Кызылскому народному Театру юного зрителя в прошлом году исполнилось 50 лет, о его создании есть соответствующий документ от 1 июня 1964 года. Не одно поколение юных актеров прошло через его школу. Одно из признаний в любви к театру и его педагогам пришло из Санкт-Петербурга от одной из бывших тюзовцев — Долааны Хертек.
Говорят, если в актере «сидит ребенок», то он легко может перевоплотиться в разные роли. А насколько легко детям играть роли в театре? На этот вопрос могут ответить маленькие актеры Театра юного зрителя, который уже 50 лет радует своими спектаклями детей и взрослых нашей республики.
Я тоже, с 1993 по 2002 год, была актрисой ТЮЗа и очень благодарна ему за то, что он дал многое, начиная от умения держаться на сцене и заканчивая большой любовью к театру. Но обо всем по порядку, а начну я с самого начала.
В ТЮЗ меня привела в 1993 году моя тетя, Наталья Сагдыевна, как всякого ребенка приводят в кружок дополнительного образования. В то время проводился набор в студию, где детям давали уроки актерского мастерства, пения, рисования, хореографии, также были занятия по гимнастике (мы называли их цирком) и английскому языку. Занятия проходили необычайно интересно и весело — нас просили изображать животных, петь, танцевать, были упражнения на зрительную память и занятия по сценической речи. Нашими наставниками были тюзовцы, которые когда-то были такими же начинающими актерами, как мы, они с радостью передавали свой опыт нам, юным актерам. Уроки рисования вел Валерий Павлович Шульга, сценическую речь — Татьяна Николаевна Намай, английский язык — Роланда Николаевна Конгар и другие. Сейчас, вспоминая эти занятия, могу с гордостью сказать, что с нами работали, как с настоящими актерами в театральных вузах.
Моим первым выступлением перед большой публикой было участие в театрализованном представлении «Пропала Маймун» в 1993 г. в Национальном театре. Оно было посвящено встрече Нового года, режиссером представления была Айлана Леонидовна Чадамба — бессменный руководитель и режиссер ТЮЗа. В театрализованном действии участвовали многие коллективы Кызыла, студенты училища искусств, актеры Муздрамтеатра, а также мы — юные актеры ТЮЗа — в роли клоунов и артистов цирка. Сцена театра тогда казалась мне огромной, а зал — еще больше. Там я впервые почувствовала на себе свет софитов, бьющих в глаза, и то ощущение, когда совсем не видно зрителя, а в зале так темно, что лишь потрясающая энергетика зрителей и громкие аплодисменты дают осознание, что ты находишься на сцене. Первое выступление — это как первая любовь, запоминается на всю жизнь.
После Нового года в ТЮЗе началась работа над «Желтым аистом». Это была замечательная китайская сказка о юном художнике, который в благодарность за еду нарисовал в Чайной желтого аиста. С приходом гостей в Чайную аист оживал и танцевал для публики. Единственной просьбой художника было не заставлять аиста танцевать для одного человека. Но злой господин ослушался просьбы, и Желтый аист, станцевав для него в последний раз, умер. Трогательная сказка, поставленная Айланой Леонидовной на сцене ТЮЗа, никого не оставила равнодушным и была высоко оценена зрителями, как взрослыми, так и совсем юными. Спектакль в свое время выиграл городской и республиканский смотры народных театров.
Все эти победы нас, конечно, радовали, но больше всего мы ждали наступления воскресенья и спешили на спектакль, чтобы поделиться своим творчеством со зрителем, пришедшим на представление. В этом и заключалась главная награда для нас, юных актеров.
Декорации и костюмы «Желтого аиста» были необыкновенной красоты. Спасибо художникам Валерию Шульге и Юрию Минаеву. Костюмы были изготовлены из китайской парчи и шелка, использовался настоящий бамбук. В спектакле я играла роль Луны. Главного героя, художника Юн Су, сыграл блондин Коля Кротов. Чтобы превратиться в китайца, ему впервые пришлось использовать парик и профессиональный грим. Спасибо за такой опыт Людмиле Волошиной, мастеру грима и ветерану ТЮЗа. Спектакль был наполнен танцами и песнями. Девочки Арина Оюн, Аяна Араптан, Айлана Монгалбии, Айлана Чульдум принимали участие в нескольких эпизодах спектакля. Так, например, вначале они танцевали танец волн, а затем почти сразу должны были исполнять песню светлячков. Сейчас я поражаюсь: ведь они должны были успеть за пару минут переодеться из одного костюма в другой, при этом не забыть снять грим!
Был еще один интересный случай. Однажды Долаана Оюн, которая играла Госпожу, заболела и не смогла принять участие в спектакле, и вместо нее на сцену вышел мальчик Олча Ооржак. Он легко справился с ролью и сыграл так, что всем очень понравилось. Задумка принадлежала Айлане Леонидовне. Сейчас, вспоминая этот эпизод, я понимаю, что это было не только выходом из внезапно возникшей ситуации, а еще и добавило иронии и сарказма в образ злой госпожи.
Времена «Желтого аиста» я хорошо помню не только благодаря успеху спектакля, но и прекрасной дружеской обстановке в детском коллективе. Мы все дружили, вместе играли после репетиций, а дружная и веселая детвора — это всегда нарушение дисциплины для режиссера. Помню, как Айлана Леонидовна всегда повторяла: «Поймали тишину!..», и кто-то даже пытался поймать ее руками. Методы воспитания помогали. Она всегда нам напоминала, что в ТЮЗе мы — актеры, а если хотим баловаться и дурачиться, то только после репетиций, когда вновь станем обычными детьми, ничем не отличающимися от других. И совсем как обычные дети мы радовались подарку мэрии для ТЮЗа — первой поездке в ВДЦ «Океан», первому полету на самолете и путешествию вдали от родителей.
Время шло, дети росли, и на смену китайской сказке пришла итальянская «Страна Гоцциания». Так называлась пьеса Э. Мижита по мотивам сказочных пьес Карла Гоцци («Ворон», «Принцесса Турандот» и «Любовь к трем апельсинам»).
«Страна Гоцциания» отличилась от «Желтого аиста» настроением, но была не менее красочна и так же полна волшебства. Зрители, как и мы, юные актеры, открыли для себя мир итальянской комедии масок, в стенах ТЮЗа звучала неаполитанская тарантелла, а зрители узнали, кто такие Бригелла, Тарталья и Труффальдино.
С новой постановкой в ТЮЗе появились и новые актеры. Главную роль в этом спектакле сыграл тогда еще никому не известный Стас Ооржак. Мальчик был одарен и очень смел. Он с невероятной заинтересованностью брался за роль, переживал, когда что-то не получалось, обижался на Айлану Леонидовну, когда она просила снова и снова повторять одни и те же слова. Но Стас уверенно шел к своей цели и добивался результата, он, можно сказать, жил ТЮЗом. Потом Стас увлекся звуком и светом, и в дальнейшем помогал в этом в спектаклях. Айлана Леонидовна в тот период была для него второй мамой и многое ему дала.
Одной из ярких сцен спектакля была сцена во дворце у императора Альтоума (Айдын Дамба-Хуурак) с принцессой Турандот (Люда Шухова) и ее невольницами Адельмой (Вика Тыртый-оол) и Зелимой (Уяна Монгалбии). Юные актрисы невероятно профессионально исполняли свои роли. Спор злой Адельмы и доброй Зелимы доходил до такого накала, что если бы был жив Станиславский, то непременно бы сказал: «Верю!».
Вслед за итальянскими масками в ТЮЗе поставили пластический спектакль с масками мистерии Цам. Постановка, основанная на мифологической истории о мире волшебных птиц, где только что родившийся птенец преодолевает свой страх, встречая на пути невероятных чудовищ, знакомится с шаманом и в конце вырастает в прекрасную птицу. Этот пластический спектакль был без единого слова, но нес в себе огромный смысл.
Мы все тогда работали в больших масках. Необходимо было не только привыкнуть к ним, но и пластически показать так, чтобы зритель видел не человека в маске птицы, а верил, что перед ним мифическое животное. Именно такую задачу ставила перед нами Айлана Леонидовна, ей помогал хореограф Ким Кимович Куулар. Маски птиц были тяжелыми и иногда неудобными, но постановка нравилась нам своей необычностью, завораживала музыкой и красотой. Я поняла, что нам, действительно, удалось выполнить задумку Айланы Леонидовны, когда постановка выиграла в 2002 году на Всероссийском форуме «Одаренные дети» в городе Москве. ТЮЗ занял первое место в номинации «Театральный конкурс».
ТЮЗ на протяжении многих лет занимает первые места в различных фестивалях и конкурсах. В этом большая заслуга режиссера и идейного вдохновителя театра — Айланы Леонидовны Чадамба. Необыкновенно жизнерадостная, добрая, энергичная, она всегда находится в окружении детей, знает, что им сказать и как подбодрить перед выступлением. Она всегда в хорошем настроении и заряжает им детей, а они, в свою очередь, дарят ей свою любовь. Я бы хотела поблагодарить ее за труд, терпение, профессионализм, преданность театру и любовь к детям.
Годы проходят, дети вырастают, создают свои семьи, а во главе ТЮЗа все та же хрупкая, но сильная женщина, которая вдохновила на творчество не одно поколение юных актеров.
Некоторые тюзовцы в дальнейшем связали свою жизнь с театром. Уран-оол Стал-оол стал актером Муздрамтеатра, Уяна Монгалбии играет в кукольном театре, а пришедший в ТЮЗ совсем маленьким Моге Ооржак даже успел сняться в фильме «Золотая Орда» с Андреем Паниным. Настя Братилова выбрала профессию режиссера, возможно, в дальнейшем она продолжит творчество Айланы Леонидовны.
Другие тюзовцы, которые не выбрали путь актера или режиссера, думаю, навсегда остались неравнодушны к театру и культуре.
В ТЮЗе не всегда играли дети, когда-то все роли исполняли взрослые актеры. Тогда почему же сейчас он детский? Мне кажется, это замечательно. Ведь ТЮЗ выполняет сразу несколько функций: эстетическое воспитание, развивает у детей творческое начало и способность переживать, а еще, мне кажется, ребенок-зритель больше верит ребенку-актеру.
Я поделилась с вами лишь маленьким отрезком жизни ТЮЗа. Сейчас ему 50 лет, и, несмотря на финансовые трудности, он продолжает жить и дарить волшебство детям и взрослым.
Говорят, если в актере «сидит ребенок», то он легко может перевоплотиться в разные роли. А в нашем ТЮЗе в детях «сидит большой актер».
С юбилеем, родной ТЮЗ!
Свой «золотой» юбилей ТЮЗ отмечает 27 марта, в Международный день театра, постановкой «Снегурочка» на сцене Дома народного творчества, начало — в 16 часов. Вход свободный. А с 14 часов в зале ТЮЗа открыта выставка. Добро пожаловать!
Долаана ХЕРТЕК
г. Санкт-Петербург