тувы — строительство железной дороги Кызыл — Курагино. Годом раньше, когда обманутое частным партнером государство вышло из проекта, власти республики ценой неимоверных усилий предотвратили его замораживание, отыскав нового инвестора. Сегодня проект Кызыл — Курагино рассматривается правительством России как один из основных претендентов на средства Фонда национального благосостояния.

Долаана САЛЧАК